Теория и методология формирования системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев (09.03.2011)

Автор: Шанкина Светлана Викторовна

Шанкина Светлана Викторовна

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ

НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

СПЕЦИАЛИСТОВ СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦЕВ

Специальность 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Тамбов – 2011

Работа выполнена в Межрегиональной научно-исследовательской лаборатории «Современные технологии в образовании и бизнесе» ГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет»

Научный консультант:

доктор педагогических наук, профессор Чванова Марина Сергеевна

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор Никитин Вадим Юрьевич;

доктор педагогических наук, профессор Астафьева Наталья Егоровна;

доктор педагогических наук, профессор Петелин Анатолий Степанович.

Ведущая организация:

Санкт-Петербургский гуманитарный университет Профсоюзов

Защита состоится « » __________ 2010 г. в часов на заседании регионального диссертационного совета ДМ 212.260.03 при ГОУВПО «Тамбовский государственный технический университет» по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Советская, 106, ТГТУ, конференц-зал.

С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУВПО «Тамбовский государственный технический университет» и на официальном сайте http://www.tstu.ru

Автореферат разослан « » __________ 2010 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

к.п.н., профессор

Л.В. Самокрутова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования.

Изменения в системе социально-экономических отношений и кризисные процессы в современной России сопровождаются отчуждением личности от общества, отрывом от национальной культуры, обогащенной интернациональным содержанием. В этих условиях возрастает значимость государственной политики, направленной на укрепление здоровья нации, на духовное, нравственное, эстетическое воспитание молодежи. Важным интегрирующим компонентом воспитания является развитие танцевального искусства, в частности, спортивного бального танца – одного из наиболее востребованных, доступных, массовых видов хореографического искусства и танцевального спорта. Занятия спортивными бальными танцами вносят положительную активность, способствуют укреплению межличностных взаимоотношений, гармонизации физического и душевного состояния человека, интеграции музыкального, пластического, этического и художественно-эстетического развития личности, способствуют приобщению к достижениям мировой культуры.

Потребность общества в расширении образовательных границ и доступности для населения обучения спортивному бальному танцу, значимость спортивных бальных танцев для социально-культурной и образовательной сфер обусловливают высокие требования к уровню профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев в современном российском образовании.

Специфической особенностью профессиональной подготовки педагога спортивных бальных танцев является «двойная компетенция»: с одной стороны, он должен быть профессионалом танцором-спортсменом, с другой – быть компетентным в области педагогики и дидактики. В свою очередь, компетентность в области педагогической деятельности также носит многогранный характер, объединяя в себе компетенции педагога-тренера-хореографа.

В исследовании отмечено, что становление специалиста педагога-тренера-хореографа – достаточно длительный процесс: он начинается с раннего детства и продолжается в течение жизни. В мире, в том числе и в России, не существует системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев. Несмотря на необходимость включения формирующегося специалиста в систему непрерывного образования, в настоящее время имеются лишь разрозненные программы подготовки, отсутствует преемственность в целях, содержании, технологиях обучения.

Анализ научно-педагогической литературы показал, что научно-педагогическая теория и практика накопили значительный опыт, который может быть использован в формировании системы непрерывной профессиональной подготовки специалиста (педагога-тренера-хореографа) в области спортивных бальных танцев с учетом особенностей и тенденций развития хореографического искусства и танцевального спорта.

Значительный вклад в совершенствование методологических, теоретических и методических основ развития личности в системе непрерывного образования внесли работы: А.П. Аверьянова, А.Г. Асмолова, Н.Е. Астафьевой, А.В. Батаршева, А.П. Валицкой, Б.С. Гершунского, Р. Даве, А.Л. Денисовой, И.А. Зимней, М.С. Кагана, М.Н. Костиковой, А.Н. Лейбовича, П. Ленгранда, А.М. Новикова, М.С. Чвановой, А.С. Петелина и многих других.

Не случайно в последние годы появились работы, авторы которых рассматривают влияние физической культуры на духовный, нравственный уровень личности, повышение общей и профессиональной культуры молодежи (С.Н. Артановский, Н.А. Бернштейн, Н.Н. Визитей, В.А. Кавалерова, М.М. Лобжанидзе, Т.И. Руднева, Н.В. Молоткова, Г.Л. Праздников, М.Я. Сараф, В.И. Столяров, В.Ю. Никитин и мн. др.).

Вместе с тем, научные исследования, посвященные профессиональной подготовке специалистов спортивных бальных танцев, малочисленны, фрагментарны, не отражают системного видения этой проблемы. Широко охватившие научно-педагогическую общественность дискуссии о специфике и эффективных методах подготовки специалистов различного профиля практически не затронули проблемы непрерывной профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев.

Установлено, что процесс профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев в системе непрерывного образования осуществляется при запаздывании становления ее методологии. Зачастую к решению задач подготовки высококвалифицированных кадров в области спортивного бального танца привлекаются специалисты, профессионально не подготовленные к этой деятельности. В ряде научных исследований в России и за рубежом сделаны выводы о недостатке подготовленных педагогических кадров с опытом работы в области хореографического искусства и танцевального спорта, об отсутствии критериев эффективности педагогических систем и научно обоснованной теории процесса подготовки специалистов спортивных бальных танцев.

Обобщение сложившейся практики подготовки специалистов спортивных бальных танцев и анализ современного состояния данного процесса, отраженного в научно-педагогических публикациях, позволили вскрыть противоречия между:

– многообразием образовательных программ на этапе допрофессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев и отсутствием их целевой, содержательной и технологической преемственности с программами профессионального образования, не учитывающими тенденции развития спортивных бальных танцев;

– потребностью в создании модели специалиста (педагога-тренера-хореографа) в области спортивных бальных танцев, основанной на перспективной норме-образце и включающей уровень мышления, мировоззрения, общей культуры, эмоционально-ценностных ориентаций, и стереотипной моделью специалистов спортивных бальных танцев, ориентированной только на технологическую готовность к профессиональной деятельности;

– необходимостью диверсификации и оптимизации профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев и слабой отраженностью этой потребности на уровне научно-методического обеспечения образовательного процесса (содержание учебных дисциплин, учебных пособий и учебного процесса в целом).

Таким образом, можно констатировать наличие объективно существующего основного противоречия между ориентацией педагогической практики подготовки специалистов спортивных бальных танцев на решение текущих проблем (формирование содержания учебных дисциплин, технологий обучения и др.) и ее собственными потребностями в усвоении методологических и теоретических основ системы непрерывной профессиональной подготовки специалистов спортивных бальных танцев, в определении стратегических перспектив ее развития с учетом особенностей становления личности педагога-тренера-хореографа.


загрузка...