Особенности гендерного воспитания курсантов в образовательных учреждениях МВД России (09.09.2012)

Автор: Браженская Наталья Евгеньевна

Обсуждение,

Осознание,

Дискуссия,

Мировоззренческий выбор,

Осмысление жизненных задач в процессе обучения, тренингов, ролевых игр, выполнения творческих заданий

6 Подготовка к счастливой семейной жизни ППС, сотрудники МПО, курсовые офицеры, курсанты Курсанты-девушки в рамках анализа соответству-ющих направле-нию соц. ролях

7 Сохранение репродуктивно-го и психического здоровья ППС, сотрудники МПО, курсовые офицеры, курсанты

репродуктивного здоровья, ощущению женщины в современном мире и при работе в МВД приглашались сотрудники медицинских учреждений города, женщины, работающие в УВД по Хабаровскому краю. Содержание и методы гендерного воспитания курсантов гендерного воспитания представлены в Таблице 2.

Для повышения психолого-педагогической грамотности сотрудников ДВЮИ МВД России была разработана программа спецкурса «Гендерное воспитание курсантов», которая представлена в Приложении 9 диссертации. Две темы спецкурса были прочитаны на межкафедральном семинаре и учебно-методических сборах преподавателей вуза.

Последний раздел третьей главы посвящен анализу условий эффективности и результативности гендерного воспитания курсантов вузов МВД России, которые подробно раскрыты в диссертации. Важнейшим условием повышения эффективности гендерного воспитания в вузе является его внедрение в воспитательный процесс, осознание его важности в психолого-педагогическом и гуманитарном образовании, придание данной работе системности и наличие достаточного научно-методического обеспечения.

Анализ результативности проведенной работы проводился по критериям сформированности гендерного самосознания, которые кратко обозначены: «понимают себя», «понимают других», «изменились внешне» и «изменились внутренне». Конкретные показатели по каждому критерию выявлялись с помощью специально разработанной анкеты, а также в процессе индивидуальных бесед, наблюдений за поведением курсантов, экспертных оценок. Результаты были обобщены и сведены в Таблицу 3.

Критерий «Понимают себя» объединил ответы, связанные с осознанием себя в рамках принадлежности к биологическому полу и осознания гендерных особенностей поведения. Критерий «понимают других (однополых)» и «понимают других (противоположный пол)» предполагал в первом случае: понимание специфики общения с представителями своего пола, во втором – противоположного на основании преодоления гендерной схематизации и гендерных стереотипов. Критерии «изменились внешне» и «изменились внутренне» позволяют проанализировать, как курсанты сами оценивают изменения, происходящие с ними, ощущают ли преодоление негативного влияния специализированного обучения за счет проведения целенаправленных воспитательных мероприятий.

Анализ данных показывает, что в результате проведенной работы в экспериментальной группе, как у юношей, так и у девушек, произошли существенные изменения, которые значимо выше, чем в контрольной группе. В ЭГ и КГ девушек обнаружены значимые отличия на уровне р ? 0,01 по критерию Фишера. Значимые отличия на уровне р ? 0,01 в ЭГ курсантов-девушек отмечены при ответах группы «поняли себя» и «положительно изменились внутренне».

Таблица 3.

Сравнительные данные эффективности гендерного воспитания курсантов экспериментальных и контрольных групп на завершающем этапе исследования (в % от общего количества человек в группе)

Понимают себя Понимают других (однопол.) Понимают других

(противоп. пол) Изменились

внутренне положи-тельно внутренне отрица-тельно

2010г 2011г 2010г 2011г 2010г 2011г 2010г 2011г 2010г 2011г

Девушки

В группах курсантов-юношей также отмечено положительное воздействие целенаправленной воспитательной работы. Высокий уровень значимости (на уровне р ? 0,01) после проведения эксперимента в ЭГ курсантов-юношей отмечается в понимании себя, однополых товарищей и положительных внутренних изменениях. В диссертации подробно рассмотрены качественные изменения, которые произошли по различным показателям в группах, с которыми проводилось целенаправленное гендерное воспитание.

