Управление рисками нарушения безопасности инфраструктуры транспортного комплекса (09.03.2010)

Автор: Стиславский Александр Борисович

1. Изложенные в настоящей главе методология, методики и практические процедуры, основанные на категорировании объектов транспортной инфраструктуры и оценки рисков нарушения их безопасности, реализуют основные положения закона «О транспортной безопасности».

2. Предложенный единый интегральный критерий идентификации и категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и составляющие его частные критерии позволяют в стоимостной форме оценивать потенциальную опасность объектов всех видов транспорта и разработать соответствующие стандартные процедуры.

3. Полученные результаты служат основанием для разработки программного комплекса категорирования и оценки уязвимости опасных объектов транспортной инфраструктуры, как части единой автоматизированной системы обеспечения транспортной безопасности.

Четвертая глава посвящена вопросам управление рисками нарушения безопасности объектов транспортной инфраструктуры.

Под риском нарушения безопасности объекта транспортной инфраструктуры понимается вероятность реализации потенциальных угроз критическим элементам его структуры при существующей системе защиты.

Управление рисками нарушения транспортной безопасности производится путем выбора и реализации методов, средств и мероприятий (профилей защиты), упреждающих и предотвращающих негативное воздействие возможных угроз объектам транспортной инфраструктуры на основе оценки эффективности существующих систем обеспечения транспортной безопасности, кадровом, материальном, техническом и технологическом обеспечении их деятельности.

Система обеспечения безопасности (СОБ) - это организационная структура, осуществляющая комплекс мер по обеспечению безопасности объекта или группы объектов транспортной инфраструктуры вида транспорта в соответствии с их категорией, индексом, требованиями по безопасности и профилем защиты, определенными на основе категориального подхода, изложенного в третьей главе диссертации. Этот комплекс составляют нормативно-правовые, организационные, экономические, технические, программно-математические и иные меры, в совокупности составляющие профиль защиты объекта.

Представим функциональную структуру СОБ любого элемента транспортной системы в целом или вида транспорта как иерархическую систему, состоящую из звеньев разных уровней.

Элементарное звено СОБ (первый уровень) это средство противодействия конкретному способу реализации определенной угрозы каждому типу объектов транспортной инфраструктуры.

Звенья второго уровня обеспечивают организацию и координацию действий всех средств противодействия определенному способу реализации угрозы.

Звенья третьего уровня обеспечивают реализацию и координацию действий всех средств противодействия различным способам реализации угрозы.

Звенья четвертого уровня обеспечивают реализацию и координацию действий звеньев третьего уровня для обеспечения безопасности объекта транспортной инфраструктуры от всех предполагаемых угроз.

Звенья пятого уровня координируют действия звеньев четвертого уровня для обеспечения безопасности всех объектов организационной структуры, охраняемой СОБ.

Процесс функционирования любой СОБ может быть представлен в терминах этой иерархической структуры.

Проблема оценки эффективности СОБ сводится к трем задачам, результаты решения которых обеспечивают количественное обоснование решений в процедурах формирования требований и выбора рациональных профилей защиты объектов транспортной инфраструктуры рассмотренных в предыдущей главе.

Первая задача – определить эффективность функционирования СОБ при заданном комплексе средств обеспечения безопасности.

Как было показано ранее, по существу, это задача оценки уязвимости объекта при заданной модели угроз и выбранном профиле защиты. В результате решения этой задачи определяются величины рисков нарушения безопасности объекта от всех составляющих модели угроз и от модели угроз в целом, и определяются узкие места в СОБ объекта. Полученная количественная оценка риска нарушения безопасности должна служить объективным основанием для принятия решений по мерам усиления защиты объекта.

Вторая задача – определить состав и структуру СОБ, обеспечивающей min ее стоимости при заданном уровне безопасности объекта.

Решение этой задачи направлено на формирование оптимального по стоимости профиля защиты объекта при фиксированном уровне риска нарушения безопасности и выработку рационального набора требований по обеспечению его безопасности.

Третья задача – определить состав и структуру СОБ, обеспечивающей max безопасности объекта при заданной величине стоимости защиты.

Решение этой задачи направлено на формирование оптимального по эффективности профиля защиты объекта при фиксированной стоимости его СОБ и выработку соответствующего набора требований по обеспечению его безопасности.

Центральным понятием и исходным параметром, позволяющим построить нормативную базу количественных оценок эффективности функционирования СОБ, является "удельная эффективность средства противодействия конкретному способу реализации угрозы", т.е. эффективность элементарного звена в рассмотренной выше структуре СОБ.

может быть интерпретирована как вероятность того, что данный способ реализации угрозы будет предотвращен.

от j-го способа реализации k-й угрозы в зависимости от числа (n) i-х (однотипных) средств противодействия. Наличие базовой информации о всех i-ых средствах противодействия данному j-му способу k-ой угрозы позволяет сформулировать задачи определения оптимальной композиции (варианта совместного использования) СП. Предполагается, что СП, составляющие композицию, действуют независимо друг от друга, и каждое выполняет свою специфическую функцию.

Исходной задачей на втором уровне является оценка эффективности существующей композиции всех СП используемых против определенного способа реализации угрозы.

, которая определяется выражением

Все критерии второго звена СОБ могут быть использованы для формулировки задач оценки эффективности третьего звена, обеспечивающего координацию деятельности композиций второго звена для обеспечения безопасности объекта от всех способов реализации угрозы, т.е. от угрозы в целом.

- номер объекта, L - количество защищаемых объектов.

от j-го способа угрозы определяется выражением:

является показателем качества, характеризующим степень рационального использования ресурсов в звене СОБ третьего уровня и адекватность ее структуры поставленным задачам.

а показатель качества:

. Критерий эффективности функционирования СОБ – Q определяется выражением:

Качество СОБ

Во введенных терминах формулируются задачи оценки эффективности всех звеньев СОБ.

Представленный метод оценки эффективности СОБ и ее элементов основан на предположении, что все требования по защите объектов транспортной инфраструктуры, определенные в соответствии с их категориями и индексом, строго выполняются, а все СП составляющие профиль их защиты функционируют в соответствии с техническими и нормативными требованиями.

Однако на практике эти требования почти никогда не могут быть выполнены в полном объеме главным образом под влиянием человеческого фактора.

В автоматизированной системе обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры должна существовать программа идентификации, позволяющая с помощью постоянно ведущихся баз данных, набора стандартных правил идентификации и признаков нарушения порядка и норм, установленных для персонала, определять характеристики, отражающие степень доверия к СОБ.

Нормативной базой для оценок степени доверия к качеству выполнения своих функций сотрудниками СОБ объектов транспортной инфраструктуры должны быть стандартные «таблицы оценки степени доверия», отражающие зависимость величины степени доверия от количества различных нарушений в служебной деятельности личного состава и результатов инспекционных проверок. Степень доверия определяется путем сравнения показателей нарушений и данных инспекционных проверок, хранящихся в базе данных, со стандартными таблицами оценки степени доверия.

Величина риска Рi невыполнения СОБ своих функций в силу i-го нарушения определяется по формуле

Pi = (1-Di) * bi ,


загрузка...