Теоретические основы предобразования нравственно-патриотического воспитания младших школьников на основе развития критического мышления (09.04.2012)

Автор: Шарипова Дильбар Яхъяевна

? «Продвинутая лекция» - особенность данной стратегии в том, что она – одна из немногих стратегий, стимулирующих активную интеллектуальную работу над информацией, предъявляемой в устной форме.

Потенциал стратегий для формирования самостоятельной работы высокий это: самостоятельное чтение, выделение главного, пересказ составленных вопросов; возможность индивидуальной работы - систематизация, категориальный анализ; выбор дополнительных источников информации; использование собственных сил и знаний; развитие памяти, внимания, воображения, развитие умения; краткое изложение объёмного материал; доступность и эмоциональность; осознание ответственности за свою часть работы, за успех группы; развитие умения слушать и говорить; развитие умения вырабатывать единое мнение; формирование речевых навыков; коммуникативность; развитие умения работать в группе; равенство, отсутствие лидера; проявление умения радоваться за успех другого; воспитание уважения к противоположному полу.

Младшим школьникам присуще: размежевание доброго и злого; хорошего и плохого; справедливого и несправедливого.

Дети проводят резкое разграничение: «наши – не наши», «мы – они», «свои – не свои»; обобщение единичных фактов.

Необходимы задания, требующие: размышления, творческого воображения; неустойчивость внимания, рассеянность, стремление отвлечься у отдельных школьников можно объяснить однообразием приёмов, которыми пользуются учителя, ведущие урок, а также сложность материала.

4.3. - «Оценка эффективности опытно-экспериментальной работы, анализ его результатов». Нами было выделено 4 (четыре) основных уровня восприятия и понимания литературы младшими школьниками: 1) репродуктивный, имеющий два подуровня: фрагментарный и сюжетно-логический; 2) эмоционально-сюжетный; 3) интуитивно-художественный; 4) элементарный осознанно-художественный.

Данные уровни отличаются качественными изменениями в понимании художественных произведений, показывают динамику восприятия, не зависящую от возраста школьников.

С целью выявления уровня восприятия художественного произведения младшими школьниками был проведен констатирующий эксперимент в 4 классе.

Констатирующий эксперимент ставил перед собой задачи:

1) Определение первоначального уровня нравственно-патриотических представлений, складывающихся в результате изучения детьми художественной литературы.

2) Определение круга читательских интересов младших школьников.

3) Выявление процентного соотношения учащихся с разным уровнем нравственно-патриотических представлений.

В качестве исходного материала, на котором изучался первоначальный уровень нравственно-патриотических качеств школьников, были выбраны такие моральные нормы, как «Ответственность» и «Доброжелательность», актуальные на современном этапе.

Анализ литературы позволил выделить основные содержательные характеристики этих норм. При определении ответственности указывалось на добровольное принятие обязательств при появлении объективной необходимости, строгое соблюдение принятых обязательств с учётом реальных условий, готовность отчитаться за текущие и перспективные результаты своей деятельности, соотнесения своих условий и их возможных последствий с интересами других людей. Доброжелательность определяется, как стремление видеть в другом человеке положительные качества, вера в возможность изменения человека к лучшему и в его способности, готовность придти на помощь советом и делом. На указанные признаки моральных норм мы ориентировались при определении первоначального уровня сформированности нравственно-патриотических качеств личности младших школьников.

Ниже приводится список критериев оценки ответов на вопросы с присвоенными им баллами: умение оценивать героя - 1 балл; понимание причин поступков героев - с опорой на житейское представление - 1 балл; понимание причин поступков героев – с опорой на произведение - 2 балла; умение определять последствии поступков персонажей - 2 балла; умение увидеть смену отношения - 1 балл; ссылка на произведение - 2 балла; понимание нравственно-патриотического смысла поступков героев - 3 балла.

Первый вопрос, выявлял, насколько у учащихся развита способность, оценивать нравственно-патриотические качества героев произведения.

За умение оценивать героев произведения учащийся получал – 1 балл. Анализ ответов показал, что все учащиеся контрольного и экспериментального класса дали верную оценку героине сказки. Полученные данные свидетельствуют о достаточно развитом умении учащихся давать оценку героям произведения, нравственно-патриотическому смыслу их поступков, высказывать суждения о персонажах.

Второй вопрос - определить последствия поступков персонажей. Умение, верно, определять последствия поступков персонажей оценивалось в - 2 балла. Проведенный эксперимент показал, что 84% учащихся экспериментального класса обладают умением видеть указанные последствия.

Третий вопрос ставил своей целью выявление у учащихся умения наблюдать сцену отношения. Данное умение оценивалось в - 1 балл, но если учащийся обосновывал смену отношения к герою ссылкой на произведение, он получал - 2 балла.

Результаты показали, что 20% учащихся экспериментального класса не наблюдают динамику отношения, их отношение к главной героике не менялось по ходу чтения. Остальные учащиеся способны почувствовать смену отношения, но выразить свои ощущения им ещё трудно.

Четвертый вопрос был направлен на выявление умения, определять мотивы поступков героев. Если при определении мотивов поступков героев учащиеся основывались на житейских представлениях о причинах того или иного поступков, то они получали - 1 балл. Если же определение мотивов происходило на основе художественного произведения, то учащиеся получали - 2 балла.

В результате обработки полученных ответов было установлено, что 16% учащихся экспериментального класса не умеют размышлять над мотивами. 68% учащихся экспериментального класса определяют мотивы поведения персонажей, ориентируясь не столько на изображение героя автором, сколько на житейское представление о причинах того или иного поступка.

Пятый вопрос носил обобщающий характер с выходом за рамки конкретной ситуации. Понимание главной мысли произведения оценивалось в - 3 балла. Обработка ответов учащихся показала, что обобщение 76% учащихся экспериментального класса подменялось передачей содержания произведения. 12% экспериментального класса не смогли ответить на поставленный вопрос.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что школьникам ещё трудно обобщать содержание прочитанного текста, но попытка уже делается. Наличие таких попыток является показателем того, что учащиеся поднялись в своём развитии с фрагментарного на констатирующий уровень восприятия художественного произведения. 12% учащихся экспериментального класса не выходило за рамки конкретной ситуации. Обобщение, не выходящее за рамки конкретной ситуации, является характерной чертой уровня «героя».

Определение последствий поступков Наблюдение динамики отношений Определение мотивов поступков Обобщение прочитанного

Баллы % баллы % По житейск. представ. По худож. произвед. % Главная мысль произвед. Передача

содержания

произв. % Обобщение

2 84 2 20 1 2 16 68 3 12 76

Результаты констатирующего опыта по выявлению уровня восприятия художественного произведения у учащихся экспериментального класса.

Баллы за ответы на вопросы Уровень Баллы за самостоятельно- заданные вопросы

Уровень Общая сумма баллов Окончательный уровень

5 Конст.

Героя Конст.

Конст. 5

Гер Кон

12 Конст.

Найдём для каждого ученика экспериментального и контрольного классов сумму баллов, полученных на все ответы вопросов, и определим уровень восприятия художественного произведения каждым учеником.

Уровень восприятия художественного произведения определялся в соответствии со следующей шкалой оценивания:

Уровень «идеи» Уровень «героя» Констатирующий уровень Фрагментарный уровень


загрузка...