Формирование эстетической культуры учащихся в современных условиях (09.09.2011)

Автор: Грицай Л.А.

Г.И. Щукиной эстетическое воспитание рассматривается как закономерная, управляемая система педагогической деятельности, включающая в себя учебную и внеклассную работу, занятия в учреждениях дополнительного образования, воспитание в семье и самовоспитание, направленной на формирование эстетической культуры учащихся.

Однако, как отмечают исследователи, в современных условиях процесс эстетического воспитания испытывает немало трудностей. Они заключаются в необыкновенно малом внедрении в ежедневную практическую деятельность школ научных достижений в области эстетического воспитания.

Данное обстоятельство, как отмечают ученые, объясняется несколькими факторами: перегруженностью учебного плана средних учебных заведений, обращенного к передаче знаний, информации как основной своей задачи; отсутствием учебно-методического комплекса по эстетическому воспитанию учащихся: программ, учебно-методических пособий по проблемам эстетического воспитания и образования в школе; отсутствием должной подготовки педагогических кадров; малой материальной оснащенностью школ; невниманием к проблемам эстетического формирования личности учащихся средних общеобразовательных учреждений на уровне государственных образовательных структур.

Изучив основные подходы исследователей к эстетическому воспитанию учащихся в современной школе (Л.В. Богомолова, А.И. Буров, М.А. Верб, А.А. Веремьев, Т.П. Голубева, А.В. Гордеева, Е.В. Квятковский, А.А. Мелик-Пашаев и другие), мы полагаем, что в настоящий период можно выделить четыре основных модели организации процесса эстетического воспитания:

— первая модель, в которой эстетическое воспитание функционирует разрозненно;

— вторая модель, заключающаяся в том, что эстетическое воспитание учащихся осуществляется как традиционная система;

— третья модель достаточной организации эстетического воспитания в школе, реализуемая на основе тесного сотрудничества школы с учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры;

— четвертая инновационная модель, отличающаяся эстетической направленностью всего учебно-воспитательного процесса школы.

Рассмотрев данные модели и изучив опыт эстетического воспитания, мы пришли к выводу о том, что высокий уровень формирования эстетической культуры обеспечивается в тех образовательных учреждениях, в которых действуют следующие факторы: эстетическая культура рассматривается как интегральная личностная категория, а дисциплины эстетического цикла занимают ведущее место в учебно-воспитательном процессе; уделяется большое внимание взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности учащихся; эстетическое воспитание строится на основе интеграции основного и дополнительного компонентов учебно-воспитательного процесса школы; используются культурологический, аксиологический, личностно ориентированный, креативный и технологический подходы к организации процесса эстетического воспитания, которые определяются тесной интеграцией предметов гуманитарно-эстетического цикла; эстетическое развитие личности основывается на принципе единства ее художественного и общепсихологического развития; используются разнообразные формы и методы работы в урочной и внеурочной деятельности.

Психологи и педагоги (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.А. Мелик-Пашаев, Д.Б. Эльконин) отмечают, что общая направленность личности старшего школьника определяется двумя психологическими тенденциями: потребностью в самоопределении и формированием на этой основе культуры личности старшеклассников.

Эстетическое воспитание в старших классах способствует, с одной стороны, развитию эстетического потенциала личности, с другой стороны, – помогает взрослеющему человеку формировать нравственные, ценностные ориентиры, позволяющие найти свое место в жизни. Поэтому ученые (М.А. Верб, Д.С. Лихачев, Н.И. Киященко, Н.Б. Крылова, В.А. Сластёнин, Г.И. Щукина) особо отмечают важное значение грамотно организованного процесса эстетического воспитания в старшем школьном возрасте.

Отсюда следует, что процесс формирования эстетической культуры старшеклассников, учитывающий возрастные особенности развития личности, включает в себя: формирование эстетических идеалов, представлений, развития следующих способностей: к эстетизации (рецептивный уровень); развитию познавательного потенциала эстетической деятельности учащихся (когнитивный уровень); становлению ценностного мироощущения (аксиологический уровень); развитию эмоционально-чувственного восприятия произведений искусства и окружающей действительности (эмотивный уровень); формированию эстетических творческих способностей, норм и идеалов поведения, а также стимулированию процесса самовоспитания (системно-деятельностный). В процессе эстетического развития личность осваивает все новые формы социальной и творческой деятельности, одновременно формируя и более развитые потребности и способности, более глубокое и гибкое эстетическое сознание, увеличивая тем самым свой эстетический уровень развития и творческий потенциал.

