Трибологические основы безразборного ремонта элементов судовых энергетических установок (09.03.2010)

Автор: Ломухин Владимир Борисович

) образцов, проведённое до и после испытаний показало уменьшение шероховатости трущихся поверхностей (рисунок 13).

Рисунок 13 – Изменение шероховатости трущихся поверхностей

в результате действия препарата «Трибо»

Микроструктурный анализ и особенности износа пар трения под действием препарата «РиМЕТ». Пара трения «кольцо поршневое (чугун половинчатый) – втулка цилиндровая (чугун серый)». Нижеприведённые фотографии сделаны на различных участках одних и тех же образцов.

Изменение состояния поверхности трущихся пар циклично и

включает четыре этапа (таблица 1).

Таблица 1 – Изменение состояния поверхности трущихся пар

По мере наращивания толщины поверхностный слой (покрытие из вторичных структур трения) закрывает удерживающий масло рельеф материала кольца и

Вследствие различия триботехнических свойств трущихся

деталей, в поверхностном слое возникают напряжения, приводящие к его растрескиванию и выкрашиванию отдельных

фрагментов с образованием

Образующиеся каверны «залечиваются», т.е. заполняются материалом присадки «РиМЕТ». На фото слева показаны каверны, заполненные частицами меди. Покрытие восстанавливается

Результаты испытаний ремонтно-восстановительного состава на дизеле показали следующее. До начала испытаний с присадкой к маслу дизель был частично разобран для измерения массы поршневых колец и вкладышей шатунных подшипников коленчатого вала. После сборки в дизель залито 4,55 кг (5,09 л) масла М10Г2ЦС. Затем была снята нагрузочная характеристика.

Видно, что механический КПД снижается (рисунок 14), что совпадает с результатами, полученными на машинах трения.

Рисунок 14 – Механический коэффициент полезного действия дизеля на начальном этапе работы после обработки

Разбор дизеля после испытаний показал, что все поршневые кольца легко перемещались в канавках. Внешним осмотром деталей установлено, что поверхности вкладышей и юбка поршня матовые, серого цвета. На рабочих поверхностях вкладышей много темных точек. В антифрикционный слой внедрен материал темного цвета. После очистки деталей они были взвешены. Прирост массы деталей составил от 0,020 до 0,130 г.

Произведенные исследования и полученные данные позволяют классифицировать препараты (таблица 2).

Для проверки теоретических предпосылок изложенных выше, была произведена экспериментальная проверка. Методика проверки следующая: если применить допороговый метод диагностирования для выборки неисправных двигателей, разделив ее повторно на исправные и не исправные, и проверив выборки на различие, рассчитать пороговые значения, то зона отказа от распознавания должна измениться. Это подтвердит правильность теоретических предпосылок.

Как видно по приведенным в таблице 3 данным, проверка теоретических предпосылок, приводит к существенному сужению «зоны отказа от распознавания» (ЗООР).

Таблица 2 – Классификация ремонтно-восстановительных составов

Наименование Результат действия Типичные

представители

Группа I Кондиционеры металла, вступают в реакцию с металлом контртел, внедряются в металл на межмолекулярном уровне и заполняют собой микротрещины, предотвращая их развитие «ЕR», «Micro-X2», «Феном»

Группа II Препараты, выполняют суперфинишную обработку трущихся пар, в результате чего уменьшается шероховатость поверхностей контртел «Трибо», «АG», «Хадо»

Группа III Препараты, восстанавливают изношенные поверхности образованием различного рода пленок и покрытий на трущихся поверхностях – медных, тефлоновых, органо-металлокерамических и др. «РиМЕТ»,

«Аспект-Модификатор», «Форум», «Лубрифилм», «Капсулы мощности»

Очевидно, что и для выбора применяемых РВС, следует учитывать полученные разделения. Например, (таблица 3), на отрезке

– {А1 В1} следует применять кондиционеры металла (группа I);

– {В1 А} следует применять оптимизаторы шероховатостей поверхностей (группа II);

– {А В} следует применять ремонтно-восстановительные составы (группа III);

– до значения А1 применять препараты не следует;

– за значением В, применять препараты не следует, нужно применить традиционный ремонт.

Таким образом, получим интервалы применения РВС по значению концентрации железа в работающем масле (таблица 4).

Таблица 3 – Зоны «отказа от распознавания» для различных двигателей внутреннего сгорания

Двигатель Порог А1 до Порог В1 до Ширина ЗООР до Порог А после Порог В после Ширина ЗООР

после Объем выборки

тыс.ед.

Судовой Г 70-5 40 120 80 180 210 30 4,8

Судовой М-400 80 140 60 150 160 10 3,7

Автомобильный


загрузка...