Формирование лингвометодической компетенции будущего учителя родного русского языка в современном вузе (09.03.2010)

Автор: Синичкина Наталия Евгеньевна 

студентами-филологами мотивов учебной, познавательной и профессиональной деятельности

Мотивы учебной

деятельности Мотивы познавательной

деятельности Мотивы профессиональной

деятельности

Подготовка

к будущей профессии Самовыражения

в познании 56% Самовыражения, самореализации 89%

Освоения нового Открытия нового 47% Теоретического осмысления основ профессиональной деятельности 79%

Внешние по отношению

к учебной деятельности Достижений

в познании 96% Прагматические

(престиж, зарплата, карьера) 68%

Развития своих способностей, знаний, умений, личностных качеств Саморазвития, овладения новыми способами деятельности 44% Профессионального роста, саморазвития 39%

Интерес к учебным

дисциплинам, процессу учения Интерес к областям знания, процессу познания 31% Интерес, призвание

к профессии 26%

Социальные: ценность образования, общение в группе Сотрудничества 15% Сотрудничества с коллегами и учащимися 26%

Второй этап диагностики стартовой готовности студентов-филологов к процессу формирования лингвометодической компетенции предполагал решение следующей задачи: определить тактики мониторинга качества сформированности данной компетентности.

Результаты диагностики уровня готовности студентов-филологов к формированию лингвометодической компетенции показали обоснованность созданной теоретической модели. На основе полученных данных в ходе констатирующего эксперимента для перехода к конструированию контекста педагогической деятельности были выявлены и описаны структурные компоненты педагогической технологии формирования лингвометодической компетенции будущих учителей родного русского языка

Компонентами педагогической технологии, отвечающей критериям целостности, управляемости, эффективности и воспроизводимости, являются цель и задачи профессиональной подготовки студентов-филологов в ходе формирования лингвометодической компетенции, содержание профессиональной подготовки, ее стратегия и тактики, формы и результат.

Цель профессиональной подготовки студентов-филологов в процессе изучения дисциплин лингвистического цикла и методики преподавания русского языка – сформировать лингвометодическую компетентность.

Задачи:

создать условия стимулирования учебной и познавательной активности будущих учителей-словесников;

разработать и применить учебные материалы по дисциплинам лингвистического цикла и методике преподавания русского языка, отвечающие требованиям Государственного образовательного стандарта;

интенсифицировать учебно-познавательный процесс студентов-филологов посредством педагогического инструментария теории контекстного обучения и компетентностного подхода;

разработать диагностические материалы, позволяющие осуществлять контроль и оценку качества сформированности лингвометодической компетентности студентов-филологов в системе для корректировки содержательной и процессуальной составляющих профессиональной подготовки.

Содержанием профессиональной подготовки студентов-филологов в процессе формирования их лингвометодической компетенции являются теоретические основы лингвистики и методики преподавания русского языка, которые интерпретируются посредством решения педагогических ситуаций лингвометодического характера на основе профессионально прецедентных текстов, а также собственных профессионально значимых речевых произведений.

Стратегией формирования лингвометодической компетенции является создание гармонизирующей образовательной среды в процессе педагогического взаимодействия студентов-филологов, преподавателя-методиста и учителей-словесников. В контексте нашего эксперимента речь идет о проектировании полисубъектного образовательного процесса, поскольку в совместную педагогическую деятельность одновременно включаются и студенты-филологи, и учителя-словесники, и преподаватели вуза.

Основными тактиками формирования лингвометодической компетенции являются следующие: 1) понимание, диалогичность, рефлексивность; 2) педагогическое сотрудничество в образовательном пространстве вуза и школы; 3) персонификация; 4) лингвометодический анализ текста; 5) балльно-рейтинговая система оценки сформированности лингвометодической компетентности.

В ходе формирования и становления лингвометодической компетентности студентов-филологов выделяются два взаимосвязанных этапа: этап контекстного обучения на лекционно-практических занятиях в вузе и этап дискретной педагогической практики в школе. На первом этапе, согласно теории контекстного обучения, принятой нами в качестве методологической основы проектирования педагогической технологии формирования лингвометодической компетенции будущих словесников, внедряются формы деятельности студентов академического типа (информационные лекции) и квазипрофессиональная деятельность (лабораторно-практические занятия, деловые игры). Эти формы относятся к базовым. Переход от одной базовой формы деятельности к другой осуществляется за счет промежуточных форм обучения. Одной из таких промежуточных форм выступает проблемная лекция.

Результатом формирования лингвометодической компетенции становится готовность студентов-филологов решать профессиональные задачи в области языкового образования школьников.

Педагогическая технология формирования и становления лингвометодической компетентности показана на схеме 2.

Схема 2

В следующих параграфах 3-й главы диссертационного сочинения последовательно представлена реализация педагогической технологии формирования лингвометодической компетенции студентов-филологов – будущих учителей-словесников. Внедрение в практику профессиональной подготовки будущих учителей родного русского языка разработанной педагогической технологии, а также последующая педагогическая рефлексия позволили осуществить системное обобщение структуры и содержания лекционно-практических занятий по методике преподавания русского языка и дисциплинам лингвистического цикла.

В Четвертой главе диссертации – «Результаты реализации педагогической технологии формирования лингвометодической компетенции студента-филолога» – раскрыта специфика определения уровня сформированности лингвометодической компетентности студентов-филологов на этапах квазипрофессиональной учебной деятельности в вузе и учебно-профессиональной деятельности в ходе дискретной педагогической практики и обобщены результаты опытно-экспериментальной работы конструирования контекста педагогической деятельности студента-филолога, учителя-словесни-ка и преподавателя-методиста как субъектов единого образовательного пространства вуза и школы.

Полученные в процессе диагностики уровня готовности студентов-филологов к процессу формирования лингвометодической компетенции данные обусловили коррекцию педагогического мониторинга по методике преподавания русского языка и дисциплинам лингвистического цикла.

Текущий мониторинг по курсам «Методика преподавания русского языка» и «Синтаксис современного русского языка» складывался из нескольких компонентов:

1) систематическая работа над усвоением понятийного аппарата дисциплины;

2) самостоятельная работа в соответствии с системой заданий, представленных в Методических указаниях к изучению курсов.


загрузка...