Становление и развитие теории и практики педологической работы в народном образовании Приенисейского края второй половины XIX – первой трети XX вв. (09.03.2010)

Автор: Ценюга Сергей Николаевич

3. Исследованием доказано, что особенностью процесса развертывания фундаментальных, прикладных и организационных составляющих педологической работы в народном образовании Приенисейского края в период восстановления и реконструкции народного хозяйства явилось то, что кардинальные изменения его основных характеристик произошли не на рубеже веков (как это было в центральных губерниях), а только в 1920-х гг. XX в., в связи с усилиями советской власти по вовлечению научно-педагогического сообщества в достижение политических целей обоснования преимуществ социализма, социалистического строя, советской школьной системы и ученика. Попутно решая задачи всеобуча, Приенисейский край по времени отставал от общегосударственного процесса педологизации школы, но существенно опережал его по темпам перехода от «стихийных» позиций в педологической работе к систематическому обеспечению специально организованной деятельности по распознаванию сибирского ребенка, измерению и изучению в прочих субъектов (и объектов) воспитания, продуктивного взаимодействия учителя и ученика, оптимального построения и эффективного управления педагогическим процессом. Причем многие научные изыскания сибирских педологов, методические разработки и научно-организационная деятельность являлись новаторским. Этот переход сопровождался влиянием и негативных моментов: медленным восстановлением научных связей; чехардой с реформированием местных педагогических учреждений, нехваткой и нерегулярностью финансирования, хозяйственной и бытовой неустроенностью; отсутствием подготовленных специалистов-педологов и школьных учителей и условий для их подготовки, вынужденным привлечением к педологической работе школьно-санитарных врачей и учителей. Это было обусловлено: влиянием политики властей и идеологического фактора; централизацией и бюрократизацией системы управления школой и наукой; формализацией научной демократии и общим упрощением культуры научного и учительского сообщества; ростом их креативности; широкой практикой внедрения «достижений» науки и «передового педологического опыта» сверху; непоследовательностью и поспешностью введения всеобщей педологизации; ускоренным созданием региональных структур единой педологической службы.

4. В последнее десятилетие на общегосударственном и региональном уровнях в отношении понимания и успешного решения насущных проблем теории и практики педагогической диагностики в их педагогической составляющей сложилась ситуация, во многом схожая с положением дел в области педологической работы во второй половине XIX — первой трети XX вв., прежде всего, связанная с приобретением этой деятельности былого размаха и общественно-политического звучания (ЕГЭ, тестирование). В таких условиях особую важность получает сохранение идейного наследия и использование элементов исторического опыта, обретенных в процессе становления и развития педологической работы в отечественном образовании данного периода с учетом и во взаимосвязи их общегосударственных и региональных элементов. Осуществление исторической преемственности позволит эффективнее решать многие современные теоретические и практические проблемы педагогической науки и практики.

Результаты научно-исследовательской работы показали, что задачи, поставленные в диссертации, решены, и подтвердили обоснованность выдвинутых на защиту положений. Соискатель имеет 74 публикации, все по теме защищаемого исследования. Общий объем публикаций – 156,4 п.л. (авторский вклад 93 п.л.) Основное содержание диссертации отражено в следующих работах:

Монографии

Ценюга С.Н. Изучение ребенка и его характера в учебных заведениях Сибнаробраза // Сибирский характер как ценность: коллективная монография. Вып. 1. – Красноярск: РИО КГПУ, 2004. – 264 с. ISBN 5–85981–091–1. – С.101–121. (авторский вклад 1,4 п.л.).

Ценюга С.Н. Характерологические черты великорусской народности в Сибири (по материалам исследователей второй половины XIX в.) // Сибирский характер как ценность: коллективная монография. Вып. 2. – Красноярск: РИО КГПУ, 2007. – 296 с. ISBN 978–5–85981–247–9. – С.64–114. (3,2 п.л.).

