Теоретические основы предобразования нравственно-патриотического воспитания младших школьников на основе развития критического мышления (09.04.2012)

Автор: Шарипова Дильбар Яхъяевна

Развивающие: расширение кругозора детей; развитие речи учащихся; развитие коммуникативных способностей; развитие творческого мышления; развитие исследовательской самостоятельности.

Воспитательные: воспитание национального сознания и нравственно-патриотического чувства; попытка преодоления чувства отчужденности поколений; воспитание бережного отношения к истории своей семьи, рода.

Важным моментом в программе является организация познавательной деятельности детей, которая включает в себя: поисковую деятельность, позволяющую развивать исследовательские способности и самостоятельность детей; совместную работу родителей и детей, создающую положительный микроклимат в семье.

Работа проводится в нетрадиционной форме, в данном случае по программе РКМЧП (Развитие Критического Мышления через Чтение и Письмо), используя такие приёмы, как: КТД (коллективно-творческое дело), урок-игра, анкетирование и т.д., что создаёт эмоциональный настрой детей, возбуждает интерес к этому блоку занятий, для создания положительного микроклимата в классе. В конце предложенного курса программы проводился контрольный срез, и задавались вопросы.

Мы предлагаем следующую работу с самим понятием «родословная»:

подбор однокоренных слов; работа по ассоциациям с каждой буквой данного слова. Такая работа, на наш взгляд, повысит эффективность формирования понятия родословная.

Мы старались составить анкету так, чтобы по ответам детей можно было проследить уровень интереса к изучению проблемы.

В среднем у 35% учащихся есть какие-то начальные знания по основным понятиям: Имя, фамилия, родословная, Отечество, Родина Любовь к Отечеству. По окончанию работы количество учащихся разграничивающих и имеющих представление по вышеуказанным понятиям возросло на 37,5% и составило 73%. После проведения занятий в данном классе мы провели работу по выявлению уровней сформированности понятия «нравственность и патриотизм». Диаграмма № 1. Уровень интереса детей к изучению проблемы

Из беседы с родителями, учителями, личным наблюдениям мы сделали вывод, что в одном из классов - 2 ученика имеют высокий уровень воспитанности чувства патриотизма и нравственности, 15 учащихся – средний уровень и 5 человек – низкий уровень. В процентном соотношении это выглядит так: высокий уровень - 90,9 = 91%; средний уровень - 68,2%; низкий уровень - 22,7%.

Диаграмма № 2. Уровень сформированности нравственности и патриотизма

Проведенный нами эксперимент и данные результаты подтвердили нашу гипотезу: изучение своего имени, родословной (антропонимы) являются хорошим материалом для формирования нравственно-патриотического чувства.

Итак, мы предложили программу по работе с именами и родословной, т.е. с антропонимами в школах, состоящую из двух блоков: I - «Имя – живая история»; II - «Дерево рода».

Вывод: В условиях современной школы процесс воспитания должен быть направлен на целостное формирование личности с учётом цели всестороннего, гармонического развития личности, формирования нравственно-патриотических качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности. Произведения классиков таджикско-персидской мысли посвящены проблеме формирования совершенного человека, что можно усматривать в современной системе нравственно-патриотического воспитания, в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей.

Общение, совместные дела, единые стремления семьи, школы, образовательных учреждений и детей становятся наиболее естественным процессом воспитания. Если взрослые смогут психологически и педагогически грамотно разобраться в сложившейся стадии отношений, то возможно преодоление отрицательных факторов. Глубокие контакты с взрослыми создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности.

Мы считаем возможным, начинать формирование нравственно- патриотического чувства младших школьников с того, что всего ближе для понимания и осознания детьми этого возраста – с интереса и любви к своему имени, к собственной семье, к роду своему.

Четвёртая глава - «Взаимодействие субъектов образовательного процесса в начальной школе как фактор интенсификации их индивидуальных путей в формировании нравственно-патриотического воспитания через РКМ: Сущность, технология, принципы и ведущие тенденции».

