Клинико-патогенетические особенности и судебно-психиатрическое значение гомосексуальной педофилии (09.04.2015)

Автор: Колоколов Антон Викторович

Колоколов Антон Викторович

Клинико-патогенетические особенности и судебно-психиатрическое значение гомосексуальной педофилии

14.01.06 - психиатрия

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата медицинских наук

Москва – 2015

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии» Минздрава России.

Научный руководитель:

доктор медицинских наук,

профессор Введенский Георгий Евгеньевич

Официальные оппоненты:

Матевосян Степан Нарбеевич - доктор медицинских наук, профессор, заведующий психоэндокринологическим отделением филиала ГБУЗ Психиатрической больницы №1 им. Н.А. Алексеева «Психоневрологический диспансер №2» (г. Москва)

Басинская Ирина Александровна - кандидат медицинских наук, заместитель главного врача по медицинской части ФКУ «Орловская психиатрическая больница специализированного типа с интенсивным наблюдением» Минздрава России

Ведущая организация: ГБОУ ВПО «Северо-западный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова» Минздрава России

Защита состоится «16» июня 2015 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 208.024.01 Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии» Минздрава РФ по адресу: 119991, г. Москва, Кропоткинский пер., 23.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии» Минздрава РФ и на сайте serbsky.ru

Автореферат разослан «____» апреля 2015 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор медицинских наук И.Н. Винникова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Интерес к вопросам патологии сексуального влечения в отношении гомопедофильного объекта обусловливается не только недостаточной изученностью данной проблемы, но и теми отрицательными последствиями, которые наступают вследствие реализации девиантной активности как для самих лиц с данным расстройством, так и для их жертв.

Термин «гомосексуальный педофил» был впервые использован Р. Крафт-Эббингом (1909), который отмечал, что для лиц с педофилией характерны первичное возникновение влечения к малолетним, сохранность потенции, отсутствие возможности наступления полового возбуждения в результате общения со взрослыми.

По разным литературным источникам процент распространённости лиц, страдающих гомосексуальной педофилией, составляет примерно от 9% до 40% от всех выявленных лиц с педофилией (Freund K., Watson R.J., 1992, Bogaert A.F. еt al., 1997, Blanchard R., Watson M.S., Choy A., 1999, Murray J.B., 2000, Blanchard R. еt al. 2000, Cohen L.J., Galynker I.I., 2002) и имеют наиболее высокий уровень рецидивов повторных нарушений в сравнении с гетеросексуальными (Beier K.M., 1998, Stone T.H. et al., 2000, Maletzky B.M., Steinhauser C.A., 2002, Bartosh D.L. et al., 2003 Seto M.C. et al., 2004 Barbaree H.E. et al. 2006). Согласно последним исследованиям и проведенного криминального анализа Ю.М. Антоняном (2012), за последнее время значительно увеличилось количество случаев сексуального насилия над мальчиками. И.М. Ушакова (1991) выделяла 4 варианта педофилии: навязчивый, компульсивный, импульсивный и псевдорационалистический, когда лица с педофилией стремятся рационализировать свои переживания и аномальное сексуальное поведение в отношении детей. По особенностям динамики было выделено четыре типа динамики развития педофилии: стационарный, регрессирующий, прогрессирующий и трансформирующий (характеризуется усложнением феноменологической и психопатологической структуры синдрома).

Диагностика педофилии часто оказывается затруднительной, поскольку испытуемые зачастую скрывают, диссимулируют наличие аномальных сексуальных побуждений, отказываются обсуждать свои переживания. В части случаев такие побуждения оказываются плохо осознаваемыми, что затрудняет их выявление в ходе клинического интервью. Наиболее адекватным целям клинического обследования для объективизации педофилии представляется изучение вербального поведения, в частности когнитивных искажений, которые отмечаются при многих психических расстройствах, однако, их специфика при педофилии была показана в ряде исследований.

Первые, кто использовал термин «когнитивные искажения» в области изучения механизмов сексуального насилия, были G.G. Abel. et al. (1984). Когнитивные искажения включают в себя убеждения, которые расцениваются как продукты конфликта между внешним подкреплением и внутренним самоосуждением, облегчающие внутриличностный конфликт и последующий дисстресс (устранение отрицательных эмоций), позволяя рассматривать аномальную идеаторную и поведенческую активность в пределах приемлемых границ, снижая важность социальных норм, приводя к облегчению реализации педофильных действий (Abel G.G. et al., 1984, 1985, Mann R.E., Beech A.R., 2003). Механизмами образования когнитивных искажений являются систематические ошибки в мышлении или шаблонные отклонения в суждениях, которые происходят в определённых ситуациях. Когнитивные искажения являются неотъемлемой частью многих теоретических моделей реализации сексуальных правонарушений (Marshall W.L., Barbaree H.E., 1990; Hall G.C.N., Hirschman R., 1991; Ward T., Siegert R.J., 2002) и составляют основной пласт всей системы верований и взглядов у лиц с педофилией (Ward T., 2000; Buschman J., VanBeek D., 2003). Одной из проблем считается отсутствие ясности относительно того, являются ли когнитивные искажения частью постоянной структуры системы схем и верований или являются «временным образованием», возникающим только по мере необходимости для облегчения и оправдания сексуальных действий с детьми (Gannon T.A., Polaschek D.L.L., 2006; Ward T. et al., 2008). По данным многих авторов, в долговременной памяти сохраняются различные сексуальные сценарии, входящие в структуру верований и когнитивных схем лиц с педофилией, а выявляемые у лиц с педофилией когнитивные искажения связаны с фиксированными в сознании патологическими схемами поведения, в основе которых лежат убеждения о нормативности сексуальных контактов с детьми (Segal Z.V., Stermac L.E., 1989; Murphy W.D., 1990; Bumby K.M., 1996; Ward T. et al., 1997; Dreishner K., Lange A., 1999; Baumeister R.F. et al., 2002).