В заключении сформулированы следующие теоретические выводы:

1. Гендерное воспитание в образовательных учреждениях МВД России – это последовательное, планируемое формирование гендерного сознания и поведения курсантов, основанное на сохранении половой идентичности в условиях равных прав и возможностей, независимо от биологического пола (принцип эгалитаризма). Цель гендерного воспитания заключается в предотвращении негативных последствий специализированного обучения личности курсантов-девушек.

2. Задачами гендерного воспитания в образовательных учреждениях МВД России является формирование гендерной идентичности курсантов через преодоление гендерных стереотипов, подготовка к семейно-брачным отношениям, половое просвещение, осознание и принятие особенностей поведения людей с разным набором феминно-маскулинных качеств. В связи с этим большое значение приобретает сохранение феминного начала девушек.

Процесс воспитания девушек предполагает преодоление противоречия между онтологической природой женщины, проявляющейся в ролях «матери» и «супруги», и социальными стереотипами, формирующими стремление к материальной независимости и карьерным достижениям женщины.

3. Содержание гендерного воспитания заключается в обогащении внутреннего мира курсантов, расширении восприятия себя и других, осознании форм и методов гендерного самовоспитания, освоении путей формирования гендерных стереотипов. Недостаточность гендерного воспитания в условиях овладения специальностями для правоохранительной деятельности негативно сказывается на женской психике и проявляется в усилении значимости карьеры, непонимании других путей самореализации, смешении разных социальных ролей.

4. Основными направлениями гендерного воспитания являются: обогащение содержания учебных занятий гуманитарного цикла; групповые и индивидуальные тематические беседы, дискуссии; тренинги, конференции, ролевые игры, самоанализ; занятия в рамках научного кружка, информационные часы; встречи с медицинскими работниками и сотрудниками ОВД, обсуждение произведений искусства, литературы, кинофильмов; творческие конкурсы, выставки работ курсантов, посещение музеев и театров, творческие вечера, творческие задания; оформление стенгазет и периодической печати вуза.

5. Условиями эффективности гендерного воспитания являются: включение данного направления в образовательный процесс вуза с целью формирования целостного индивидуально-профессионального самосознания с учетом гендерных требований развития общества на современном этапе; введение в критерии оценки воспитательной работы гендерных аспектов; разработка и внедрение научно-методического обеспечения гендерного воспитания в вузе; подготовка постоянного состава образовательных учреждений к проведению данного направления воспитательного работы; развитие личных гендерных приоритетов субъектов воспитания.

Практические рекомендации:

1. В рамках гендерного воспитания руководителям образовательных учреждений МВД России целесообразно организовать семинар для повышения гендерной грамотности постоянного состава.

2. Сотрудникам ОМПО, курсовым офицерам и преподавателям использовать методы воспитательного воздействия курсантов с учетом гендерных особенностей.

3. Подразделениям по работе с личным составом образовательных учреждений МВД России планировать проведение общекурсовых и межкурсовых мероприятий, повышающих гендерную культуру курсантов, совместно с медицинскими учреждениями, общественными объединениями, средствами массовой информации.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора.

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях:

Браженская Н.Е. Соотношение ориентаций на семью и карьеру у курсантов-девушек в вузе МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2011. – 0.5 п.л.

Браженская Н.Е. Гендерные ориентации курсантов вуза МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2011. – 0.3 п.л.

Гейжан Н.Ф., Браженская Н.Е. Гендерное воспитание девушек в ведомственных вузах // Педагогическое образование в России. – 2011. – 0.5/0.25 п.л.

Статьи, тезисы докладов и сообщений на научных конференциях и семинарах, опубликованные в иных научных изданиях:

4. Браженская Н.Е. О влиянии социального статуса женщины на представления о женском образовании: исторический аспект // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. – 2010. – 0.4 п.л.

5. Браженская Н.Е. О чем мечтают современные девушки // Сб. всероссийского форума «Дом семьи – Россия! Пути формирования и укрепления родственных отношений в семье, доме, стране». – СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. – 0.09 п.л.


загрузка...