Теоретические основы предобразования нравственно-патриотического воспитания младших школьников на основе развития критического мышления (09.04.2012)

Автор: Шарипова Дильбар Яхъяевна

Осмысление нравственно-патриотического воспитания на основе организации образовательно-инновационного процессов (РКМ) как сложного, многогранного психолого-педагогического явления потребовало разработки полилатерального подхода как специальной методологии исследования, задающей принципы и способы получения фундаментального знания об исследуемом феномене, отражая специфику процесса нравственно-патриотического воспитания на основе РКМ.

Полилатеральный подход представляет собой совокупность принципов и вытекающих из них организационно-педагогических способов деятельности, позволяющих: рассматривать выбранную проблему как открытую и саморазвивающуюся систему с взаимодополняющих дуальных позиций; определяет диалектику альтернативных возможностей изменения системы; изучает различные грани процесса нравственно-патриотического воспитания; формирует целостное понятие в единстве его иерархической структуры и динамики функционального взаимодействия; определяет многомерность и вариантность ситуаций проявления активности субъектов; выявляет ведущие направления творческого развития и саморазвития, наиболее эффективное для субъектов образования.

Разработаны следующие принципы полилатерального подхода: множественной поляризации; интегральной дополнительности; созидания нового качества; структурной целостности; системной многомерности; многовариантной детерминации и развития; оптимальной равнодействующей, которые призваны, более полно раскрыть, охарактеризовать и реализовать исследуемое понятие.

Вывод: Соискатель, на основе научного анализа достоинства и недостатков каждого из применяемых принципов, раскрыл сущность и механизмы саморазвития исходя из общего (на основе более широкого понятия «развитие»), определил основные функциональные компоненты и степень влияния внутренних и внешних факторов.

На основе философско-психолого-педагогического анализа построения понятийно-категориального аппарата нравственно-патриотического воспитания обосновал взаимосвязь и взаимовлияние данного воспитания и определил творчество как способ эффективного саморазвития личности, а также проанализировал и дал понятие - критическому мышлению, как тесной взаимосвязи творчества и саморазвития.

На основе полилатерального подхода диссертантом прослежены логические и смысловые связи между основными категориями исследуемых понятий.

Вторая глава «Теоретические основы профессионально-творческого саморазвития личности учителя в преобразовании нравственно-патриотическом воспитании младших школьников на основе развития критического мышления (РКМ)».

2.1. «Профессионально-творческая направленность личности учителя младших классов в педагогической деятельности» - предложено решение задачи, которое осуществлялось на основе выявления значений категорий «профессионально-творческое саморазвитие» субъектов образовательно-инновационного процесса в начальной школе и «профессионально-творческая направленность учителя младших классов в педагогической деятельности».

Значение понятия «профессионально-творческое саморазвитие» определено на основе использования родовидовой цепочки, включающей в себя понятия «саморазвитие» ? «творческое саморазвитие личности»? «профессионально-творческое саморазвитие личности» ? «профессионально-творческое саморазвитие субъектов образовательно-инновационных процессов в начальной школе».

В исследовании установлено, что одним из видов профессионально-творческого саморазвития учителя младших классов является: профессионально-педагогическое саморазвитие, как индивидуальный процесс и результат раскрытия им творческих способностей, проявляющихся во всех видах педагогической и учебно-воспитательной деятельности.

Акмеологическое изучение сущности саморазвития профессионала и профессионализма позволило выделить и охарактеризовать две взаимосвязанные подсистемы: профессионализм деятельности и профессионализм личности; определить различия и сходные характеристики процессов личностно-профессионального развития и профессионально-творческого саморазвития на уровне общего, в плане прогрессивных изменений в структуре личности; выявить и систематизировать акмеологические противоречия для учащихся и учителей, выступающие в качестве диалектических движущих сил саморазвития субъектов образовательно-инновационного процесса в начальной школе.

На основе полилатерального подхода мы определили двойственные факторы, поляризирующие профессиональную направленность учителя: (ПД) - «Педагогическая деятельность – (ВД) воспитательная деятельность»; при этом размерность пространства профессионально-творческого саморазвития личности учителя младших классов увеличивается.