Ценюга С.Н. Теория и практика педагогической диагностики в истории отечественной педагогики (1918 – сер. 30-х гг.): монография. – Красноярск: РИО КГПУ, 2007. – 264 с. ISBN 978–5–85981–236–3. (16,1 п.л.).

Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК

Ценюга С.Н. Проблема организации педдиагностической работы и ее кадровое обеспечение в условиях Сибнаробраза 20–30-х гг. // Образование в Сибири. – Томск: Изд-во ТомГУ, 1995. – №2. – С. 116?125. (0,7 п.л.).

Ценюга С.Н. Методическое обеспечение педологических обследований в учебных заведениях Советской России (1918 ? сер. 30-х гг.) // Вестник КрасГАУ. – Красноярск, 2007. – № 5(20). – С. 251?263. (0,8 п.л.).

Ценюга С.Н. Организация педологической работы и ее кадровое обеспечение в условиях Сибнаробраза 20–30-х гг. // Вестник КрасГАУ. – Красноярск, 2007. – № 5(20). – С. 263–275. (0,8 п.л.).

Ценюга С.Н. Формирование предпосылок становления педологии как предмета научно-педагогических исследований. // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск, 2009. – № 7. – С. 218–229. (0,7 п.л.).

Ценюга С.Н. «Педологическая антропология» и народное образование в Сибири // Вестник ШIэныгъэгъуаз Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. – Майкоп, 2009. – Вып. 3 (47). – С. 149–154. (0,5 п.л.).

Ценюга С.Н. Проблемы педологически ориентированной педагогики в трудах Б.Ф. Райского // Казанский педагогический журнал. – Казань: Изд-во «Магариф», 2009. – № 9 – 10.– С. 174–182. (0,6 п.л.).

Ценюга С.Н. Педологическая работа в сибирской школе первой трети XX в. // Образование и наука. – Екатеринбург: Изд-во Урал. отд. РАО. – 2009. – № 10 (67). – С. 82–94. (0,8 п.л.).

Ценюга С.Н. Педологи в сибирской школе в первые годы советской власти // Образование и общество. – Орел, 2009. – № 6 (59). – С. 92–97. (0,5).

Учебные и учебно-методические пособия.

Ценюга С.Н. Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по истории педагогики для студентов III–IV курсов. – Красноярск: РИО КГПУ, 1995. – 20 с. (1,2 п.л.).

Ценюга С.Н., Румынина Г.И. Философия и история образования: тематический план и рабочая программа курса.– Красноярск: РИО КГПУ, 1998. – 32 с. (авторский текст 1,2 п.л.).

Ценюга С.Н., Румынина Г.И., Бакшеева З.К. Педагогика: учебная программа для студентов педагогического университета. – Красноярск: РИО КГПУ, 2000. – 56 с. (авторский текст 1,5 п.л.).

Ценюга С.Н., Кононенко И.О., Михалева Л.П. Профессиональные образовательные программы подготовки студентов по специальности 021700 – Филология (Русский язык и литература). III курс: учебно-методические материалы. – Красноярск: РИО КГПУ, 2003. – 236 с. (авторский текст 2,5 п.л.).

Ценюга С.Н., Румынина Г.И., Бакшеева З.К. Педагогика: методические рекомендации по самостоятельной работе студентов педагогического университета. – Красноярск: РИО КГПУ, 2004. – 92 с. (авторский текст 3,0 п.л.).

Ценюга С.Н., Румынина Г.И., Бакшеева З.К. и др. Профессиональные образовательные программы второго поколения подготовки студентов по специальности 032600 – История. – Т. 1. – Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ, 2004. – 320 с. (авторский текст 2,4 п.л.).

Ценюга С.Н. История образования и педагогической мысли. Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов педагогического университета [электр. вар.]. – Красноярск: ИДИСО КГПУ, 2004. – 56 с. (3,5 п.л.). http//www.edu.kspu.ru

Ценюга С.Н, Кононенко И.О., Саволайнен Г.С. Педагогика в понятиях и схемах // Учебн.-метод. пособие. – Красноярск: РИО КГПУ, 2004. – 196 с. (авторский текст 6,3 п.л.).

