Стратегия мягкой силы в контексте трансформации политической системы Турецкой Республики в период 2002-2014 гг. (09.04.2015)

Автор: Зубкова Алёна Игоревна

Зубкова Алёна Игоревна

Стратегия мягкой силы в контексте трансформации политической системы Турецкой Республики в период 2002-2014 гг.

Специальность 23.00.04 – Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук

Москва - 2015

I. Общая характеристика работы.

Актуальность исследования. Современные глубокие социально-политические трансформации могут быть охарактеризованы в терминах нестабильности, кризисов и турбулентности. Рост взаимозависимости сопровождается возрастанием активности центробежных сил, способных оказывать серьезное деструктивное влияние на систему международных отношений. Появление новых политических акторов, общественных и религиозных организаций, возрастающая роль СМИ способствуют не только более динамичному развитию международной политической системы, но и делает ее все менее управляемой. В этой связи, ключевым пунктом внешней политики современных государств становится работа с международным общественным мнением, повышение аттрактивности ценностных ориентиров, что во многом определяет политическую легитимность.

Актуальность исследования связана с коренной трансформацией, которую претерпела турецкая внешняя политика, будучи переосмысленной в категориях новой внешнеполитической стратегии. В рамках этой стратегии для Турции была определена принципиально новая цель - позиционирования как региональной (а впоследствии – и глобальной) державы, наследницы – как в географическом, так и в культурном смысле – Османской империи.

В период правления Партии справедливости и развития (с 2002г. по настоящее время) произошло переосмысление не только внешнеполитического курса, но и внутренней политики Турции, что было обусловлено качественными изменениями социально-политической реальности. В рассматриваемый период в политической системе Турции произошли коренные трансформации, выразившиеся в постепенном отходе от вестернизированных принципов кемализма (республиканизма как построения конституционной демократической республики вместо традиционной османской абсолютной монархии; национализма как построения национального унитарного государства, понятия, дистанцированного от пантюркизма и панисламизма; лаицизма, подразумевающего светский характер государства; народности, понимаемой в смысле обладания народом верховной властью в стране, борьбы против классового неравенства; этатизма и революционности как верности заветам Ататюрка). Произошла системная переоценка ценностей и смыслов, оказывающих фундаментальное влияние на турецкую политическую систему, внешне- и внутриполитические трансформации Турции выразились в переосмыслении собственной истории, культуры. Подтверждением этому может служить акция по переносу гробницы Сулейман Шаха – предка основателя османской династии – ввиду угрозы уничтожения боевиками так называемого исламского государства. Одной из важнейших стратегий, способствующих формированию устойчиво положительного внешнеполитического имиджа государства с целью упрочения его влияния на мировые политические процессы, является стратегия мягкой силы, неразрывно связанной с такими понятиями, как культура, ценности, политические институты. Турция, наращивая свое политическое, дипломатическое и гуманитарное присутствие в регионе (в первую очередь – на Ближнем Востоке), применяет стратегию мягкой силы таким образом, чтобы обеспечить себе роль медиатора, посредника в решении проблем региона, что способствует усилению ее роли во внешнеполитических процессах, и выражается, в том числе, в экспорте ценностей и культурной экспансии.

Проект реализации геополитической идеи Турции как моста между Западом и Востоком (превращению Турции в крупный энергетический и транспортный хаб) нашел свое воплощение в ходе последних договоренностей между Турцией и Россией в декабре 2014 года. Именно Турции отводится важная роль в российском «развороте на Восток» и планах по перекраиванию энергетической карты Европы в связи со сворачиваем «Южного потока» и ставкой на расширение «Голубого потока», строительства энергетического хаба на границе Греции и Турции, а также строительства АЭС «Аккую».

«Глава мягкой силы» России, председатель комитета Совета Федерации ФС РФ по международным делам и сопредседатель Форума общественности России и Турции К.Косачев на заседании российско-турецкой научно-образовательной комиссии в рамках Форума общественности заявил, что за последние два года Турция вышла на передний план в числе приоритетных партнеров России на международной арене. «Сегодня наши страны находятся в беспрецедентной в истории ситуации: Россию и Турцию больше объединяет, чем разъединяет». Все это делает для отечественной науки насущно необходимым изучение современных социально-политических процессов, протекающих в этой стране, и понимание глубинных социокультурных оснований этих трансформаций.