Для сохранения наглядности, используя принципы множественной поляризации и интегральности полилатерального подходов, мы объединили дуальные способы и направления профессионально-творческого саморазвития в интегральные подпространства, пространства профессионально-творческого саморазвития личности (ПТСЛ), т.е. интеллектуально-творческое (ИТ) подпространство и воспитательно-педагогическое (ВП) подпространство. Тем самым, пространство профессионально-творческого саморазвития личности учителя (ПТСЛ) начальной школы изображается в трёхмерной системе координат с базисом саморазвитие (С), интеллектуально-творческое (ИТ), воспитательно-педагогическое (ВП); ПТСЛ учителя представляет собой функциональную зависимость ПТСЛ=С(ИТ,ВП).

Ключевые стадии воспитательного и педагогического направлений модели ПТСЛ учителя младших классов определяются в соответствии с принципом интегральной дополнительности полилатерального подхода на основе идеи профессионально-педагогической культуры как универсальной характеристики педагогической реальности: направленность на воспитательную и педагогическую деятельность; технологическая готовность к воспитательной и педагогической деятельности; формирование индивидуально-воспитательной и педагогической концепции; профессионально-педагогической культуры.

Профессионально-педагогическая культура является высшим выражением педагогической компетенции учителя, выступая одновременно диалектической «конечной» стадией и промежуточной целью саморазвития учителя, педагога, инициирующими новый виток бесконечного процесса саморазвития.

2.2 «Характеристика ключевых стилей профессионально-педагогической деятельности учителя младших классов в контексте профессионально-творческого саморазвития» здесь рассматривается пространственная интерпретация модели ПТСЛ учителя младших классов, которая позволила построить структурную типологию индивидуальных стилей педагогической деятельности и общения учителя младших классов с учётом содержания деятельности. Предложено качественное описание ключевых стилей педагогической деятельности учителя младших классов в контексте профессионально-творческого саморазвития, условно названных: манипулятор, приятель, исполнитель, собеседник, консультант, эксперт, партнёр. Детализацию типологии можно усилить за счёт соотношения вариантов других типов модели ПТСЛ.

Специфическими особенностями саморазвития учителя младших классов в сфере «воспитательно-педагогической» деятельности являются: возможности осуществления его способностей к увеличению степени свободы субъектов; учебно-воспитательного процесса; личностно-деятельной направленности образования; культивированию личной ответственности; организации среды воспитания; оптимизации процессов социализации и индивидуализации; поликультурному характеру образования и др.

Учитель, как в учебной, так и во внеучебной деятельности устанавливает с обучающими отношения партнёрства по принципу «вместе развивающиеся»; предоставляет им возможность выбора; создаёт продуктивный режим для развития критического мышления в поисках связей; порождает атмосферу человеколюбия; духовности и творчества.

Одна из форм отражения результатов профессионально-творческого саморазвития учителя в преобразовании системы нравственно-патриотического воспитания является его внешний вид, манеры и профессиональная деятельность во время общения (кинетика). Каждый учитель нуждается в особом дифференцированно-индивидуальном подходе в ходе профессионально-творческого саморазвития в зависимости от педагогической квалификации и социально-психологических индивидуальных особенностей.

Правильно осуществляемый творческий учебно-воспитательный процесс вырабатывается у педагога, по его мысли, активности, которая позволяет не только не поддаваться отрицательным влияниям окружающей среды, но и бороться с ним. Профессионально-творческая направленность педагога в современном социуме – это совокупность психолого-педагогических свойств и качеств личности, определяющих её предрасположенность к педагогике. К ней относятся: интерес к детям, человеку как объекту познания и педагогической деятельности; контактность; потребность в передаче убеждений через знания; педагогической помощи; стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.

Педагогические способности – это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения педагогической деятельности.

Среди них выделяются общие (прежде всего, адекватность восприятия; глубина интеллекта; объём памяти; распределение внимания; богатство воображения; сила эмоций и сопереживания; воля и терпение) и специальные

(коммуникативные; гностические; прогностические; суггестивные; эмоционально-выразительные, исследовательские, конструктивно-организаторские).

Выделяют также физические качества, важные для педагога (мимика, жесты, выразительный голос, высокий темпо-ритм, крепкое здоровье, физическая выносливость, энергичность действий, высокая работоспособность), а также нервно-психические, интеллектуальные и социальные (доброта и любовь к людям, к себе, уважение достоинства человека, установка на поддержку человека, отзывчивость, справедливость, честность, милосердие, организованность, целеустремленность, толетарность, общительность, такт, склонность к сотрудничеству, эмпатия, требовательность к себе, совестливость, самокритичность, инициативность, трудолюбие, гражданская ответственность, патриотизм, чувство долга, уверенность в своих силах, жизнерадостность).

