Теоретические основы предобразования нравственно-патриотического воспитания младших школьников на основе развития критического мышления (09.04.2012)

Автор: Шарипова Дильбар Яхъяевна

Рациональными условиями отношений взрослых и детей являются – духовные. Духовные контакты в семье и в школе не могут возникнуть в результате одних лишь платонических положений и стремлений взрослых. Для этого должны быть созданы психолого-педагогические предпосылки.

Первая и главная предпосылка – разумная организация коллектива (семьи и класса): общие перспективы, совместная деятельность, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместных решений, общих интересов и увлечений служат благодатной почвой для произрастания и развития ростков внутренних взаимосвязей взрослых и детей.

3.3. - «Воздействие на нравственно-патриотические чувства через категории и критерии взаимоотношения «ребёнок-семья-школа» средствами этнопедагогики» предложена разработанная модель к концепции преобразования нравственно-патриотического воспитания, воздействием чувств через категории и критерии взаимоотношения «ребёнок-семья-школа» в процессе поисковой деятельности средствами этнопедагогики.

Младший школьный возраст относится многими психологами (Л. И. Божович, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Фельдштейном, Р.Атахановым) и др. к стадии социализации, а не адаптации.

Именно в младшем школьном возрасте, происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора или иного способа поведения и т.д. Процесс осознания себя как личности сопровождается формированием адекватной самооценки, сравнивая себя с другими, отмечается новый этап в развитии самосознания младшего школьника. Всё это является основой для построения учебно-воспитательного процесса, направленного на целенаправленное воспитание младших школьников, формирования их нравственно-патриотической устойчивости.

Однако в начальной школе нравственно-патриотическое воспитание осуществляется не на пустом месте. Теоретические основы решения этой проблемы высказаны в «Концепции национальной школы», «Концепции о воспитании Республики Таджикистан».

Идеи и традиции народной педагогики нашли отражение в педагогических трудах таджикских и российских педагогов: С.И.Сулаймони, Х.Рахим-зода, Т.Ахмедова, К.Б.Кадырова, Н.Ф.Бунакова, П.Ф.Каптерева, В.Д.Семёнова и др.

У младшего школьника наиболее ярко наблюдается фаза присвоения ценностей (по А.В.Кирьяковой - I фаза). Поэтому важно именно в этом возрасте целенаправленно вести работу по воспитанию нравственно-патриотического чувства, которое является одним из важнейших составляющих ценностей общества. На этой основе происходит формирование ценностного отношения к явлениям окружающей действительности (в частности к имени собственному, имени рода – фамилии, к прозвищу – как к принадлежности к роду, к традиции семьи, реликвии – истории семьи, истории государства и др.)

В нашем исследовании особое место занимает процесс взаимодействия «ребёнок-семья-школа», включающий следующие моменты: обмен ценностями как личностный обмен в свободном общении и деятельности (способствует внеурочное и внеклассное проведение занятий); целенаправленное приобщение школьников к ценностям общества (чувство приобщённости к истории страны, чувство защищенности и комфорта в собственной семье, принятие себя как личность); восхождение учителя к ценностям «Детства» через интуитивное и теоретическое освоение возрастных закономерностей, индивидуальных интересов и стремлений школьников.

При настоящих условиях преподавания в школах, необходимо сказать о том, что для формирования ценностных ориентаций у учеников важна, прежде всего, личная заинтересованность и наличие сформированности у учителя нравственно-патриотического чувства долга. Осуществление этой цели возможно людьми духовно зрелыми. Духовная же зрелость приходит к человеку с видением жизни своего поколения как одного из звеньев в бессмертной цепи человечества. Любое нравственно-патриотическое качество приобретает устойчивость при сформированном мировоззрении. В начальной же школе, возможно, вести работу по нравственно-патриотическому формированию через чувства любви ребёнка к своей семье, к своему роду, к истории семьи и государства. Это закладка базиса, то, что мы заложим в этом возрасте (привязанность к семье, устойчивость взглядов), всё это будет способствовать тому, что в 13 – 14 лет подросток не уйдет из дома в наркоманию, алкоголизм, бродяжничество, в воровство или в любой другой криминал.

Основным критерием сформированности нравственно-патриотического чувства применительно к нашему параграфу является: любовь к своему имени, своей семье, своему роду; знание семейных традиций, бережное отношение к семейным реликвиям.

В рамках нашего исследования и предлагаемой программы можно выделить следующие направления нравственно-патриотического развития ребёнка: формирование положительного отношения к своему имени ? положительного отношения к себе ? любви к близким людям ? положительное отношение ко всем окружающим людям; формирование интереса к истории семьи ? к истории города ? к истории страны; формирование нравственно-патриотических представлений и чувств через определенную подачу конкретных знаний. Интересно проследить, как по мере составления своей родословной расширяются представления ребёнка о своей стране, формируется интерес от истории своей семьи к истории страны.

Если, вначале младший школьник соотносит себя только с городом, в котором родился и рос, то по мере работы по составлению родословной круг его представлений значительно расширяется, так как он узнаёт, что родители мамы у него из Куляба, а родители отца были с севера страны. А какой был уклад жизни в то время в Кулябе, какие исторические события происходили, как могли повлиять на жизнь его предков? И вот уже факты собираются в живые картинки, и тянет самому посмотреть на этот город – он стал частичкой твоего сердца. И теперь это уже не просто название одного из городов твоей страны, это «говорящее» название. И теперь для него Родина не только его родной Душанбе, где живёт он и его родители, друзья и родственники, а ещё и Куляб и Пянджекент, откуда родом его предки, и Канибадам, Дарваз, откуда они уходили на фронт сражаться за Родину это его деды, и так далее. Понятие «Родина» расширяется, углубляется и становится понятным и реальным.

