Теория и методология формирования системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев (09.03.2011)

Автор: Шанкина Светлана Викторовна

Рис. 4. Интегральный показатель динамики уровня подготовки на этапе допрофессионального образования

Участники эксперимента награждены дипломами международного образца за успешную сдачу экзаменов в испытаниях на призы Союза профессиональных учителей танцев Великобритании (U.К.А.). Экзаменаторами были ведущие специалисты мира по спортивным бальным танцам: Б. Дэйл (Англия), Д. Робердс (Англия), Ф. Николас (Австралия), П. Битон (Англия), С. Вокер (Италия), Р. Росс (Англия). Учащиеся Центра на протяжении 2001-2008 гг. становились финалистами, призерами и победителями многих чемпионатов, первенств не только России, но и мира, с успехом представляли г. Тамбов на международных турнирах в Италии, Польше, Финляндии, Дании и др.

Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали эффективность предложенных в исследовании образовательных технологий на этапе допрофессиональной подготовки, 10 человек из экспериментальной группы поступили в Вузы культуры и искусств, без экзаменов, выиграв творческий конкурс.

Экспериментальная работа на этапе профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев была ориентирована на развитие профессиональной компетентности в области хореографического искусства и танцевального спорта.

Для оценки результатов опытно-экспериментальной работы на этапе профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев использовалась совокупность показателей готовности к достижению высокого профессионального уровня. В ходе эксперимента (2004-2009 гг.) оценивалась динамика показателей уровня готовности к профессиональной деятельности студентов с первого по пятый курс, проводилась сравнительная оценка результатов деятельности студентов за последний год (результаты учебы, количественные и качественные показатели участия в конкурсах, соревнованиях, конференциях; количество публикаций в рамках НИРС, качество написания курсовых и дипломной работ). Комплексная оценка свидетельствует о положительной динамике готовности к профессиональной деятельности и позволяет также подтвердить качественный рост научно-творческой активности. Анализ результатов, полученных на основе анкетирования, бесед со студентами, мониторинга успеваемости студентов в учебном процессе, позволил корректировать организацию и содержание учебного процесса, а также прогнозировать результаты процесса обучения на старших курсах (Рис. 5).

Рис. 5. Интегральный показатель динамики уровня готовности к профессиональной деятельности на этапе профессиональной подготовки (в %)

Результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают, что уровень готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности повышается, если:

обучение приведено в соответствие с закономерностями и тенденциями функционирования интегрированной профессионально-образовательной среды, с моделью профессиональной готовности к работе в этой среде;

методологическая и теоретическая база педагогического процесса обеспечивает его личностно-деятельностную ориентацию, создание профессионально ориентированной образовательной среды системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев;

содержание обучения предусматривает решение профессионально-дидактических проблем на основе использования инновационных технологий обучения.

Можно отметить достаточно высокий уровень и позитивную динамику в развитии научно-исследовательской деятельности (НИРС) на этапе профессиональной подготовки в системе непрерывного образования. Актуальность основных научных направлений не вызывает сомнений. Использование результатов НИРС в процессе обучения является одним из существенных факторов повышения качества подготовки специалистов спортивных бальных танцев.

Также участие студентов в соревнованиях различного уровня по спортивным бальным танцам принесло много побед и было успешным: ими получено много наград, завоевано второе место на соревнованиях среди вузов России в 2005 г. Отличились М. Завражин и У. Пустовалова, которые в упорной борьбе стали призерами (3-е место) первенства России 2006 г., особо хотелось бы отметить участие студентов ТГУ имени Г.Р. Державина С. Переворочаева и Е. Палкиной в чемпионате мира во Франции 2003 г., где они стали финалистами (6-е место). Высокая квалификация будущих специалистов была признана при прохождении студентами педагогической практики в Международном детском центре «Артек» (2003-2008 гг.) и неоднократно отмечена присуждением дипломов генерального директора МДЦ «Артек» и мн.др.

Таким образом, опытно-экспериментальная работа показала, что образовательные технологии на этапе профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев в системе непрерывного образования, представленные в исследовании, обеспечивают положительную динамику уровня готовности к профессиональной деятельности, а также способствуют дальнейшему профессиональному совершенствованию.

Экспериментальная работа на этапе совершенствования профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев предполагала использование дифференцированного и диверсификационного подходов. Цель диверсификации – преодоление однообразия в организации учебного процесса с учетом индивидуальных потребностей и особенностей обучаемых, что предусматривает перестройку учебного процесса в оптимальном режиме для разных групп обучаемых в соответствии с их потребностями, возможностями, интересами, с обязательным обеспечением полноценного образования для каждого слушателя – разработку индивидуального образовательного маршрута.

В ходе эксперимента, в соответствии с современными тенденциями развития профессиональной деятельности, было задано пространство возможных целей обучения и путей их достижения, из которых обучаемый выбирал наиболее соответствующие его индивидуальности и творческим способностям (инвариантный и вариативный блоки). Проблемно-развивающее обучение на этапе совершенствования профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев позволило обеспечить системную реализацию всех функций целостного педагогического процесса: обучающей, развивающей, воспитывающей и интегрирующей. При этом в ходе эксперимента учитывался уровень подготовки (интеллектуальной, творческой, психофизиологической) каждого обучающегося, что реализовалось через создание системы самостоятельных заданий творческого характера и проектных разработок, отражающих специфику обучения. Обучающемуся предлагались варианты образовательных маршрутов, из которых он выбирал для себя наиболее оптимальный. При обучении был организован входной, рубежный и итоговый контроль (квалификационный экзамен).

