Формирование лингвометодической компетенции будущего учителя родного русского языка в современном вузе (09.03.2010)

Автор: Синичкина Наталия Евгеньевна 

На основе данной модели была сконструирована педагогическая технология формирования лингвометодической компетенции. Опыт внедрения педагогической технологии формирования лингвометодической компетенции убедительно доказал эффективность реализованных в учебно-познавательном процессе студентов-филологов стратегии и тактик, отвечающих прогрессивным концепциям и теориям современного профессионального образования – концепции гуманизации и гуманитаризации, компетентностно ориентированному подходу, теории контекстного обучения, теории деятельности.

Стратегия гармонизации образовательной среды в процессе педагогического взаимодействия студентов-филологов, преподавателя-методиста и учителей-словесников на основе принципов фундаментальности, социокультуросообразности, практикоориентированности, профессиональной направленности, межпредметной интеграции, ценностного отношения к русскому языку, осознания его метапредметной функции и тактики понимания, диалогичности и рефлексивности, педагогического сотрудничества, персонификации, лингвометодического анализа профессионально значимых текстов и балльно-рейтинговая система последовательно привели к высокому уровню сформированности лингвометодической компетентности студентов-филологов опытно-экспериментальных групп.

В ходе академической, квазипрофессиональной и учебно-профессиональ-ной деятельности был реализован интегративный подход к формированию лингвометодической компетенции и таких ключевых компетенций студента-филолога, как информационная, коммуникативная, социокультурная, что позволило эффективно решать одну из насущных задач компетентностно ориентированного образования, заключающуюся в направленности на развитие творческого потенциала будущего специалиста и одновременно взаимосвязанное формирование базовых, предметных и ключевых компетенций, необходимых для будущей профессиональной деятельности.

Целенаправленная работа по формированию лингвометодической компетенции в процессе профессионального образования позволила студентам-филологам – будущим учителям-словесникам – гармонизировать отношения с окружающим миром через освоение научной картины мира; осознать собственную индивидуальность и самоактуализироваться; стимулировать интеллектуальное развитие и обогащение мышления посредством освоения современных методов научного познания; добиться успешной социализации через погружение в существующую культурную, в том числе техногенную и компьютеризированную среду; создать предпосылки для непрерывного образования.

Опыт становления лингвометодической компетентности студентов-филологов в современном вузе показал будущим педагогам продуктивный путь познания вершин профессии учителя, Учителя родного русского языка. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза исследования подтвердилась, его цель и задачи успешно решены.

Представляется, что перспективу проведённого исследования составляют следующие актуальные направления теории и методики профессионального образования: изучение возможности внедрения модели формирования лингвометодической компетенции, доказавшей свою эффективность и обладающую свойством универсальности, на всех уровнях и этапах профессиональной подготовки будущего учителя-словесника в условиях диверсификации; выявление, уточнение и разработка других компетенций в структуре профессиональной компетенции учителя родного русского языка.

Теоретические и прикладные аспекты исследования

отражены в следующих публикациях

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК

Синичкина, Н. Е. Г. А. Золотова, Г. П. Дручинина, Н. К. Онипенко. Русский язык: От системы к тексту: 10 класс [Текст] / Н. Е. Синичкина // Русский язык в школе, 2004. – № 2. – С. 96–98; 0,3 п. л.

Синичкина, Н. Е. Преподавание русского языка в России: история и современность (220 лет обучению юношества «предметамъ и наукамъ на языкЂ природномъ» [Текст] / Т. К. Донская, Т. В. Шмелева, Н. Е. Синичкина // Русский язык в школе, 2007. – № 2. – С. 92–93; 0,135/0,045 п. л.

Синичкина, Н. Е. О новом своде правил в контексте преподавания методики русского языка будущим учителям-словесникам [Текст] / Н. Е. Синичкина // Русский язык в школе, 2007. – № 3. – С. 101–103; 0,25 п. л.

Синичкина, Н. Е. Мониторинг качества образования студентов по методике преподавания русского языка [Текст] / Н. Е. Синичкина // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. № 11 (75): Общественные и гуманитарные науки (философия, языкознание, литературоведение, культурология, экономика, право, история, социология, педагогика, психология): Научный журнал. – СПб., 2008. – С. 257–265; 0,55 п. л.

Синичкина, Н. Е. Учебные пособия по методике преподавания русского языка: проблемы и новые решения [Текст] / Н. Е. Синичкина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика», 2008. – № 3. – С. 177–184; 0,55 п. л.

Синичкина, Н. Е. Педагогическая практика будущих учителей русского языка и литературы через призму инновационной деятельности [Текст] / Н. Е. Синичкина // Высшее образование сегодня, 2008. – № 11. – С. 78–81; 0,5 п. л.

Синичкина, Н. Е. «Первоучители» Киевской Руси и Московского государства [Текст] / Н. Е. Синичкина // Мир русского слова, 2008. – № 4. – C. 91–97; 0,55 п. л.

Синичкина, Н. Е. Становление профессии учителя русского языка в эпоху российского Просвещения [Текст] / Н. Е. Синичкина // Человек и образование, 2008. – № 4(17). – С. 80–84; 0,5 п. л.

Синичкина, Н. Е. Профессиональный портрет учителя русского языка XIX – начала ХХ века [Текст] / Н. Е. Синичкина // Преподаватель XXI век, 2009. – № 1. – С. 143–152; 0,8 п. л.

Монография и учебно-методические пособия

Синичкина, Н. Е. Студент-филолог – учитель-словесник: становление профессионала: монография [Текст] / Н. Е. Синичкина. – СПб.: Наука, САГА, 2009. – 396 с.; 24,75 п. л.