Степень научной разработанности темы исследования

Представляется возможным разделить литературу по данной проблематике на три группы: 1) документальные источники; 2) работы, посвященные теоретическим проблемам мировой политики и международных отношений; 3) российская и зарубежная литература, посвященная проблематике социально-политической трансформации в Турции.

К первой группе могут быть отнесены Конституция Турецкой Республики, монография А.Давутоглу «Стратегическая глубина», заявления президента, премьер-министра, министра иностранных дел Турции, заявления, сообщения и отчеты министерства иностранных дел и аппарата премьер-министра Турции, посольств, материалы официальных сайтов органов государственной власти.

Общетеоретической основой исследования стали работы И.А.Василенко, Н.М.Гусейновой, Д.Б.Казариновой, О.Г.Леоновой, Д.Б.Малышевой, А.В.Михалева, А.Наумова, В.И.Пантина, О.Ф.Русаковой, И.С.Семененко,С.В.Смирновой, М.В.Стрежневой, а также К.Грея, О.Б.Динчера, С.Йылмаза, Дж.Келии и Б.Симмонс, А.Т.Леннона, К.Лорд, Дж.МакКлори, Я.Мелиссена, Дж.Ная, К. Хайдена, Д.Хайнса, в которых рассматриваются различные теоретические аспекты стратегии мягкой силы в условиях глобализирующегося мира.

Проблемам социально-политической трансформации в Турции посвящены работы В.М.Ахмедова и Л.М.Кулагиной, А.А.Гурьева, И.И.Ивановой, Н.Г.Киреева, Ю.С.Кудряшовой, В.А.Надеина-Раевского, Б.М.Поцхверии, Е.Сатановского, И.Свистуновой, А.Сотниченко, И.И.Стародубцева, Н.Ю.Ульченко, И.Л.Фадеевой, А.Шлыкова.

Среди зарубежных работ, посвященных изучению различных аспектов внутренней и внешней политики Турции, ее трансформации в начале XXI века, а также – теории и практики реализации турецкой стратегии мягкой силы, следует отметить исследования Х.Алтыная, М.Алтынышыка, Д.Байкардара, И.Бала, Ф.Гёчек, Н.Данфорта, Й.Джандемир, И.Калына, Р.Касторьяно, М.Озджана, Э.Озйюрек, С.Онер, П.Робинса, А.Сенгупты, О.Ташпынара, А.Уйсала, М.Хартмута, С.Чевик, Я.Челик.

Таким образом, исходя из анализа существующего обширного корпуса литературы по данной проблематике, можно сделать вывод о том, что налицо востребованность комплексного исследования, которое бы было посвящено изучению роли инструментария мягкой силы во внешней политике современной Турции и становления ее как регионального лидера.

Автор ставит целью данной работы определение и изучение роли и степени действенности стратегии мягкой силы в контексте трансформации политической системы Турецкой Республики в период 2002-2014гг.

Достижение данной цели потребовало решения следующих задач:

Проанализировать основные теоретические положения и подходы к изучению стратегии мягкой силы в контексте глобализационных процессов и появления новых акторов на мировой политической арене.

Рассмотреть генезис и особенности идеологии турецкой политики как основы ее внутри- и внешнеполитического развития и целеполагания.

Изучить существующие подходы к методологии исследований потенциала мягкой силы государств на примере индексов мягкой силы, определить пределы их объяснительных возможностей.

Рассмотреть существующие формы и механизмы применения стратегии мягкой силы.

Проанализировать фундаментальные трансформационные процессы, произошедшие во внутренней и внешней политике Турции в период правления Партии справедливости и развития.

