Обработка информации в системах поддержки принятия решений при управлении интегративными крупномасштабными производственными системами (09.03.2010)

Автор: Яговкин Николай Германович

метода обработки информации

Анализировались следующие методы:

централизованный одноуровневый, при котором информация собирается, систематизируется и обрабатывается в одной высшей СУ, а результаты обработки доводятся до всех подчиненных СУ;

централизованный многоуровневый, при котором информация от «собственных» источников собирается, систематизируется и обрабатывается в каждой СУ. Информационные связи (обмен информацией) между СУ - минимальны, что примерно соответствует существующим способам управления сложными производственными системами;

метод комплексирования, при котором каждая СУ получает информацию, необходимую ему для управления, по мере поступления ее в систему и независимо от источника, который ввел ее в систему (системный метод комплексирования информации).

Установлено, что существенно лучшие результаты обеспечивает системный метод.

В IV главе приведены результаты использования разработанных методик обработки информации для поддержки принятия решений при проектировании системы управления, программ развития, формирования ИнТ-политики и стратегического планирования группы предприятий «ВБМ-МТЛ». В ее составе функционирует ряд предприятий промышленной и социальной направленности и входит банк. С точки зрения координации деятельности и распределения финансовых потоков она имеет жесткую иерархическую структуру (рисунок 7). Стратегическое планирование осуществляется на уровне как группы предприятий (определяемое акционерами), так и непосредственно на предприятиях, а управление – самостоятельно руководством каждого предприятия. Кооперация выполняется в рамках каждой из пяти структур (рисунок 7) раздельно.

Целью стратегического управления группой предприятий является развитие, поэтому в качестве основного показателя выступает рыночная стоимость (капитализация). Порядок поддержки принятия таких решений приведен на рисунке 8.

акционеров, предприятий, прибыль (в том числе от других предприятий), инвестиции, кредиты займы. Для банка это эмиссионные вложения и планирование остатков на счетах. Определяется необходимость привлечения других финансовых институтов и требуемое обеспечение заемных средств (залоги, поручительства и т.д.). В ходе реализации программ развития производится их контроль и при необходимости корректировка.

Анализ программ развития проведен на период пять лет. Ранжированные значения целевой функции для группы предприятий приведены на рисунке 9.

Рисунок 9 – Ранжированные значения целевой функции программ развития предприятий группы «ВБМ-МТЛ»

Установлено, что перспективным является развитие профильных предприятий производственной сферы, а непрофильные и коммерческие организации социальной сферы должны функционировать на условиях самофинансирования, причем часть прибыли требуется переводить в профильную сферу.

С целью выработки стратегии развития и совершенствования управления с использованием разработанных методик проведен анализ систем управления ряда предприятий, определенных руководством группы:

промышленное предприятие ОАО «Термостепс-МТЛ»;

финансовое предприятие (ОАО «Первый объединенный банк»);

коммерческое предприятие (фитнес-центр).

Данные предприятия являются непрофильными для «ВБМ-МТЛ» (основное направление – машиностроение) и разноплановыми, поэтому для анализа их систем управления выбраны не традиционные, а разработанные методики поддержки принятия решений. Банк на этапе формирования группы предприятий выполнял функции ее финансового обслуживания. С течением времени у него появились другие направления деятельности, что необходимо было учитывать при развитии его системы управления.

Для аппарата управления ОАО «Термостепс-МТЛ» выявлено, что в целом его структура соответствует решаемым задачам. При развитии наибольшую эффективность принесет реорганизация аппарата управления директора по маркетингу и сбыту и директора по производству, реорганизация функций должна заключаться в их перераспределении и автоматизации. Приоритетные направления автоматизации работы высшего аппарата управления предприятием представлены на рисунке 10.

Рисунок 10 – Ранжированные значения целевой функции потребности в автоматизации задач для аппарата управления ОАО «Термостепс-МТЛ»

При развитии наибольший эффект принесет реорганизация следующих направлений работы финансового предприятия ОАО «Первый объединенный банк»: управление рисками, инвестиционное кредитование и развитие отношений с клиентами (рисунок 11).

Рисунок 11 – Ранжированные значения целевой функции потребностей в автоматизации задач управления ОАО «Первый объединенный банк»

Структура аппарата управления коммерческого предприятия (фитнес-центр) требует значительной реорганизации. Для выполнения ряда функций в явном виде не определены ответственные лица; по ряду СУ имеет место дублирования функций. Для повышения эффективности аппарата управления предложена модель его реорганизации.

Методика поддержки принятия решения для совершенствования информационных систем использована для АСУ предприятий ряда предприятий группы.

В ОАО «Термостепс-МТЛ» разработана последовательность внедрения программных продуктов корпорации «Парус».

План модернизации технических средств автоматизации ОАО «Первый объединенный банк» предполагает следующую последовательность: управление рисками; управление проектным финансированием; продвижение розничных продуктов; развитие отношений с клиентами; контроль розничных операций.