Формирование эстетической культуры личности требует внимательного изучения всех факторов, влияющих на этот процесс. К ним относятся микросоциум, окружающий личность: воспитательное пространство и образовательная среда школы, стиль воспитания в семье, окружение сверстников, и макросоциум, который включает в себя исторически сложившиеся национальные культурно-нормативные ориентации данного общества.

Анализ источников (О.В. Акулова, А.И. Кравченко, В.С. Кузин, С.И. Левкова, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова) показал, что динамика современной жизни существенно влияет на характер мышления школьников, на их художественно-эстетическое понимание мира. Под влиянием большого потока информации, эстетическое мышление старших школьников приобретает «мозаичный характер», что проявляется в дифференциации, полицентричности их художественных вкусов и предпочтений. Современные старшеклассники развиваются в рамках молодежной и массовой культур, которые значительным образом противопоставлены элитарной культуре (культуре классического наследия прошлых столетий и современности), изучаемой в рамках школьной программы. Данное обстоятельство создает значительные трудности в успешности процесса эстетического образования и воспитания в школе. Поэтому в педагогической практике и рождаются противоречия между высокими целями эстетического воспитания и крайне низким уровнем эстетической образованности выпускников средних учебных заведений. Перед современной школой стоит непростая задача – в ситуации неконтролируемых влияний окружающей среды на основе учебной и внеучебной деятельности организовать целостный процесс формирования эстетической культуры. Данный процесс представляет собою целенаправленно организованную систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов и представляющую единую целостность. Формирование эстетической культуры старшеклассников в новых социокультурных условиях понимается нами как процесс включения учащихся в эстетическую деятельность в целостном педагогическом процессе школы, результатом которого является повышение уровня сформированности эстетической культуры учащихся. Этот процесс характеризуется с трех сторон: как способность воспринимать прекрасное (рецептивный), воспроизводящий (репродуктивный), так и способность создавать новые эстетические продукты (продуктивный).

Авторская концепция формирования эстетической культуры учащихся включает в себя: цель формирования эстетической культуры старшеклассников, задачи, содержание обучения и воспитания, средства, формы организации и методы, критерии оценки результатов деятельности. В основе концепции лежат следующие методологические подходы: культурологический, аксиологический, личностно ориентированный, креативный и технологический. Данные подходы позволили рассматривать эстетическое воспитание как динамически развивающийся процесс организации деятельности, характеризующийся освоением учащимися культурных ценностей, творческим созиданием, рефлексией процесса эстетического развития. Немаловажно, что подходы объединяет идея интегративного обучения, которое особенно значимо при преподавании предметов гуманитарно-эстетического цикла, т.к. необходимость интеграции определяется, с одной стороны, самой сущностью искусства, его полифункциональностью, а с другой стороны, интеграция способствует формированию системы культурологических знаний, умений, навыков, аксиологических представлений и нравственно-эстетических идеалов, представляющих основу эстетической культуры личности.

С учетом авторской концепции была разработана структурно-логическая модель процесса формирования эстетической культуры старшеклассников в современных условиях (рис. 1).

Рис. 1. Структурно-логическая модель процесса формирования эстетической культуры личности в современных условиях

????h?????тизации учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения.

С опорой на авторскую концепцию и с учетом главных классификационных признаков педагогических технологий на основе системного подхода была разработана инновационная педагогическая технология эстетического воспитания учащихся, направленная на формирование эстетической культуры старшеклассников в образовательном пространстве современной школы. Данная педагогическая технология была создана на основе классификации образовательных технологий Г.К. Селевко и описана по следующим параметрам: эмоционально-художественная, эмоционально-нравственная, информационная; обучающая, воспитывающая и развивающая; гуманно-личностная, ориентированная на поддержку и развитие личностей учащихся; объяснительно-иллюстративная с элементами диалога и творческого познания мира; массовая и продвинутая. Педагогическая технология формирования эстетической культуры старшеклассников строилась на технологиях развивающего обучения (личностно ориентированной, технологии активизации познавательной деятельности учащихся, технологии продвинутого обучения, проблемной и диалоговой технологиях).