4.1. - «Технология взаимодействия творческого саморазвития младших школьников с детской книгой через РКМ по формированию нравственно-патриотических представлений». Данный параграф позволил нам разработать и реализовать рефлексивно-творческую технологию взаимодействия «ученик-учитель», «ученик-информация», «учитель-ученик» в начальной школе, в которой апробируются соответствующие условия. Предложены конкретные пути и средства эффективной реализации данного процесса.

Наблюдение за учителями в процессе исследования - выявили ряд стереотипов, разрушение которых просто необходимо в современных условиях преобразования мышления самих учителей и для принятия новой методики.

Программа развития критического мышления разрушает стереотип активизацией и привлечением учащихся к различным способам и приёмам оценочной деятельности (самооценки, взаимооценки, способ совокупной оценки). Такой подход отвечает особой философией программы, одним из принципов которой является понятие «личностного процесса достижения свободы», а одним из синонимов критического мышления является мышление свободное, независимое.

Используя методику и философию критического мышления (ситуация выбора, диалога, работа в парах, в тройке и в группе, дискуссия, учебные ситуации), педагог создаёт такие ситуации, проживая которые учащийся осознавал бы себя в большей степени.

В психологии хорошо известен «эффект выученной беспомощности». Этот эффект появляется в условиях традиционной модели обучения и воспитания, когда оценка и корректировка деятельности учащегося находится в руках учителя и является исключительно его прерогативой.

Ситуация такова, что ученик ни на минуту не забывает, что учитель – не только передатчик знаний, но и судья: он выставляет оценки, от которых во многом зависит будущее учащегося и независимо от профессиональных качеств учителя такое сочетание роли учителя и оценщика всегда вызывает настороженность у учеников. Из-за этого блокируется возможность подлинного общения между учеником и учителем, «свободного речевого самовыражения», не формируется «свободоспособность» (так определяет особое качество развитой личности известный российский педагог О.С.Газман).

В условиях действия стереотипов возникает эффект «сужения сознания. Следует учесть, что одним из критериев учебного материала - актуальная информация, которая должна включать эмоционально-познавательный элемент. Другим критерием учебного материала является его проблемный характер. Проблемность позволяет избежать однозначной трактовки какого-либо явления, события или действия, включить в учебный материал несколько, даже противоречивых мнений. Только спорный материал поможет ученику научиться вырабатывать собственную позицию и отстаивать свою точку зрения. Следующий критерий – открытость проблемы – является не менее важным в учебном материале.

Каждая педагогическая технология как система научно-обоснованных действий и предписаний, определяющая и реализующая практические оптимальные методы и приёмы достижения педагогических целей, обладает следующими важнейшими: 1) Цель, как важнейшая характеристика, задающая порядок осуществления соответствующего процесса и режим его развёртывания. При построении системы занятий приоритет отдаётся целям профессионально-творческого саморазвития субъектов, затем – формам и методам обучения, позволяющим несколько организовать плодотворную деятельность субъектов, но и обучить их методам и средствам, способам эффективного взаимодействия. Нами предлагается технология взаимодействия профессионально-творческого саморазвития - методы и приёмы работы с детской книгой через РКМ по формированию нравственно-патриотических представлений младших школьников. 2) Организованность и управляемость, что обеспечивает достижение целей с использованием целесообразно отобранных средств и методов. Содержание образования, составляющее основу организации традиционного обучения, в технологии профессионально-творческого саморазвития субъектов (ПТСС) является более гибкой структурой, подчиняющей и видоизменяющейся под активным воздействием организованных форм ПТС субъектов образования. Это позволяет перенести акцент с традиционного вопроса «чему учить?» на вопросы «как учить?» и «как учиться?».

