Формирование финансовой стратегии софинансирования в жилищной политике (09.03.2010)

Автор: Гудименко Галина Валерьевна

Результаты исследования могут быть использованы в процессе преподавания дисциплин «Финансы», «Кредитное дело», «Экономика недвижимости», «Рынок ценных бумаг».

Публикации. Основные теоретические и практические положения диссертационной работы нашли отражение в учебниках и учебных пособиях, монографиях, научных статьях. Всего по теме диссертационного исследования опубликовано 63 работы объемом 69 п.л., из которых 67,4 п.л. принадлежит лично автору. Научных статей в изданиях, рекомендованных ВАК России – 14.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, включающих 23 рисунка, 25 таблиц, заключения, списка литературы, приложений. Общий объем диссертации - 308 страниц.

Во введении обоснована актуальность темы, определена степень разработанности проблемы, цель, задачи, объект и предмет исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту, раскрыта научная новизна и практическая значимость, представлены результаты апробации работы.

В первой главе «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ» представлены жилищная политика как фактор повышения уровня и качества жизни населения, выявлены теоретические основы формирования финансовой стратегии жилищной политики в России и проанализирован зарубежный опыт формирования финансовой жилищной политики.

Во второй главе «МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ СОФИНАНСИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ» разработана методология стратегии расширения доступности жилья для различных слоев населения, методология формирования финансовой стратегии развития жилищно-строительного комплекса, а также методология формирования политики жилищного субсидирования.

В третьей главе «КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЧАСТИ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА» разработано финансовое обеспечение развития инфраструктуры жилищного строительства, представлено развитие рынка жилищных облигаций в целях увеличения финансирования строительства жилья и разработана концепция формирования кредитных отношений.

В четвертой главе «МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ» выделена система государственной поддержки как метод финансовой стратегии решения жилищной проблемы для отдельных категорий граждан, инструменты финансового обеспечения индивидуального жилищного строительства и альтернативные методы финансирования жилищного строительства.

В пятой главе «ИПОТЕКА КАК ФИНАНСОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ ЖИЛИЩНОЙ ПРОБЛЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» выявлена роль ипотечного кредитования в финансовой системе страны, сформированы принципы реализации ипотечного кредитования как инструмента финансовой стратегии жилищной политики и определены направления развития системы ипотечного кредитования в России.

В заключении сформулированы основные выводы и результаты проведенного исследования.

Основные положения и результаты работы,

выносимые на защиту

1. На основе существующего терминологического анализа теоретических аспектов формирования финансовой стратегии жилищной политики предложено авторское определение данной экономической категории, выявлены элементы, являющиеся основой формирования современной стратегии жилищной политики и обеспечения доступности жилья для семей с различным уровнем доходов

На наш взгляд, финансовая стратегия представляет собой одно из важнейших направлений развития государства, обеспечивающих все основные направления развития финансовой деятельности и финансовых отношений путём формирования долгосрочных финансовых целей, выбора наиболее эффективных путей их достижения, адекватной корректировки направлений формирования и использования финансовых ресурсов. Процесс выработки финансовой стратегии включает в себя:

1) анализ предшествующей финансовой стратегии;

2) обоснование стратегических целей финансовой политики;

3) определение сроков действия финансовой стратегии;

4) конкретизацию стратегических целей и периодов их выполнения.

Финансовая стратегия - это целевая функция финансовой политики, направленная на привлечение и эффективное размещение финансовых ресурсов, на реализацию целей экономического развития государства, одной из которых является обеспечение граждан России доступным и комфортным жильём в рамках жилищной политики.

Финансовая стратегия жилищной политики - единый способ прогнозирования будущих возможностей, помогающий уточнить наиболее целесообразные пути действий при обеспечении граждан жильём. При этом допускается возможность софинансирования из бюджета проектов и объектов, которые не включены в целевые программы. Анализ текущих значений параметров финансовой стратегии жилищной политики (обеспеченность жильём, доступность жилья, размер субсидий, условия кредитования и другое) и их прогноз дают возможность сформулировать стратегический фокус - приоритетное направление, на котором необходимо сконцентрировать внимание и ресурсы.

Финансовая политика софинансирования в жилищной сфере любой страны включает три основных элемента:

1) софинансирование приобретения жилья;

2) софинансирование строительства жилья;

3) государственная поддержка в обеспечении жильем семей с невысоким уровнем доходов, то есть с доходами, недостаточными для покупки жилья или получения в банках ипотечного кредита на рыночных условиях.

Разработка и внедрение эффективных механизмов жилищного финансирования по трем данным направлениям является основой формирования современной стратегии жилищной политики и обеспечения доступности жилья для семей с различным уровнем доходов.

Оценка различных элементов жилищной политики в развитии жилищного рынка представлена в таблице 1. Существуют различия в степени влияния мер государственного вмешательства на увеличение доступности жилья и рост объемов жилищного строительства (при наличии таких различий в таблице после знака «/» приведена оценка влияния на развитие жилищного строительства).

Таблица 1 - Оценка элементов жилищной политики (государственного вмешательства) в развитие жилищного рынка за рубежом

вмешательстваПрозрачностьЦелевая ориента

цияДоступ

ностьЭффектив

ностьАдминистра

тивная простотаКонтроль затратНейтральность для финансовой системыПремии в сберегательных

контрактах- -- -- - / -++-- --Субсидирование процентной ставки+*++-- -НВычеты из налогооблагаемой

базы-- / *+++- -НСубсидии на транзакционные

издержки+-Н+-+НСтроительные

субсидии- -- / *Н-- -- -НАвансовые субсидии+ ++ + / *+ / *+ / Н++ ++Поддержка

вторичного рынка- -- / *+++*+Обозначения:

- - очень низкая эффективность вмешательства

+ + очень высокая эффективность вмешательства

* оценка в существенной степени зависит от условий программы


загрузка...