Тело как медиа: опыт реконструкции (09.04.2015)

Автор: Очеретяный Константин Алексеевич

На правах рукописи

ОЧЕРЕТЯНЫЙ КОНСТАНТИН АЛЕКСЕЕВИЧ

ТЕЛО КАК МЕДИА: ОПЫТ РЕКОНСТРУКЦИИ

Специальность 09.00.01 – онтология и теория познания

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата философских наук

Санкт-Петербург

Работа выполнена в Санкт-Петербургском государственном университете

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Савчук Валерий Владимирович

Санкт-Петербургский государственный университет

Официальные оппоненты: доктор философских наук, доцент,

ведущий научный сотрудник

Колычев Петр Михайлович

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение

«Институт экспериментальной медицины»

(Санкт-Петербург)

доктор философских наук, доцент, профессор

Дорофеев Даниил Юрьевич

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

(Санкт-Петербург)

Ведущая организация: Санкт-Петербургский

государственный технологический институт (Технический Университет)

Защита состоится « » ____ 2015 года в ____ часов на заседании совета Д 212.232.03 по защите кандидатских и докторских диссертаций при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, Санкт-Петербург, ВО, Менделеевская линия, д. 5, институт философии, ауд. ____

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке имени А.М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета

Автореферат разослан « » ____________2015 года.

Ученый секретарь Диссертационного Совета

Кандидат философских наук И. И. Мавринский

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования

Тематизация тела человека стала определяющей чертой современных философских исследований. Повышенное внимание исследователей к проблеме тела было предопределено кризисом европейских наук, затронувшим основы западной цивилизации, ее научные и нравственные идеалы. Череда войн и гуманитарных катастроф, имевших место на протяжении всего прошлого столетия, как свидетельства этого кризиса, вызвали разочарование в философско-мировоззренческой установке, постулирующей рациональность человеческой природы, неизбежность интеллектуального и морального совершенствования человека в процессе истории. Утрата веры в разум как ключевую характеристику человека стала причиной пересмотра прежних принципов осмысления человеком своего бытия в мире, поэтому исследовательский интерес все больше смещается от анализа различных форм рациональности к рассмотрению аффективных сторон человеческого существования, установлению роли желания в организации жизненного мира и рассмотрению масштабов влияния чувственности на мышление. Представители различных областей научного знания подчеркивают телесность сознания, принципиальную зависимость структур субъективности от телесной конституции, отмечают, что «ни одна мысль, ни одно культурное завоевание, ни одна форма человеческой активности не могла бы иметь места без тела как своего истока». Критическое рассмотрение тела человека становится условием понимания многообразных форм отношения человека к себе, к другому, к миру.

Актуальность философского анализа тела в его отношении к информационно-коммуникационным технологиям (медиа) обусловлена изменениями в повседневном опыте человека постиндустриальной эпохи, вызванными информационной революцией. Г. - Г. Гадамер, подводя общее основание под тысячелетние споры философов, утверждал, что «любое философское мышление есть дальнейшее продумывание изначального опыта мира». По мере возрастания исследовательского интереса к феномену информационной революции эта формула дополняется со стороны многих специалистов утверждением, согласно которому в информационную эпоху весь опыт нашего мира (т. е. все, что открывается нам в восприятии и познании) детерминирован той или иной информационно-коммуникационной технологией. Большая часть того, что мы знаем о мире, приходит из книг, журналов, из фильмов художественных и документальных, из информационных телепередач и радиорепортажей, Интернета. Современную научную деятельность также нельзя представить вне технической медиации.

Тотальное влияние информационно-коммуникационных технологий на повседневную жизнь человека приводит к изменению понимания и переживания человеком собственного тела. Медиа отчуждают от нас тело, лишают его роли актуального источника опыта, превращают его в то, что «не является чем-то всецело принадлежащим нам». Биологическое тело попадает в зависимость от образов тел, производимых техническими аппаратами, а телесные практики, осуществляемые человеком в его повседневности, актуализируются в качестве инструментальных и коммуникационных навыков лишь в той мере, в какой медиа транслируют и акцентируют их применение. В этом смысле тело человека представляет собой парадоксальный объект, который, несмотря на принадлежность природе, обретает свой завершенный образ в моделях символизации, предоставляемых медиа.

Постановка вопроса о возможности медиа влиять на тело человека сопровождается появлением новых проблем, которые требуют философского осмысления: во-первых, ускорение процессов коммуникации и утрата чувства реальности; во-вторых, кризис самоидентификации, выражающийся в стирании границ между актуальным (действительным) телом индивида и представленными в медиа виртуальными моделями тела (моделями с «нулевой денотативностью»); в-третьих, подлинность человеческого опыта, стратегий желания и форм чувственности в эпоху медиа. Предлагаемое исследование посвящено рассмотрению проблем влияния медиа на тело человека и установлению того, как медиа программируют понимание, восприятие и переживание человеком собственного тела.

Степень разработанности проблемы

Тело человека как феномен, принадлежащий одновременно миру природы и миру культуры, являет собой традиционную тему философских исследований. Человеческое тело находилось в центре внимания античных философов и в основании эсхатолигических изысканий и философских построений Средневековья. В Новое время его анализировали в рамках проблемы душевно-телесного дуализма и, наконец, в XIX веке тело человека тематизируется в качестве ключевой философской проблемы. Реакция немецкого романтизма на программу Просвещения, философия А. Шопенгауэра и Э. фон Гартмана, философский и мировоззренческий позитивизм эпохи, а также предпринятая Ф. Ницше критика культурных ценностей сформировали условия для рассмотрения тела в качестве источника тех влечений, которые вмешиваются в ход истории, формируют человеческую индивидуальность, определяют уникальные формы культуры. В XX веке психоанализ, антропология, феноменология, когнитивные науки показали, что человеческое тело имплицитно влияет как на формы восприятия пространства и переживания времени, так и на формирование моделей счета, языковых структур, типов мышления. Отечественные мыслители М. Н. Золотоносов и Г. Л. Тульчинский определяют сложившуюся в современной философии ситуацию термином «телоцентризм» в том смысле, что тело человека стало одной из наиболее скрупулезно прорабатываемых в ней тем. В настоящее время проблема тела, оставаясь актуальной, привлекает к себе внимание представителей различных областей научного знания: историков, социологов, антропологов, психоаналитиков, теоретиков медиа и философов.

В рамках историко-культурного рассмотрения проблемы тела репрезентируются образы тела, конструируемые, сохраняемые и тиражируемые в различных культурных общностях (Ф. Арьес, М. Блок, Р. Браун, Ф. Бродель, А. Бюргьер, Ж. Ле Гофф, Н. Трюон, Л. Февр, Р. Фоссье , Ж.-К. Шмитт,)

Социологические исследования, ориентированные на проблему тела, анализируют влияние политического, правового и медицинского дискурса на повседневные привычки, социальные ритуалы, механизмы поведения (П. Бурдье, И. Гофман, Э. Канторович, М. Мосс, Н. Пеллегрен, П. Старр, Б. Тернер, Р. Фицпатрик, Н. Элиас).

Философская антропология исследует тело человека в контексте взаимоотношений между природой и культурой, показывая неотделимость телесных функций и физиологических состояний от коммуникативных, символических и познавательных процессов (Ж. Вигарелло, А. Гелен, Н. А. Грякалов, Ж. Желис, Ж-Ж. Куртин, Б. В. Марков, Г. Плеснер, В. А. Подорога, М. Шелер).


загрузка...