Методология и инструментарий развития организационно-экономического механизма управления промышленным предприятием (09.04.2012)

Автор: Верещагина Людмила Сергеевна

Подсчет совокупных резервов повышения эффективности деятельности обойного предприятия на примере ОАО «Саратовские обои» и «Московская обойная фабрика»

Наименование показателя ОАО «Саратовские обои» ЗАО «Московская обойная фабрика»

Коэффициент

регрессии Резерв Изменение показателя

(2*3) Коэффициент

регрессии Резерв Изменение показателя

1 2 3 4 5 6 7

Эффективность реализационного подразделения предприятия (Х1) 0,0103 3,6000 0,0371 0,0040 12,70 0,0508

Эффективность информационно-аналиической

работы (Х2) 0,0002 233,5300 0,0467 0,0010 62,74 0,0627

Коэффициент конкурентоспособности ассортимента продукции (Х3) 0,0596 3,8800 0,2312 0,1210 27,23 3,2951

Индекс качества (Х4) 0,0119 88,1300 1,0487 0,2680 1,51 0,4047

Обеспеченность товарооборота товарными запасами (Х5) 0,0125 16,7400 0,2093 0,2090 1,07 0,2236

Индекс цены (Х6) 0,0075 0,0800 0,0006 2,9410 -0,05 -0,1471

Эффективность продвижения (Х7) -0,0009 -67,9200 0,0611 -0,0432 -24,81 1,0718

Эффективность оперативно-сбытовой работы (Х8) 0,0010 2,0600 0,0021 0,0430 12,39 0,5328

Итого - - 1,64 - - 5,49

Рентабельность продаж ОАО «Саратовские обои» в 2008 г. составила 2%; при реализации всех выявленных резервов управления она может повыситься до 3,64%. Рентабельность продаж ЗАО «Московская обойная фабрика» в 2008 г. – 1%; реализация неиспользованных возможностей управления обеспечит ее повышение до 6,49%.

Автором исследован инструментальный аспект управления резервами и факторами развития организационно-экономического механизма управления промышленным предприятием на примере предприятий обойной отрасли промышленности. Для этого в диссертации проведен анализ резервов совершенствования управления ассортиментной политикой обойного предприятия, резервов управления продвижением продукции, в том числе выставочно-ярмарочных мероприятий, резервов совершенствования систем менеджмента качества.

Исследование теоретических источников и эмпирических данных показало, что резервы совершенствования ассортиментной политики заключаются в использовании различных подходов к анализу и планированию ассортиментной и производственной программ. Для реализации данных неиспользованных возможностей изучены различные отечественные и зарубежные разработки в этой области.

В работе делается вывод, что существующие методические подходы к анализу и планированию ассортимента имеют различные положительные стороны, но в целом пока не адаптированы к специфике ассортиментной программы обойного предприятия, не учитывают возможные риски формирования того или иного ассортиментного портфеля, не представляют комплексного подхода к анализу и планированию ассортимента среднего по размерам предприятия.

На основе этого вывода в диссертации представлены методические рекомендации, опирающиеся на положения АВС- и XYZ-анализа, линейное программирование, теорию «оптимального инвестиционного портфеля» Г. Марковица и пр. При решении данной задачи необходимо найти наилучший портфель видов продукции с точки зрения минимального риска снижения доходности, обладающий заданной доходностью.

Ограничения:

– коэффициент корреляции между ожидаемыми доходностями i-й и j-й ассортиментных групп.

Ограничения данной задачи позволяют учесть сбытовые и финансовые возможности по каждой группе товара. По мнению автора, методика планирования ассортимента обойного предприятия с минимальным риском снижения доходности по каждой ассортиментной группе включает следующие составляющие:

1. Проводится АВС- и XYZ- анализ для определения доходности и возможности прогноза потребления.

находятся значения дисперсий ?i2 и среднеквадратических отклонений ?i для каждого вида обоев.

3. Определяется коэффициент корреляции ri,j, где i,j = 1, 2,…, n.

4. Проводится анализ конкурентоспособности выпускаемых ассортиментных групп товаров. Для составления месячного плана производства и реализации продукции используется модель линейного программирования (формулы (8) и (9)), где в качестве критерия оптимальности выступает конкурентоспособность каждой из ассортиментных групп.

где Кi – коэффициент конкурентоспособности каждой ассортиментной группы, рассчитываемый по методике автора, Xi – количество товара i в производственном ассортименте, n – количество видов ассортиментных групп, Aj – расход j ресурса, руб., А – нормативные затраты ресурсов руб., Цi – цена единицы i товара, C – плановая выручка от реализации.

Преимуществом данной методики является возможность включить в производственный план наиболее конкурентоспособные ассортиментные группы продукции при ограничениях на плановую величину выручки от реализации и расход ресурсов.

5. Задача формирования оптимального ассортимента продукции обойного предприятия на первом этапе сводится к поиску в рамках выбранной доходности r таких значений dij, при которых риск снижения доходности ассортиментного портфеля становится минимальным. Далее решается уравнение по формуле (3).

Предложенная методика анализа и планирования ассортиментной программы обойного предприятия позволяет провести предварительный анализ существующих видов продукции, оценить каждую ассортиментную группу с точки зрения ее доходности и риска, составить годовой план производства, обеспечивающий предприятию необходимую доходность при минимальном риске ее снижения. Самым серьезным недостатком предложенной методики является отсутствие взаимосвязи уровня оперативного управления ассортиментом обойного предприятия со стратегическим уровнем ассортиментной политики. Данная методика применяется для анализа и составления плана производства ОАО «Саратовские обои»: рассчитана производственная программа на год с минимальным риском. Так как fкрит > fрасчетн, то корреляция между активами отсутствует.

Результаты формирования производственной программы на год по видам продукции представлены в табл. 3.

Таблица 3

Удельные веса каждой ассортиментной группы (di), при которых риск снижения доходности ежемесячного ассортиментного портфеля становится минимальным

Месяц С3В С6 С11 С14 С10

Январь 0,015 873 0,619 048 0,238 095 0,111 111 0,015 873

Февраль 0,067 568 0,364 865 0,283 784 0,094 595 0,189 189

Март 0,172 414 0,103 448 0,465 517 0,086 207 0,172 414


загрузка...