Предлагаемая технология выстроена как система научно обоснованных компонентов и методик, способствующих установлению таких отношений, при которых создаются наиболее эффективные условия полноценного эстетического развития личности.

Таким образом, анализ теоретических источников и практики позволяет сделать вывод о том, что в педагогической науке созданы предпосылки для постановки и разрешения проблемы формирования эстетической культуры старшеклассников. Решение проблемы предполагает: обновление содержания эстетического воспитания учащихся в целостном педагогическом процессе, создание инновационных интегрированных курсов на основе предметов гуманитарного цикла, введение факультативных занятий, обновление содержания и методов дополнительного образования и воспитания.

Во второй главе «Опытно-экспериментальное исследование формирования эстетической культуры старшеклассников» дана характеристика опытно-экспериментальной работы, описаны результаты констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов по формированию эстетической культуры старшеклассников в образовательном пространстве современной школы.

Целью проводимого эксперимента в рамках данного исследования являлась апробация разработанной концепции и модели формирования эстетической культуры старшеклассников и выявление ее результативности.

На начальном этапе опытно-экспериментальной работы изучались основные направления процесса эстетического воспитания учащихся, была разработана программа организации целостного процесса формирования эстетической культуры личности в образовательном пространстве школы.

Констатирующий эксперимент проводился в 2004–2006 учебных годах на базе школ № 39, 53, 67. г. Рязани, в котором участвовало 122 человека (учащиеся 10-х классов) и 6 педагогов. Данные образовательные учреждения были отнесены, согласно нашей классификации, ко второй модели организации процесса эстетического воспитания как образовательные учреждения с традиционной структурой системы эстетического воспитания, которая характеризуется организованностью каждой из имеющихся в школе структур эстетического воспитания в рамках основного и дополнительного компонентов учебно-воспитательного процесса, хотя как единая целостная система формирования эстетической культуры школьников она еще не функционирует.

На этапе констатирующего эксперимента было изучено состояние эстетического воспитания, направленного на формирование эстетической культуры старшеклассников в образовательном пространстве современной школы. В ходе констатирующего эксперимента в изучаемых группах определялся первоначальный уровень сформированности эстетической культуры старшеклассников. Предполагалось определить у испытуемых старшеклассников исходный уровень сформированности эстетической культуры с учетом разработанных критериев и с помощью диагностических методик.

На данном этапе были использованы следующие методы педагогического исследования: включенное педагогическое наблюдение за эстетической деятельностью педагогов и учащихся, анализ конкретных педагогических ситуаций, беседа, групповое анкетирование и тестирование, изучение продуктов деятельности (творческие работы, сочинения и т. п.) и характеристик учащихся, графические методы анализа полученных результатов. Комплекс данных методов обеспечивал целенаправленное выявление уровней сформированности эстетической культуры старшеклассников.

В исследовании с опорой на научные исследования М.А. Верба, Л.Н. Москвичевой, Л.П. Печко, Р.Х. Чернявского были определены критерии и показатели сформированности эстетической культуры старшеклассников. Изучение указанных научных источников и анализ содержания рассматриваемого понятия позволили выделить основополагающих критериев сформированности эстетической культуры старшеклассников: рецептивный, эмотивный, когнитивный, аксиологический и системно-деятельностный. Критерии и показатели сформированности эстетической культуры учащихся представлены в таблице 1.

Таблица 1

Критерии и показатели сформированности эстетической культуры

Критерии

оценки

Показатели оценки

1. Рецептивный – развитость эстетических знаний, представлений, идеалов, потребностей

2. Когнитивный – общая образованность в сфере культуры, понимание сущности прекрасного, искусства, художественного творчества, знание истории развития отечественного и зарубежного искусства

3. Аксиологический – эстетические ценности

4. Системно-деятельностный – развитость тех или иных художественных способностей, участие в творческой деятельности

5. Эмотивный – эмоциональная отзывчивость к эстетическим сторонам жизни, искусству

Ориентируясь на данные критерии и показатели, в ходе констатирующего эксперимента были выделены четыре группы старшеклассников с различными уровнями сформированности эстетической культуры (высокий уровень, достаточный, ниже достаточного и недостаточный).

Как показывают данные констатирующего этапа экспериментального исследования (рис. 2), общий уровень сформированности эстетической культуры старшеклассников нескольких школ г. Рязани в целом недостаточен.


загрузка...