Традиционное земледелие горной Осетии (09.04.2015)

Автор: Кулумбегов Роберт Петрович

Кулумбегов Роберт Петрович

Традиционное земледелие горной Осетии

07.00.07– этнография, этнология и антропология

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Владикавказ

Работа выполнена в отделе этнологии ФГБУН «Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований имени В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО - Алания»

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор, засл. деятель науки РФ,

Чибиров Людвиг Алексеевич.

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, главный научный сотрудник отдела

этнографии Карачаево-Черкесского ордена «Знак Почета»

Института гуманитарных исследований

Керейтов Рамазан Хусинович;

доктор исторических наук, зав.отделом этнологии Института

гуманитарных исследований АН Чеченской Республики

Гарсаев Лейчий Магомедович.

Ведущая организация: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого

(Кунсткамера) РАН (г. Санкт-Петербург).

Защита состоится 11 июня 2015 года в 15.00 часов на заседании диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.248.01 при ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» по специальности 07.00.07 – этнография, этнология и антропология по адресу: 362025, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46, зал заседаний диссертационного совета.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова».

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации 9 апреля 2015 года, режим доступа: http://vak.ed.gov.ru. и на сайте ФГБОУ ВПО СОГУ им. К.Л. Хетагурова. Режим доступа: http://www.nosu.ru.

Автореферат разослан «___» мая 2015 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета, профессор С.Р. Чеджемов

I.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В сфере изучения этнографической науки находятся важнейшие отрасли хозяйственной деятельности человека. Это позволяет раскрыть жизнь народа в культурно - историческом и этносоциальном аспектах.

Земледелие, как и скотоводство, имели важное значение в жизни осетин. После ухода в горы в результате падения равнинной Алании в результате монголо-татарского нашествия XIII-XIV вв., во многом были утрачены возможности для развития этих важных отраслей хозяйственной жизни. Однако и в стесненных горных ущельях, с их сложными почвенно-климатическими условиями осетинский народ не только продолжал выращивать хлеб и разводить скот, но и сумел вывести земледелие и скотоводство на высокий уровень интенсивности.

Этнографическое изучение Осетии всегда было в центре внимания ученых и охватывает большие временные и тематические рамки. Однако преимущественно объектом изучения являлись и являются сегодня вопросы общественного строя, социальной сферы, культурных традиций и религиозных воззрений. При этом хозяйственный быт, по нашему мнению, в научных исследованиях, посвященных Осетии, освещался по большей части в общих чертах либо как иллюстративный фон для отдельных тематических исследований.

Научные исследования касались, либо земледелия всей Осетии, либо изучались исключительно вкупе с общими традициями земледелия Кавказа. Однако такой подход не дает возможности выявить традиционные формы земледельческой культуры осетин, которая сформировалась в ее горной части. Именно здесь мы находим массив понятий, представлений и терминов, которые избежали трансформации от стороннего языкового и культурного влияния, оставаясь неизменными на протяжении веков.

В научных изысканиях, посвященных земледелию, лишь обобщенно рассматривалось земледелие в южной части горной Осетии. Представленные данные по ущельям Южной Осетии носили фрагментарный характер и служили, прежде всего, вспомогательным, сравнительным материалом в отдельных исследованиях.

Агроэтнография, как часть этнографической науки, опирается на богатый полевой и исследовательский материал. Исследования в этой сфере человеческого быта показывают, что становление элементов земледелия зависит от уровня социально-экономического развития общества, особенностей почвенно-географических условий. В процессе развития этой стороны хозяйственной деятельности формируется этническая обусловленность форм земледельческой культуры народа. Говоря о месте и роли агроэтнографии, необходимо отметить важность тезиса Н.И.Вавилова о том, что «культура полей неотделима от общей культуры народа». Существование этнических традиций в хозяйственном быту является особенностью развития каждой этнической общности.

Исходя из этого, считаем необходимым выявить в настоящем исследовании в первую очередь этническую составляющую хозяйственной жизни осетинского народа.

Этому важному аспекту обычно не уделялось должного внимания исследователями, хозяйственная деятельность бывала представлена перечнем трудовых процессов, описанием орудий труда и возделываемых культур. Но особенности, присущие каждому народу и осетинам, в частности, исследователями не определялись.

В последнее время растет интерес современного общества к своей истории и традициям. В общеобразовательных учебных учреждениях, в творческих коллективах предпринимаются попытки реконструкции быта осетинского народа. Данное исследование дает фактический материал для практической реконструкции хозяйственной деятельности осетин, их религиозных воззрений в историческом прошлом. В самом обществе усиливается общий интерес к этнологии, к вопросам касающихся культурных традиций, истории народов.

Исходя из изложенного, считаем, что необходимо монографическое исследование, в котором в полном объеме были бы раскрыты формы традиционного земледелия горной Осетии.

Степень разработанности темы исследования. Кавказ – часть древнего мирового очага земледелия, об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки орудий труда и остатков зерновых злаков. Каменные орудия труда, относящиеся ко второй половине III тысячелетия до н.э., археологи находят на территории современной Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Чечни и Ингушетии. В перечне древних орудий земледелия –кремневые вкладыши, зернотерки, теречники.

Дальнейшее развитие земледелие на Кавказе получило в эпоху меди и бронзы. В результате археологического изучения края установлено два крупных очага металлургии: Кобанский и Прикубанский.

Распространение железа на Кавказе относится к первой половине I тысячелетия до н.э., эпохе, характеризующейся переходом от мотыжного земледелия к плужному. При этом плужное земледелие на Северном Кавказе в скифо-сарматскую эпоху наличествует не только на равнинах, но и в горной полосе, где земледелие, в силу неблагоприятных природных и почвенных условий, находилось на более низком уровне развития. Немало свидетельств существования развитого земледелия и у аланских племен. Среди предметов, обнаруженных на Змейском городище и в аланских катакомбах (X-XII вв.) были железные мотыги, серпы, лемехи, большое количество мельничных жерновов.

В верховьях Кубани, где было раскопано аланское городище Гиляч, были найдены части тяжелого деревянного передкового плуга. Свидетельством занятия алан земледелием в горной полосе Южной Осетии являются находки серпов на городище «Царциаты калак». Территория Южной Осетии, по данным археологический исследований, с древних времен является зоной активного земледелия.


загрузка...