Теоретические основы предобразования нравственно-патриотического воспитания младших школьников на основе развития критического мышления (09.04.2012)

Автор: Шарипова Дильбар Яхъяевна

1) упорядочивание всего спектра влияния (физических, социальных, психологических, нравственно-патриотических и др.) на личность;

2) создание условий для ускорения образовательного и инновационного процессов с целью всесторонне развитой личности;

3) создание условий для ускорений процессов социализации с целью развития личности. В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию, востребовать научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики.

Невозможно рассматривать нравственно-патриотическое воспитание, не опираясь на опыт предков, на психологию и менталитет народа.

Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи:

- во-первых, - освоить опыт предыдущих поколений;

- во-вторых, - обогатить и приумножить этот опыт;

- в-третьих, - передать его следующему поколению.

Из истории и опыта нашего таджикского народа, на основе изучения античности видно, что многие классики писатели-поэты развивали идеи гармоничного развития личности, требуя быть образцами нравственного, патриотического поведения и образованности. Классики постоянно говорили о необходимости овладения науками и физическим развитием личности, о необходимости воспитывать молодое поколение в духе любви к Отечеству, семье и прививать в них все лучшие человеческие качества (Абу Абдулло Рудаки, Саади Шерози, Абдурахмона Джами, Носири Хусрава, Насреддина Туси, Абдукасима Фирдауси, Унсурмаоли Кайковуса) и многие другие.

Хотя многие их произведения относятся к художественной литературе – именно в них воплощены педагогические идеи о нравственности и патриотизме, не говоря уже о том, что создавались даже специальные трактаты о воспитании, в которых бытовали термины «ахлок» - нравственность, «тарбияи ахлок» - нравственное воспитание, «панд» - назидание, «илму хунар» - образование и обучение ремеслу, «сабр» - терпение, «рости» - правдивость, «вафо» - верность, «ёри» - помощь, «инсоф» - совесть, справедливость, «каноат» - умеренность и т.д., содержание, которых, носили ценнейшие педагогические мысли средневековья. Данные термины и понятия тех времен употребляются и также ценятся в наше время.

Например, Абу-Абдуллох Рудаки говорил, что совершенство человека в трёх вещах: знание обычаев и традиций; выносливости в трудностях; меры наслаждения и добродетель.

В творчестве Абу Абдулло Рудаки, вопросы воспитания нравственности и патриотизма, призыв к овладению знаниями занимают значительное место. Рудаки понимал воспитательное значение знания, которые формируют нравственность, патриотизм, разум, веру и мудрость. Он говорил, что нравственный человек совершенствуется разумом и мудростью. Разумный человек совершенствуется нравственностью и верой.

Абдукасим Фирдауси в «Шахнаме» («Книга царей») показывает, что шахи и богатыри своим священным долгом считают защиту Отчизны от многочисленных врагов. Вся поэма Абдукасима Фирдауси пронизана вопросами мира, нравственности, дружбы, разума, патриотизма, сплочённости, единения, правды и справедливости. Поэма – сокровищница нравственности и патриотизма, которую А.Фирдауси переложил в стихи. Основная идея произведения – борьба «Добра и Зла» – проходит красной нитью через всю поэму, находя своё отражение в различных ситуациях, поведении и деяниях героев.

В творчестве Носири Хисрава вопросы нравственности и поведения людей занимают определённое место. В связи с этим, он даже создал специальные книги, посвящённые вопросам морали, - «Рушнои - наме» (Книга просветления) и «Саодат - наме» (Книга о счастье). Мыслитель, как и другие учёные, считал нравственность - деянием, поступком души. Согласно его высказыванием, бог, тело человека создал воспринимающим добро и зло, так же, как здоровье и болезнь, удовольствие и страдания, радость и боль, возникновение и уничтожение, после чего он дал ему разум, чтобы с его помощью он познал эти противоположности, различал хорошее от плохого и предпочёл удовольствие страданиям, чтобы приумножить доброту и благодеяние и отказаться от подлостей.

Педагогические воззрения Кайковуса разнообразны по своей форме, богаты по содержанию. Они охватывают широкий круг проблем, в них можно найти ответы на многие вопросы нравственности. Конечная цель Кайковуса заключается в том, что на основе его педагогических взглядов, выраженных в форме назиданий и наставлений, у каждого индивида сложилась рациональная жизненная позиция.

3.2. - была предложена к рассмотрению «Взаимосвязь семейного и школьного воспитания младших школьников, как фактор нравственно-психологических отношений двух поколений», что очень важно для исследования нашей проблемы, т.к. сущность единства семейного и школьного воспитания состоит, по мнению Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона, в общественной значимости и ребёнок своим появлением на свет возлагает на родителей новые обязанности и выводит их из сферы узколичной жизни в сферу общественной деятельности. Воспитание детей не личное дело родителей, а их гражданский долг.