Кодекс этики педагога – это свод нравственно-патриотических правил и норм, которыми он руководствуется в процессе взаимодействия с субъектами образования: культура поведения и общения; педагогический такт; уважение личного достоинства ребёнка, независимо от его возраста, национальной принадлежности, пола, вероисповедания; профессиональная честность и объективность; конфиденциальность по отношению к информации, полученной от ребёнка и его близких; этическая ответственность за свою деятельность и её последствия; приоритет интересов ребёнка; восприятие советов и помощи более компетентных людей в интересах ребёнка; прекращение педагогической деятельности, если она оказывается недостаточной или даже вредной для ребёнка; приоритет в работе с ребёнком в осознании нравственно-патриотического понимания.

2.3. - «Роль образовательной среды и условия, способствующие преобразованию нравственно-патриотического воспитания младших школьников в русле РКМ» подчёркивается, что в контексте образовательных задач под средой понимается, прежде всего, особая атмосфера, которая способствует полноценному и эффективному обучению и воспитанию.

При работе в русле развития критического мышления возникает необходимость уточнить, какой должна быть среда обучения и воспитания, и тем самым определить основные подходы к её созданию в учебной аудитории.

Учителю важно создать соответствующую среду для эффективного проведения урока, но не менее важно обратить на это внимание учащихся, ввести их в круг создания среды в реальной учебной аудитории. Важно осознать актуальность среды как компонента учебно-воспитательного процесса и осуществить определённый набор учебных условий, которые способствуют становлению критических мыслителей: предоставить время и возможность для приобретения опыта критического мышления; давать возможность обучаемым размышлять; принимать любые идеи и мнения; способствовать активности обучаемых в учебном процессе; убедить обучаемых в том, что они не будут высмеяны; выражать веру в то, что каждый обучаемый способен на критическое суждение; ценить проявление критического мышления.

При этом обучаемые, должны: активно участвовать в учебном процессе; с уважением выслушивать различные мнения своих товарищей; быть готовыми высказываю суждения, так и воздерживаться от них.

Высказанные положения наглядно показывают, что новая образовательная философия предполагает, прежде всего, изменение роли учителя, о чём говорилось выше.

Вывод: Анализ полимотивационного дерева доминирующих мотивов учителя младшей школы позволил сделать вывод, что наличие единой совокупности ведущих мотивов не определяет однозначно поведение учителя.

Достижение целей, поставленных в учебной деятельности, во многом зависит от того, насколько атмосфера взаимоотношений между субъектами способствует успеху работы (здесь рассматриваются взаимоотношения: «ученик-учитель», «ученик-ученик», «ученик-информация», «ученик-родитель»).

В связи с этим необходимо знать, как создать положительное мнение о себе, а значит, спровоцировать и положительное отношение к деятельности.

В ходе исследования было подтверждено, что в контексте данной проблемы целесообразно выделить следующие положение: индивид становится субъектом объективного процесса жизнедеятельности тогда, когда он, воспринимая окружающий мир, оказывается способным осуществлять регуляцию своего соотношения с деятельностью. Их действия приобретают осознанный характер: всё чаще при решении различных умственных и нравственно-патриотических проблем учащиеся используют приобретенный опыт; значимой особенностью субъекта деятельности является и осознание им своих возможностей, и умение соотнести их со своими стремлениями и с условиями объективной действительности.

Таким образом, мы видим, что одна из задач нравственно-патриотического воспитания является среда и создание условий для развития творческого мышления у учащихся младших классов.

Третья глава «Нравственно-патриотическое воздействие, как качественно – новая категория: методы и критерии регулятивной нравственно-патриотической деятельности младших школьников в русле КМ».

3.1. - «Нравственно-патриотическое воспитание как педагогическая система» - было показано, что нравственно-патриотическое воспитание является целенаправленной педагогической системой.

Рассматривая систему нравственно-патриотического воспитания, можно различить несколько аспектов: во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса – единство действий всех учащихся; во-вторых, использование приёмов организации образовательно-инновационной деятельности нравственно-патриотического воспитания; в-третьих, под системой нравственно–патриотического воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей; в-четвертых, систему нравственно-патриотического воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей.

Целевая установка учебно-воспитательного процесса школы состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, требующей не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развивать образ мышления, развивать отношения, взгляды, чувства, готовность к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, где центральное место занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально-необходимой деятельности.

В силу этого воспитанию присущи три основные функции как педагогического процесса:


загрузка...