Ценюга С.Н. История образования и педагогической мысли: рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов педагогического университета. – Красноярск: ИДИСО КГПУ, 2004. – 56 с. (3,5 п.л.).

Ценюга С.Н. История образования и педагогической мысли: учебное пособие.– Красноярск: ИДИСО КГПУ, 2007. – 82 с. (5,2 п.л.).

Ценюга С.Н. и др. Педагогика: рабочая программа курса. – Красноярск: РИО КГПУ, 2007. – 232 с. (2,7 п.л.).

Ценюга С.Н. История образования и педагогической мысли: учебное пособие [электр. вар.]. – Красноярск: ИДИСО КГПУ, 2007. – 82 с. (5,2 п.л.). http//www.edu.kspu.ru

Научные статьи, материалы выступлений на конференциях

Ценюга С.Н. К вопросу о перспективах возрождения педагогической антропологии как основы перестройки всей системы народного образования // Пути совершенствования партийного руководства осуществлением перестройки: Опыт и проблемы: мат. Всерос. науч. конф. – Красноярск: КГПИ, 1989. – С. 149–152. (0,3 п.л.).

Ценюга С.Н. Принципы изучения и анализа биосоциальных факторов развития школьников в деятельности советских педологов // Психолого-педагогический анализ в перестройке деятельности учителя и учащихся: мат. Всерос. конф. – Красноярск: КГПИ, 1990. – С. 26–29. (0,3 п.л.).

Ценюга С.Н. О заочной форме подготовки кадров практических педологов в истории народного образования РСФСР (на примере Сибнаробраза 20–30-х годов) // Проблемы социального прогресса Сибири: мат. науч.-практич. конф.– Красноярск: КГПИ, 1991. – С. 122–125. (0,3 п.л.).

Ценюга С.Н. Историко-педагогический анализ подготовки практических педологов в РСФСР (на примере Сибнаробраза 20–30-х гг.) // Демократия и гуманизация учебно-воспитательного процесса в школе: мат. Всерос. науч. конф.– Красноярск: КГПУ, 1991. – С. 125–129. (0,4 п.л.).

Ценюга С.Н. Из истории создания учебного заведения нового типа на основе Дальтоновского лабораторного плана: Сибирский опыт 20–30-х гг. // Гуманизация и демократизация учебно-воспитательного процесса в педвузе и школе: мат. науч. конф. с межд. участием. – Красноярск: КГПУ, 1992. – С. 202–205. (0,3 п.л.).

Ценюга С.Н. Из истории решения проблемы школьной успешности в педдиагностике 20–30-х годов // Мир и человек. – Красноярск: РИО СибГТУ, 1999. – № 6. – С. 12–17. (0,5 п.л.).

Ценюга С.Н. К вопросу об использовании тестовых методик учета школьной успешности в педдиагностике 20–30-х гг. // Актуальные формы и методы обучения и их использование в учебном процессе: мат. Всерос. науч.-практич. конф. – Красноярск: РИО КГПУ, 1998. – С. 148–151. (0,3 п.л.).

Ценюга С.Н. К вопросу о целеполагании в организации исследовательской работы студентов педагогического университета // Пути совершенствования содержания и организации гуманитарного образования: мат. науч.-практич. конф. – Красноярск: РИО КГПУ, 1998. – С. 35–37. (0,3 п.л.).

Ценюга С.Н. Становление педологической службы в условиях Сибнаробраза 20–30-х годов. // Образование XXI в. Инновация, технология. Диагностика и управление в условиях информатизации и гуманизации: мат. респ. науч.-практич. конф. – Красноярск: КГПУ, 1999. – С. 49–53. (0,3 п.л.).

Ценюга С.Н. Об использовании тестовых методик учета школьной успешности в педдиагностике 20–30-х годов. // Управление образовательным процессом в современном педагогическом вузе: мат. респ. науч.-практич. конф. – Красноярск: КГПУ, 1999. – С. 5–8. (0,3 п.л.).


загрузка...