Мотивами, непосредственно побуждающими к нравственно-патриотическому воспитанию в этом возрасте, могут и должны выступать «узкие, социальные» мотивы: чувство единства с семьёй; ответственность перед родителями, учителями, друзьями, одноклассниками; стремление проявлять заботу об окружающих. Исходя из этой концепции, мы можем выделить общие и частные условия формирования этого чувства.

Общие условия: а) организация воспитательного коллектива как фактора и формы функционирования системы в семье, классе, школе и т.д.; б) развитие коллективной деятельности и формирование положительного отношения к ней.

Частные условия: а) целенаправленное использование разнообразных форм воздействия, использование в решении этой задачи процесса обучения, внешкольной и внеклассной работы; б) соединение этого процесса с практической деятельностью школьников; в) постепенное накопление опыта личной и общественно - полезной деятельности.

Мы провели работу по выявлению уровня воспитанности нравственно-патриотического чувства (ребёнок и семья).

В соответствии с качественным изменением основных нравственно-патриотических проявлений младших школьников можно выделить три уровня его сформированности: высокий; средний; низкий. Деление носит условный характер, так как ярко выраженное нравственно-патриотическое чувство у младшего школьника не встречается, поскольку оно ещё не сформировано.

Рассмотрим такой критерий нравственно-патриотической сформированности как «семья», так как в предложенной нами программе именно на этот критерий делается основной акцент.

Мы предлагаем развёрнутую схему для выделения уровня воспитанности нравственно-патриотического чувства (ребенок и семья).

Признаки: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень.

Любовь к своей семье:

1. Проявление чувства привязанности к своей семье: высокий - постоянно проявляет чувство привязанности к своей семье.

2. Проявление заботы о членах семьи: высокий - охотно проявляет заботу о членах семьи; средний - проявляет заботу о членах семьи; низкий - редко проявляет заботу о членах семьи.

3. Проявление помощи: высокий - постоянно оказывает помощь старшим и младшим членам семьи; средний - оказывает помощь только, когда его побуждают и поощряют; низкий - помощь родным оказывает, после того как его заставят.

4. Проявление доверия родным: высокий - делится позитивным и негативным опытом с родными; средний - не всегда делится позитивным опытом; низкий - редко делится позитивным опытом и не делится негативным.

5. Осознание своей роли и функции в семье: высокий - осознаёт свою роль и функцию в семье; средний - считает себя центром семьи; низкий - часто чувствует себя одиноким и не нужным в семье.

Традиции семьи:

1. Проявление интереса к традициям семьи: высокий - постоянно проявляет интерес к традициям семьи; средний - проявляет интерес к традициям семьи в большинстве жизненных ситуаций; низкий - интерес к традициям семьи проявляет изредка или не проявляет совсем, т.к. может не знать, что это традиции, поскольку в семье нет понятия традиций.

2. Совместная деятельность: высокий - в совместной деятельности активен, инициативен и самостоятелен; средний - в совместной деятельности активен, но редко бывает инициативен; низкий - в совместной деятельности мало активен, не самостоятелен.

3. Знание истории жизни предков: высокий - достаточно много знает о жизни предков; средний - знания об истории жизни предков недостаточные; низкий - практически не знает истории жизни предков.

4. Проявление бережного отношения к реликвиям семьи: высокий - бережно относится к реликвиям семьи; средний - бережно относится к реликвиям семьи; низкий - к реликвиям семьи (если таковые имеются) в большинстве случаев равнодушен.

Предлагаем программу, которая способствует: А) формированию знаний по истории жизни предшествующих поколений, т.е. знаний об истории Отечества. Б) Развитию исследовательских способностей; самостоятельность младших школьников. В) Позволяет приобщить детей к национальной культуре в области традиций называния людей. Г) Помогает сблизить поколения, сгладить существующий конфликт отцов и детей.

Все эти аргументы послужили толчком для создания программы.

Предложенная программа состоит из двух блоков: I блок – «Имя – живая история»; II блок – «Дерево рода».

Программа может быть реализована как во внеурочное время (классные часы, посещение библиотеки, клуб по интересам), так и через предмет (уроки развития речи, родного и русского языка, чтения).

Имена людей – часть истории народов. Современная наука уделяет большое внимание их изучению. Для того чтобы какое-либо имя появилось у данного народа, необходимы определенные культурно-исторические условия. Поэтому многие имена несут на себе яркий отпечаток соответствующей эпохи.

Исходя, из этого частные условия нравственно-патриотического формирования остаются, но общие принципиально изменяются и выглядят так: формирование положительного микроклимата в семье через совместную деятельность родителей и детей; формирование положительного микроклимата в классе как фактора образования коллектива.

Задачи:

Обучающие - познакомить детей с происхождением и значением имен и фамилий; познакомить с терминами науки ономастики; составление генеалогического древа рода; просветительская работа среди учащихся параллельных классов.


загрузка...