История показала, что развитие общественного и семейного воспитания шло по трём основным направлениям: Первое – это признание за семейным воспитанием ведущей роли. Именно в семье закладываются основы будущей жизни ребёнка. Второе – недооценка роли семьи. Обострение внутрисемейных противоречий в различные периоды исторического развития, вызванное теми или иными социальными, политическими и культурными условиями, приводит к снижению уровня престижа семьи, как основы естественного воспитания человека. И третье – общественное и семейное воспитание выполняют своё назначение только в единстве.

Самое большое право родителей и педагогов-воспитателей, как отмечает Н.И.Пирогов, заключается в том, чтобы развивать всецело и всесторонне всё благое, что есть в ребёнке от природы, без посягательства на личность, которая одинаково неприкосновенна и во взрослом, и в детях.

Н.И.Пирогов выдвинул основное положение, касающееся вопросов воспитания детей в семье: не уклоняться с пути целостной внутренней жизни, в которой должно быть сохранено единство мысли, слова и дела. В этом отношении он призывает родителей и педагогов оберегать целостность детской души, не внося в неё искусственно и преждевременно раздвоение и неискренность.

Различные типы детей, наблюдаемые в школе (лицемерный, честолюбивый, мягко-забитый, злобно-забитый и др.) формируются, прежде всего, в различных условиях их семейной жизни и воспитания. В семье и школе необходимо создать нормальные условия для роста, развития и проявления всех положительных способностей детей.

В младшем школьном возрасте влияние школы более могущественно, чем влияние семьи, поэтому школа может и должна, исправлять ошибки семейного воспитания. Наряду с созданием хороших привычек, уважение к ребёнку содействует развитию в нём инициативы, творческой смелости и сознания ответственности. Необходимо настолько уважать свободу ребёнка, чтобы в его опыте развивалась его творческая личность.

Развитие творческих сил и споcобностей ребёнка наиболее благоприятно идёт в семье и в начальной школе. Но, с другой стороны, семья и школа столь, же легко может и убить творчество ребёнка в самом «зародыше», поэтому раскрытие творческих способностей ребёнка должно быть одной из главных воспитательных функций и семьи и школы. Этому в большой степени способствуют занятия интерактивным методом в школе и творческой деятельностью в семье.

В качестве основных принципов семейного и школьного воспитания можно выделить следующие: сочетание близких и срочных, возможных и необходимых задач; упор на настоящий момент; принцип преодоления трудностей; принцип достижения заслуженного успеха. Одно из ведущих условий эффективности воспитательного процесса в семье и школе – единство взглядов, единой точки зрения на проблемы воспитания в семье у родителей, представителей старшего поколения (бабушек, дедушек) является одной из причин проявления, в практике воспитания так называемых «трудных детей».

Не менее важно, чтобы семья всячески поддерживала требования школы. Нельзя воспитывать ребёнка, не погружая его в реальные проблемы жизни.

Все педагогические теории прошлого и настоящего пронизаны идеями гуманизма: любви к ребёнку; пробуждения светлых сторон его природы; развития в нём социальных сил; стремление к свободе. И поэтомуочень важно, какие эмоциональные впечатления получает ребёнок: положительные или отрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает - сердечность, заботливость, нежность, приветливые лица, взвинченность, ворчливость, мелочность, хмурые лица.

В современной социальной психологии принято делить все виды отношений между людьми на следующие:

а)сотрудничество - идеальный случай взаимоотношений, предполагающий взаимопонимание и взаимоподдержку;

б) паритет - ровные отношения на взаимовыгоде членов семьи;

в) соревнование - желание добиться большего и лучшего;

г) конкуренция - стремление главенствовать над другими;

д) антагонизм - резкие противоречия между членами группы.

Естественно, что наилучшим видом для последующего воспроизведения выступает - сотрудничество.

Необходимо учителям обратить внимание на разъяснение родителям о необходимости пересмотра их взглядов на вопросы власти и авторитета, взаимоотношения с детьми младшего школьного возраста, а именно снижения роли власти родителей и повышения роли авторитета ребёнка – младшего школьника, в рамках разумного воспитания.

Существуют следующие стадии отношений родителей, учителей и детей:

? взрослые и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, особенно в младшем школьном возрасте;

? взрослые вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними;

? чем скорее взрослые вникают в интересы и заботы детей, тем скорее дети испытывают желание делиться с ними;

? поведение детей вызывают в семье и в школе конфликты, и при этом правы взрослые;

? поведение детей вызывает в семье и в школе конфликты, и при этом правы дети;

? конфликты возникают по причинам обоюдной неправоты; полное взаимное отчуждение и враждебность.


загрузка...