Синичкина, Н. Е. Практическая методика русского языка: учебное пособие по курсу «Теория и методика обучения русскому языку» [Текст] / Н. Е. Синичкина, Е. Р. Зинкевич. – СПб.: Наука, САГА, 2005. – 144 с., 10 илл.; 5,4/3,6 п. л.

Синичкина, Н. Е. Тесты по русскому языку для 9 класса: дидактические материалы [Текст] / авт.-сост. Т. В. Шмелева, Н. Е. Синичкина. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2006. – 36 с.; 0,9/1,35 п. л.

Синичкина, Н. Е. Уроки русского языка в 8 классе: дидактические материалы [Текст] / авт.-сост. Т. К. Донская, Н. Е. Синичкина. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2006. – 40 с.; 1/1,5 п. л.

Синичкина, Н. Е. Уроки русского языка в 9 классе: дидактические материалы [Текст] / авт.-сост. Т. В. Шмелева, Н. Е. Синичкина. – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2006. – 36 с.; 0,7/1,5 п. л.

Программы и программно-методические материалы

Синичкина, Н. Е. Методика преподавания русского языка: учебная программа [Текст] / Н. Е. Синичкина. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2003. – 20 с.; 1,75 п. л.

Синичкина, Н. Е. Технология организации методической и стажерской практики студентов IV и V курсов филологического факультета: методические указания [Текст] / Н. Е. Синичкина, Е. Р. Зинкевич. – СПб.: ЛГОУ им. А. С. Пушкина, 2003. – 28 с.; 1,2/0,8 п. л.

Синичкина, Н. Е. Технология организации методической и стажерской практики студентов IV и V курсов филологического факультета: методические указания [Текст] / Н. Е. Синичкина, Е. Р. Зинкевич, М. А. Жиркова. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2006. – 36 с.; 1,35/0,9 п. л.

Синичкина, Н. Е. Методика преподавания русского языка в основной и средней школе: методические указания к изучению курса «Теория и методика обучения русскому языку» [Текст] / Н. Е. Синичкина. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2006. – 36 с.; 2,25 п. л.

Синичкина, Н. Е. Новый учебно-методический комплекс по русскому языку для средней общеобразовательной школы: Концепция. Программно-методические материалы. Образцы учебных материалов [Текст] / отв. ред. Д. Н. Чердаков; авт.-сост. С. В. Друговейко-Должанская, А. И. Дунев, С. И. Монахов, Н. Е. Синичкина, Е. О. Феофанова, Д. Н. Чердаков. – СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2007. – 226 с.; 2,13/12,07 п. л.

Статьи, тезисы, материалы выступлений

в научно-методических журналах и сборниках

Синичкина, Н. Е. Работа с теоретическим блоком на уроках методики русского языка [Текст] / Н. Е. Синичкина // III Царскосельские чтения: материалы научно-теоретической межвузовской конференция с международным участием 26–27 апреля 1999 г. Т. II. – СПб.: ЛГОУ, 1999. – С. 240–241; 0,1 п. л.

Синичкина, Н. Е. Особенности конструирования учебной дисциплины «Методика преподавания русского языка» в системе непрерывного педагогического образования [Текст] / Н. Е. Синичкина // Воспитание языковой личности и изучение литературы: сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-методической конференции (Санкт-Петербург, 2–4 ноября 2001 г.). – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. – С. 117–122; 0,5 п. л.

Синичкина, Н. Е. К вопросу о языковом образовании студентов филологического факультета [Текст] / Н. Е. Синичкина // Современная русистика: проблемы, пути решения: материалы докладов и сообщений международной научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во СПГУТД, 2002. – С. 40–42; 0,1 п. л.

Синичкина, Н. Е. Становление личности субъекта как интеллигента в контексте филологического образования [Текст] / Н. Е. Синичкина // Гуманизация и гуманитаризация образования: IV Пикалевские чтения: материалы научно-практической конференции 22 марта 2002 г. – СПб. – Пикалево, 2002. – С. 117–119; 0,1 п. л.

Синичкина, Н. Е. Формирование речевых и общепознавательных умений студентов филологического факультета [Текст] / Н. Е. Синичкина // V Вишняковские чтения «Университетская наука – российскому образованию и промышленности»: материалы международной научно-практической конференции. – СПб. – Бокситогорск, 2003. – С. 27–28; 0,15 п. л.

Синичкина, Н. Е. Курс методики преподавания русского языка на заочном отделении ЛГОУ им. А. С. Пушкина [Текст] / Н. Е. Синичкина // Пушкинские чтения – 2002: материалы межвузовской научной конференции 6 июня 2002 г. – СПб.: ЛГОУ им. А. С. Пушкина. – С. 240–241; 0,1 п. л.

Синичкина, Н. Е. Содержание спецкурса по каллиграфии для учителей начальных классов [Текст] / Н. Е. Синичкина // Культура речевого общения в образовательных учреждениях разных уровней: материалы Всероссийской научно-практической конференции; под ред. А. П. Сковородникова. – Красноярск: КрасГУ, 2002. – С. 240–241; 0,1 п. л.

Синичкина, Н. Е. Как учить русскому языку в XXI веке? / Н. Е. Синичкина, Е. Р. Зинкевич [Текст] // Пушкинские чтения – 2003: материалы всероссийской научно-практической конференции 6 июня 2003. – СПб.: ЛГОУ им. А. С. Пушкина, 2003. – С. 163–165; В соавт., 0,075/0,075 п. л.


загрузка...