Когнитивные искажения рассматривают в качестве сложных гетерогенных механизмов, использующихся для облегчения реализации педофильного поведения путем снятия сексуального напряжения, высокого уровня тревоги и отрицательных эмоций (Abel G.G. et al., 1989; Ward T., Siegert R.J., 2002; Mann R.E., Beech A.R., 2003; Polaschek D.L.L. et al., 2004; Feelgood S. et al., 2005). Лица, страдающие педофилией, были в состоянии достаточно точно идентифицировать эмоции, испытываемые жертвами различных несчастных случаев, но у них были заметные проблемы в идентификации эмоций их собственных жертв сексуального насилия (Marshall W.L. et al., 1995).

T. Ward, A. Beech (2006, 2008) когнитивные искажения рассматривали как один из клинических симптомов аномального сексуального поведения. Однако сами по себе когнитивные искажения не могут привести к реализации сексуальных действий с детьми, а лишь при взаимодействии с такими факторами, как аномальная идеаторная активность, эмоциональный дефицит, нарушение межличностного взаимодействия со взрослыми и «одиночество» с акцентом на негативных жизненных моментах (Ward T., Keenan T., 1999; Gannon T.A., Polaschek D.L.L., 2006; Mann R.E., Beech A.R., 2003; Ward T., Beech A., 2006, 2008; O Ciardha C., 2011). При регулярной аномальной идеаторной активности (сексуальных фантазиях и воспоминаниях о сексуальных контактах с детьми) при условии последующего взаимодействия с каким–либо внешним сексуальным стимулом (раздражителем) происходит запуск комплекса реакций (когнитивных, физиологических и поведенческих), приводящий к формированию и закреплению когнитивных искажений в сознании, которые в дальнейшем используются для облегчения реализации сексуального правонарушения (Cortoni F.A., Marshall W.L., 2001; Spiering M. et al., 2004; Spiering M., Everaerd W., 2007; O Ciardha C., 2011).

Цель исследования заключается в выявлении клинико-патогенетических особенностей гомосексуальной педофилии для усовершенствования диагностики и судебно-психиатрической оценки.

Задачи исследования:

Описать и психопатологически квалифицировать когнитивные искажения и другие клинико-психопатологические особенности у лиц, страдающих гомосексуальной педофилией.

Выявить особенности нарушения сексуального развития и половой идентичности у лиц с гомосексуальной педофилией.

Определить психологические особенности полового самосознания лиц с гомосексуальной педофилией.

Уточнить дифференцированные критерии экспертной оценки лиц, страдающих гомосексуальной педофилией.

Научная новизна. На основании комплексного исследования получены данные о сексологическом, клинико-дизонтогенетическом, клинико-психопатологическом, патопсихологическом своеобразии лиц, страдающих гомосексуальной педофилией. Впервые рассмотрены когнитивные искажения в качестве психопатологических феноменов для усовершенствования диагностики педофилии. Определены подходы к судебно-психиатрической оценке гомосексуальной педофилии, разработаны модели определения юридического критерия формулы ст. 22 УК РФ.

Теоретическая значимость работы определяется сформулированными концептуальными положениями. Описанный комплексный подход к выявлению клинико-патогенетических особенностей гомосексуальной педофилии имеет значение для теории общей психиатрии и сексологии, поскольку позволяет научно обосновать патогенетические механизмы формирования гомосексуальной педофилии и оценить роль факторов, облегчающих реализацию аномального сексуального поведения.

Практическая значимость. Проведенное исследование позволило усовершенствовать процесс диагностики, лежащий в основе судебно-психиатрической экспертизы. Знание дизонтогенетических, сексологических, психопатологических и патопсихологических особенностей, характерных для испытуемых, совершивших сексуальные правонарушения в отношении детей своего пола, позволяет подойти к решению экспертных задач. Практическое значение имеет возможность использования в судебно-психиатрической экспертной деятельности выявленных когнитивных искажений с психопатологической квалификацией для диагностики педофилии и судебно-психиатрической оценки.

Внедрение результатов исследования в практику


загрузка...