Теоретические основы предобразования нравственно-патриотического воспитания младших школьников на основе развития критического мышления (09.04.2012)

Автор: Шарипова Дильбар Яхъяевна

ШАРИПОВА ДИЛЬБАР ЯХЪЯЕВНА

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

(педагогические науки)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

доктора педагогических наук

Душанбе – 2011г.

Работа выполнена на кафедре педагогики Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Шоев Нурали Наботович

доктор педагогических наук, профессор

Негматов Садоллуджон Эргашевич

доктор педагогических наук, профессор

Абдурахимов Кудратулло

Вудущая организация: Худжанский государственный университет

имени академика Б.Гафурова

Защита состоится «____» _______________ 2012 года в _______

часов на заседании диссертационного совета Д 737.001.01 по присуждению учёной степени доктора и кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки) при Таджикском государственном педагогическом университете имени Садриддина Айни ( 734003, г.Душанбе, пр.Рудаки 121).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ТГПУ имени Садриддина Айни.

Автореферат размещён на сайте ВАК Министерства образования и науки РФ reftrat vak @ moh.gov.ru «_____» __________2011г.

Автореферат разослан «____» _____________ 2011г.

Учёный секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук,

доцент Абдуллаева Р.Х.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования обусловлена углубляющимися преобразовательными процессами воспитания подрастающего поколения в современном обществе Таджикистана, осуществляющимися в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменяется социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодёжных объединений и организаций.

Необходимость преобразования нравственного патриотически-настроенного поколения вытекает из самой сути процесса модернизации образования, в котором необходимо заострить внимание на том, как важно в ребёнке воспитать: этические, этнические и нравственно-патриотические нормы; привить любовь к природе, родному языку, национальной культуре и достояниям, национальным обычаям и традициям; любовь к своей семье и роду своему; любовь к себе и имени своему, и, наконец, любовь к книге, через которую мы познаём все ценности, что обеспечивает устойчивые связи прошлого с настоящим, способствует сохранению системы общечеловеческих святынь, через которые каждый народ воспроизводит свой неповторимый духовный облик, характер, психологию, как через семью, так и общеобразовательные учреждения.

Всё это связано с принятием «Конституции Республики Таджикистан» - 1994 г., Закона РТ «Об образовании» - 2004 г., «Национальной концепции образования Республики Таджикистан» - 2002г., «Национальной концепции воспитания Республики Таджикистан» - 2004г., «Закона об ответственности родителей в воспитании и обучении» от 3.08.11г. и других директивных документов.

Начиная уже с первого класса, школа должна воспитывать у детей интерес к общественной жизни, желание, способность и привычку трудиться и соблюдать правила общественного поведения. Воспитание детей должно быть не только подготовкой их к жизни, но и непосредственной организацией повседневной их жизни и опыта. В связи с этим, основной функцией начальной школы является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей учащихся к активно-деятельному взаимодействию.

Современный подход к стратегии преобразования учебно-воспитательного процесса на основе развития критического мышления заключается в понимании того, что качество образования является эффективным средством удовлетворения образовательных потребностей общества, семьи и ребёнка. Качество образования - есть конечный результат, влияющий на общий итог всего процесса обучения и воспитания.

Педагогический поиск и опыт реализации инновационных подходов в образовательном процессе начальной школы констатирует: недостаточность учёта активности учеников младших классов; слабую связь вводимых инновационных технологий с профессиональной и психолого-педагогической подготовкой учителей; несостоятельность традиционной образовательной методики обучения и воспитания учащихся младших классов в новых условиях внедрения инновационных технологий.

В контексте современного взаимодействия «ученик-учитель», «ученик-ученик», «ученик-информация», «ученик-школа», «ученик-родитель» в их совместном, взаимообогащающем творческом сотрудничестве, соответствующие новые процессы, к сожалению, происходят всё ещё изолированно, спонтанно, и, следовательно, неэффективно, игнорируются индивидуальные возможности их взаимовлияния, слабо разработаны рефлексивные технологии взаимодействия.

В соответствии с Законом Республики Таджикистан «Об образовании» в центр школьного образования должно быть поставлено воспитание, образование и развитие человека - нравственно-патриотического, культурного, способного влиять на собственную образовательную траекторию, соотнося её с национальными и общечеловеческими достижениями. Процесс этот очень длительный и специфика его требует от педагога-учителя чувства тактичности, владения инновационными методами, высокой педагогической культурой и образованностью, профессионализмом.

Всё это обусловило выбор данной диссертационной темы - «Теоретические основы преобразования нравственно-патриотического воспитания младших школьников на основе развития критического мышления (РКМ)».

Степень разработанности проблемы. Анализ педагогических исследований и практических наблюдений свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме нравственно-патриотического воспитания.

По рассматриваемой проблеме имеется довольно большое число квалифицированных изысканий в области философии, культурологии, педагогики, психологии и целого ряда других наук.

Анализ философской, психолого-педагогической литературы, практики работы позволяют нам отметить, что проблема нравственности, положение школы и педагога в обществе освещены в трудах великих педагогов, психологов и философов: А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, О.Г.Дробницкого, А.А.Радугина и многих других.


загрузка...