По результатам анализа для проведения работ по автоматизации задач управления фитнес-центром была выбрана модифицированная (доработанная) система «1С-Предприятие».

В связи с повышением сложности и ответственности решаемых задач по развитию и стратегическому планированию, разработана автоматизированная система интеллектуальной и информационной поддержки принятия решения руководством ИКПС. Она предназначена для автоматизации устойчивого управления, выполнения поставленных целей, задач и планов и обеспечивает поддержку при решении следующих задач: политика; ситуационный анализ внешней и внутренней среды; прогнозы развития внешней среды; видение, целевая картина; генеральные целевые планы ИКПС в укрупненном виде; стратегические планы; оперативные планы; планы финансово-экономических результатов деятельности и др.

). В зависимости от конкретных внешних и внутренних условий (срок планирования, степень риска, объем возможного использования ресурсов и т.п.) предусмотрена возможность применения различных типов критериев

В приложениях приведены методика обработка результатов экспертных оценок, акты внедрения и использования результатов исследований.

Общие выводы

Формирование и усиление корпоративных структур является одной из тенденций развития страны. Это привело к созданию интегративных крупномасштабных производственных систем (групп компаний, концернов, конгломератов, альянсов, холдингов и т.д.), включающих в свой состав производственные, финансовые, социальные, коммерческие и другие предприятия различной направленности. Значительно усложнилась система управления ИКПС, которая приобретает следующие отличительные признаки: децентрализация, изменение числа уровней управления, равновесие, гибкость, кооперация и вертикальная интеграция. Поэтому принятие обоснованных решений в этих условиях требует использования интеллектуальных систем поддержки принятия решений.

В работе решена крупная научная проблема, имеющая важное хозяйственное значение – разработка специального математического обеспечения для обработки информации в интеллектуальных системах поддержки принятия решений при управлении ИКПС.

1. Проведен системный анализ ИКПС и принципов управления ими. Они являются новыми производственными объектами, характеризующимися сложными структурными связями между составными частями. В основе управления лежат принципы децентрализации, объединения компаний по видам бизнеса, уменьшения уровней управления, равновесия, гибкости и межкорпоративного взаимодействия.

2. Проведен анализ технологии управления ИКПС Порядок проведения анализа и совершенствования управления состоит в определении структуры производственного процесса; проблемно-целевой структуры управления предприятием; структуры предприятия; структуры управления предприятием; структуры управления ИКПС; общих функций управления ИКПС и предприятиями. При управлении необходим учет статической и динамической устойчивости, макропроектирования и микропроектирования, стратегического и тактического планирования, организационного управления, информационных систем и возросшей неопределенности.

3. Проведен анализ существующих методов обработки информации в системах поддержки принятия решений при управлении и их математического обеспечения. Не существует универсальных технологий и методов обработки информации для поддержки принятия решений как в проблемно, так и ситуационно ориентированных СППР, поэтому для ИКПС необходимо использовать различные методы в зависимости от вида принимаемого решения и информационной ситуации.

4. Определены основные направления применения технологий поддержки принятия решений при управлении ИКПС – непосредственно систем и стратегии управления. Последовательность создания методологии принятия решений для ИКПС состоит в: анализе системы управления ИКПС, построении ее концептуальной модели, выборе критерия оценки эффективности; создание методик принятия решений для управляющей подсистемы при планировании ее развития, анализа качества используемых и вводимых в эксплуатацию автоматизированных систем управления, формирования ИнТ-политики; анализе стратегии развития ИКПС на базе методов поддержки принятия решений в зависимости от состояния системы и внешней среды; принятии решений по совершенствованию системы управления ИКПС и стратегии ее развития на основе разработанных методик.

5. Разработан порядок проведения системного анализа управления ИКПС для систем поддержки принятия решений. Он заключается в декомпозиции генеральной задачи до уровня дерева задач; определении взаимосвязи задач с вариантами системы управления и планируемыми мероприятиями; оценке относительной важности задач и их ранжировании; выявлении дублирования задач; оценке эффективности с использованием соответствующих критериев; выборе наиболее рационального варианта управляющей структуры и комплекса мероприятий.

6. Проведен анализ методов и моделей, используемых для обработки информации при поддержке принятия решений по управлению ИКПС для согласованных подсистем управления и автоматизации. Наиболее эффективным является применение методов системного анализа, основанных на использовании дерева задач.

7. Разработана система методик обработки информации для поддержки принятия решений по совершенствованию системы управления ИКПС, информационных систем и формирования программ развития:

ранжирования структур управления, позволяет оценить относительную важность задач, а также другие их численных оценки (время, стоимость) и на основе этих оценок ранжировать задачи и связанные с ними СУ, программы развития и информационные системы;


загрузка...