?????????*

?????????*

-технологий не характерна полная стандартизированность процедур, это даёт возможность включать в них элементы эвристики и творчества при сохранении целостности видения процесса обучения и общих признаков технологии. 5) Функциональные характеристики и система параметров оценки. Любая педагогическая технология полифункциональна, ей присущи такие функции как диагностическая, прогностическая, интегративная, системообразующая, интенсификационная, управленческая, оценочная и др. 6) Структурная и содержательная целостность разработанной технологии обеспечивается применением принципов полилатерального подходов рассматривающих данное явление в единстве и диалектической взаимосвязи составляющих компонентов нравственно-патриотического воспитания, единым учебно-воспитательным процессом построения модели ПТСС, системность критериев и показателей, а также использованием гибких и разнообразных методов (стратегий) совместной деятельности и способов взаимодействия учеников и учителей. 7) Относительная универсальность и завершённость. Технология имеет вариативный и коррекционный характер, являясь достаточно гибкой для учёта индивидуальных особенностей учащихся и учителей, их мотивов, интересов, характера и мастерства педагога, т.е. обладает известной долей общности и универсальности для использования её в других обстоятельствах (но при соблюдении выделенных психолого-педагогических условий), что было показано в предыдущих параграфах.

Изучение процесса усвоения детьми нравственно-патриотических знаний, была установлена различная мера трудностей в усвоении. Среди таких качеств как «справедливость» представляет для школьников разных возрастов наибольшую трудность овладения. Поэтому надо специально учить детей приёмам анализа, сравнения, обобщения нравственно-патриотических явлений.

Деятельность учителя связана непосредственно с вопросами. Важно понять, что вопросы являются средством стимулирования различных видов мышления на разных уровнях сложности. При ответе на вопросы учащиеся анализируют идеи, строят собственные предложения к сюжету рассказа – всё это требует от них поисковой деятельности.

Эти вопросы взяты из версии Сэндерса (1969) систематики вопросов «Ромашка» Блума, но для Сэндерса различные типы вопросов образуют иерархию, причём вопросы на запоминание или вопросы формального уровня относятся к самому низкому уровню. Вопросы на оценку или вопросы на суждения рассматриваются как высочайший уровень стимулирования мышления.

Один из приёмов такого обучения – постановка перед детьми вопросов определенной направленности и проблемных ситуаций.

Вопросы должны затрагивать ум и чувства, заставлять детей в поисках ответа обращаться к фактам, приёмам, событиям окружающей жизни. В самом вопросе необходимо задавать проблемную ситуацию. Такая ситуация требует от ребёнка активных мыслительных действий.

В поиске ответа на вопрос требуется мобилизация имеющихся знаний, работа с фактами, умение рассмотреть и оценить поступки людей с нравственно-патриотической точки зрения.

Владение такой методикой, которая помогла бы развитию самостоятельного, творческого, инициативного мышления чрезвычайно серьёзно обсуждается сейчас в педагогической литературе представителями самых разных специальностей: педагогами, философами, психологами, экономистами, политиками, та как от качества образования в итоге зависит будущее общества. Нужны методики, которые предполагают также развёрнутое рассуждение ученика на тему вопроса, где важен не сам ответ, а поиск ответов, погружение в мир совместных (групповых, диалоговых) рассуждений и поисков относительной истины в условиях недостаточности первичной информации, так называемого знания.

Изучение работы в классах школ Таджикистана показывает, что учителя задают учащимся, один тип – формальные вопросы или по-другому фактологические вопросы.

Мы предлагаем виды вопросов, которыми должны уметь пользоваться современные учителя для преобразования своей и ученической работы для развития критического мышления:

? Вопросы формального уровня (простые вопросы) – это такие вопросы, которые задаются с целью получения фактологической информации. Они обычно требуют, лишь механического воспоминания и у учащихся может быть лишь краткосрочное знание фрагментов предметного содержания для успешного ответа. Формальные вопросы лишают учащихся возможности разговаривать, а значит, возможности развивать способность выражать собственные мысли.

? Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что …?», «Если я правильно понял, то…?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, ты сказал о …?». Целью этих вопросов является предоставление ученику возможности для обратной связи относительно того, что он только что сказал.

? Вопросы на анализ сводятся к тому, что учащийся должен ответить. Достаточно ли хорошо разъяснено значение того или иного события, или же другие варианты ответов, другие обстоятельства объясняют их лучше или более разумно.

? Вопросы на синтез (творческий) поощряют решение творческих проблем на основе оригинального мышления.


загрузка...