Продемонстрировать корреляцию внешнеполитических и внутриполитических изменений в Турции со сменой ценностно-смысловых параметров историко-политического позиционирования

Определить роль стратегии мягкой силы в становлении Турции в качестве субъекта региональной и мировой политики

Дать оценку роли гуманитарных проектов как инструмента мягкой силы

Объектом данного исследования являются процессы внешнеполитических и внутриполитических трансформаций Турции в период 2002-2014гг., предметом – стратегия мягкой силы Турецкой Республики - ее цели, сферы приложения и инструменты - в контексте трансформации ее внутренней и внешней политики в указанный временной период.

Гипотеза исследования. Стратегия мягкой силы Турецкой республики, применяемая в период 2002-2014гг., демонстрирует направленность ее внешней политики на достижение статуса регионального и глобального лидера, что имплицируется трансформацией политической системы страны и пересмотром ценностно-политических стратегических проектов. Формы мягкой силы, используемой Турцией в качестве инструмента внешней политики, отражают смещение ценностно-символических акцентов от западного проекта к самобытному, основанному на неоосманских смыслах, что легитимирует политические практики по переформатированию статуса Турции в мировой политике.

Хронологические рамки исследования ограничены периодом пребывания у власти Партии справедливости и развития – с 2002г. по 2014гг. Выбор данных временных границ исследования обусловлен тем, что именно в этот период турецкая политика претерпела коренные изменения, заключавшиеся в переосмыслении своей роли в истории и мировой политике, что привело, в том числе, к разработке и применению стратегии мягкой силы.

Теоретической основой исследования выступила совокупность исследований отечественных и зарубежных ученых, в работах которых нашли отражение следующие теоретические направления: парадигма неореализма, основное положение которого состоит в рассмотрении государств как функционально однородных элементов международной системы, структура которой приобретает решающее значение, определяя баланс силы между государствами и диктуя, таким образом, их внешнюю политику; парадигма неолиберализма, сторонники которой (Р.Кохейн, Р.Купер, Дж.Най) считают, что внешняя политика государств определяется их экономическими интересами и ростом их взаимозависимости, стимулирующей усиление их сотрудничества, определяющей их поведение на международной арене и способствующей снижению роли военной мощи государств в международных отношениях. В рамках парадигмы неолиберализма развивается теория среднего уровня, о постоянно повышающейся роли мягкой/гибкой/умной силы в мировой политике. Помимо этого, в качестве теоретической основы исследования были использованы теория политической модернизации (Д.Аптер, У.Ростоу), основными чертами которой являются централизация государственной власти на национальном уровне вместе с ослаблением ее традиционных источников, дифференциация и специализация политических институтов и растущий уровень участия народных масс в политике, источником модернизации здесь считается политическая элита; концепция политического развития (Л.Пай, С.Верба, Р.Даль), концентрирующая свое внимание на институтах политической системы и их трансформации, рассматривающая потенциал политической системы как следствие степени ее адаптации к социальной среде, способности гибко и быстро реагировать на ее изменения. При этом автор обращается не только к работам ученых-теоретиков, солидаризирующихся вокруг мейнстримного направления современной политической науки, но и к альтернативным подходам.

Методологической основой исследования явилась совокупность методов, выбор которых обусловлен целями, задачами и предметом исследования. Общелогические и общенаучные методы позволили обеспечить корректность при формулировании выводов и построении параметров исследовательского поиска.

Системный подход использовался для комплексного рассмотрения предмета исследования, что позволило изучить его отдельные элементы, изучить их взаимосвязь в рамках предмета исследования как единого целого.

Использование метода соотношения исторического и логического позволило проследить содержательную трансформацию турецкой внутренней и внешней политики, формирование нового внешнеполитического курса Турции.

Методология цивилизационного подхода позволила рассмотреть процесс преодоления классического для современной Турции цивилизационного раскола, через обращение к концепции неоосманизма.

Применение компаративного метода позволило осмыслить генезис идеологии как базиса политики Турции, а также – преломление ее внешней политики в части реализации стратегии мягкой силы применительно к различным регионам.

Структурно-функциональный подход способствовал определению степени взаимовлияния внутренней и внешней политики Турции в их взаимосвязи, а также – уровня воздействия изменений в данных сферах на стратегическую политическую стабильность Турции и региона.


загрузка...