Таким образом, опытно-экспериментальная работа показала, что, чем выше уровень профессиональной компетентности, тем больше требуется степеней свободы для обучающегося, и наоборот (Рис. 6).

Рис. 6. Интегральный показатель динамики уровня готовности к профессиональной деятельности на этапе совершенствования профессиональной подготовки (в %)

Полученные результаты опытно-экспериментальной работы (Рис. 6) свидетельствуют о том, что уровень готовности и результативность использования инновационных технологий в профессиональной деятельности могут быть существенно повышены на этапе совершенствования профессиональной подготовки, если в системе переподготовки и повышения квалификации созданы условия, соответствующие профессиональной среде специалиста и обеспечивающие его направленность на совершенствование профессиональной деятельности.

Показатели оптимального уровня профессиональной готовности возросли с 10 % до 50 %. Напротив, показатели критического уровня готовности снизились с 40 % до 5 %.

Результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной в рамках исследования, оценивались в соответствии с разработанной системой критериев. Полученные результаты в целом подтвердили гипотезу. Задачи, поставленные перед диссертантом, в основном решены, цель исследования достигнута.

Вместе с тем не все проблемы диссертационной работы разрешены одинаково глубоко в силу ряда различных трудностей. Главной причиной, их обусловившей, является нестабильность социально-экономической ситуации, противоречивость и недостаточная научная обоснованность концепции реформирования образования в стране.

Результаты исследования способствуют дальнейшему научному осмыслению проблем системы профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев, что дает возможность создания нового пространства научно-практической деятельности, обеспечивающего взаимосвязь и преемственность различных образовательных учреждений в области хореографического искусства и танцевального спорта и способствующего удовлетворению потребностей как общества в целом, так и отдельной личности.

Таким образом, представленные в исследовании проблемы системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев подчеркивают необходимость изучения перспективного опыта нововведений в российском образовании, разработки системы научного управления инновационными педагогическими процессами с целью выявления их возможностей и путей реформирования танцевального спорта и хореографического образования в соответствии с потребностями в специалистах (педагога-тренера-хореографа) спортивных бальных танцев в социокультурном пространстве страны и региона.

Полученные результаты в целом подтвердили правильность гипотезы и позволили констатировать, что диссертационное исследование внесло определенный научный вклад в области хореографического искусства и танцевального спорта.

Основные результаты исследования отражены

в следующих публикациях автора (объем указан в печатных листах):

Статьи, опубликованные в рецензируемых научных изданиях,

включенных в реестр ВАК МОиН РФ:

Шанкина, С.В. Целостность системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев / С.В. Шанкина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – Москва, 2009. – № 2. – 0,9 п.л.

Шанкина, С.В. Формирование профессионально-образовательной среды в системе непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев / С.В. Шанкина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – Москва, 2009. – № 3. – 0,9 п.л.

Шанкина, С.В. Непрерывная подготовка специалистов спортивных бальных танцев как научно-педагогическая проблема / С.В. Шанкина // Вестник Тамб. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. – Тамбов, 2007. –Вып. 6 (50). – 0,9 п.л.

Чванова, М.С. Инновационная концепция непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев / М.С. Чванова, С.В. Шанкина // Вестник Тамб. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. – Тамбов, 2008. – Вып. 1 (57). – 0,75 п.л. (авт. – 0,35 п.л.).

Шанкина, С.В. Моделирование системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев / С.В. Шанкина // Вестник Тамб. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. – Тамбов, 2008. – Вып. 7 (63). – 1,25 п.л.

Шанкина, С.В. Образовательные технологии на этапе профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев / С.В. Шанкина // Вестник Тамб. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. – Тамбов, 2008. – Вып. 8 (64). – 1,1 п.л.

Шанкина, С.В. Особенности формирования содержания допрофессиональной подготовки будущих специалистов спортивных бальных танцев / С.В. Шанкина, Ю.В. Шанкин // Вестник Тамб. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. – Тамбов, 2008. – Вып. 10 (66). – 0,9 п.л. (авт. – 0,5 п.л.).

Шанкина, С.В. Особенности реализации дифференцированного подхода к послевузовскому образованию специалистов спортивных бальных танцев / С.В. Шанкина // Вестник Тамб. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. – Тамбов, 2008. – Вып. 11 (67). – 0,75 п.л.

Шанкина, С.В. Социокультурные процессы развития системы непрерывной подготовки специалистов спортивных бальных танцев / С.В. Шанкина // Вестник Тамб. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. – Тамбов, 2008. – Вып. 12 (68). – 1,25 п.л.

Учебно-методические пособия и научные работы:

Шанкина, С.В. Подготовка специалистов спортивных бальных танцев в системе непрерывного образования: теория и практика: монография / С.В. Шанкина. – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. – 27,7 п.л.

Шанкина, С.В. Эстетическое развитие личности в системе непрерывного образования средствами спортивных бальных танцев: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2003. – 1,5 п.л.


загрузка...