Психология конфликтологической культуры личности специалиста: формирование в контекстной образовательной среде (09.03.2011)

Автор: Щербакова Ольга Ивановна

ЩЕРБАКОВА Ольга Ивановна

ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА: ФОРМИРОВАНИЕ В

КОНТЕКСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора психологических наук

19.00.07 – педагогическая психология

Москва – 2011

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова»

Научный консультант: член-корреспондент РАО, доктор

педагогических наук, кандидат психологических наук,

профессор А.А. Вербицкий

Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор Л.М. Митина

доктор психологических наук, профессор Н.И. Леонов

доктор психологических наук, профессор С.М. Кашапов

Ведущая организация: ГОУ ВПО « Московский психолого-педагогический государственный университет»

Защита состоится «12 » мая 2011 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.08 при ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» по адресу: г. Москва, улица Верхняя Радищевская,16/18.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова».

Автореферат разослан «____» __________2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Н.Ф.Шляхта

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Демократизация и прогрессивное развитие современного общества обеспечивается людьми, владеющими не только узкопрофессиональными знаниями и умениями, но и способными к конструктивному волеизъявлению, продуктивному сотрудничеству, обладающими умениями управлять своим поведением, грамотно и целенаправленно взаимодействовать с другими, владеть приемами эффективной коммуникации, разрешать конфликты ненасильственно, минимизировать отрицательные последствия, связанные с различными точками зрения и недостаточным взаимопониманием, с конфликтами (симпозиум Совета Европы от 27-30 марта 1996 г.).

Однако, несмотря на рост числа исследований в этой сфере, конфликтность в социальной, политической и профессиональной среде не уменьшается. В немалой степени это обусловлено отсутствием должной конфлитологической подготовки специалистов. В этой связи психолого-педагогическая теория конфликтов и ее прикладные аспекты нуждаются в дальнейших исследованиях, чему способствуют современные подходы к пониманию сущности человека и психолого-педагогических условий становления личности профессионала.

Идея «образованного человека» сменяется в настоящее время идеей «человека культуры» (Н.А. Адрова). Многие исследователи указывают на необходимость формирования психологической культуры личности (И.В. Дубровина, Т.Ф. Буханевич, Ю.В. Ильиных, Е.И. Исаев, А.Б. Орлов, В.В. Семикин и др.) как составной части базовой культуры личности, системной характеристики человека. Одной из важнейших составляющих такой культуры является, на наш взгляд, конфликтологическая культура личности, развитие которой особенно актуально в контексте профессиональной подготовки специалиста.

Многие психолого-педагогические исследования направлены на формирование конфликтной (Л.А. Петровская, Г.Ю. Любимова, Б.И. Хасан) и конфликтологической (Т.Б. Беляева, О.И. Денисов, М.М. Кашапов, М.И. Леонов, Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин, А.А.Кузьмина и др.) компетентности будущего специалиста. Некоторые авторы (Г.И.Козырев, Н.В. Самсонова и др.) используют термин «конфликтологическая культура личности», однако не рассматривают это понятие в качестве фундаментальной научной категории.

Поскольку конфликтологическая культура личности специалиста еще не выступала предметом специального исследования, возникает необходимость выявления ее психологической сущности, психолого-педагогических условий и механизмов формирования в системе вузовского образования. Важно при этом опираться на адекватную этой задаче психолого-педагогическую теорию, в качестве которой мы выбрали теорию контекстного обучения, развиваемую в научно-педагогической школе А.А. Вербицкого (Т.Д. Дубовицкая, Н.В. Жукова, В.Г. Калашников, О.Г. Ларионова, В.Ф. Тенищева и мн. др.). Важнейшей в этой теории является смыслообразующая психологическая категория «контекст», влияющая на смысл и значение для человека конкретной ситуации как целого и ее компонентов.

В контекстном обучении, где моделируется предметное и социальное содержание предстоящей студенту профессиональной деятельности, создается соответствующая контекстная образовательной среда. Особенности организации и влияния образовательной среды на развитие личности раскрыты во многих исследованиях (О.А. Баева, В.И. Панов, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин и др.). В нашей работе образовательная среда также предстает как пространственное и функциональное объединение субъектов образовательного процесса, между которыми устанавливаются разноплановые групповые взаимосвязи.

Проведенный анализ литературы по теме исследования выявил ряд противоречий на пути формирования конфликтологической культуры личности будущего специалиста, между:

– многообразием представленных в психологической литературе контекстуальных аспектов конфликтов и отсутствием их содержательного обобщения, описания и практического использования с целью формирования конфликтологической культуры личности;

– актуальностью и востребованностью формирования конфликтологической культуры как органичного компонента психологической культуры личности профессионала и отсутствием содержательной психолого-педагогической характеристики данного понятия, как и методов диагностики уровней ее сформированности;

– наличием теоретических исследований и практических разработок, касающихся конструирования контекстной образовательной среды, и отсутствием психолого-педагогической модели развития в ней конфликтологической культуры личности будущего специалиста.

Выявление психолого-педагогических условий разрешения этих противоречий и разработка адекватной психолого-педагогической модели формирования конфликтологической культуры личности будущего специалиста в вузе составили проблему исследования.

Цель исследования: теоретико-методологическое, психологическое и опытно-экспериментальное обоснование компонентов, этапов и модели формирования конфликтологической культуры личности специалиста в контекстной образовательной среде.

Объект исследования: конфликтологическая культура личности специалиста.

Предмет исследования: психология конфликтологической культуры личности специалиста и психолого-педагогические условия ее формирования в контекстной образовательной среде.

Гипотеза исследования. Формирование конфликтологической культуры личности будущего специалиста как активного качественного преобразования внутреннего мира человека возможно в контекстной образовательной среде, если:

конфликтологическая культура личности понимается как комплексное интегративное качество, включающее: культуру ценностно-смысловой сферы личности, культуру мышления, культуру чувств, коммуникативную культуру, поведенческую культуру;


загрузка...