Формирование финансовой стратегии софинансирования в жилищной политике (09.03.2010)

Автор: Гудименко Галина Валерьевна

2) создаются условия для снижения рисков, повышения надежности ипотечных кредитов;

3) определяются требования к банкам-партнерам.

Динамика и структура ипотечного рынка соответствуют Концепции развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов АИЖК и ориентирам национального проекта «Доступное и комфортное жильё – гражданам России»; по стоимости лидирует Центральный округ и Северо-Западный, но по количеству кредитов их доля менее 15% (рисунок 7).

Рисунок 7 - Итоги развития ипотечного кредитования в России

По мнению автора, дальнейшее развитие ипотечного жилищного кредитования в России связано с осуществлением ряда мероприятий, нацеленных на:

1) формирование вторичного рынка ипотечных кредитов в целях обеспечения рефинансирования долгосрочных ипотечных кредитов, привлечения долгосрочных ресурсов институциональных инвесторов;

2) совершенствование правовой базы ипотечного кредитования для установления четких правовых гарантий кредитору по возврату кредитных средств в случае невозврата кредита заемщиком, обеспечения социальной защиты заемщика в случае потери единственного жилья при обращении взыскания на предмет залога;

3) снижение рисков ипотечного кредитования путем создания системы их страхования;

4) формирование системы кредитных бюро, обеспечивающих банки необходимой информацией о кредитоспособности заемщиков в целях повышения надежности ипотечных кредитов, улучшения качества андеррайтинга кредитов, снижения кредитных рисков;

5) совершенствование политики государства в области организации системы государственной помощи в улучшении жилищных условий отдельных категорий граждан с невысоким уровнем доходов; определение наиболее эффективных форм и условий предоставления субсидий на приобретение жилья гражданам (с учетом различных доходных групп, включая возможности софинансирования и получения ипотечных кредитов в банках на рыночных условиях); развитие системы предоставления субсидий на приобретение жилья (субсидии на выплату первоначального взноса при условии получения на недостающую сумму ипотечного кредита в коммерческом банке на рыночных условиях).

Таким образом, предлагаемые меры создадут условия для вовлечения в сферу ипотечного жилищного кредитования значительного числа граждан, чьи возможности улучшить свои жилищные условия не могут быть реализованы в настоящее время, и будут способствовать созданию системы ипотечного жилищного кредитования в России, как механизма, обеспечивающего формирование рынка доступного жилья и достижение целей финансовой жилищной политики.

12. Предложена модель взаимосвязанных и взаимозависимых элементов системы ипотечного кредитования, позволяющая снизить риски ипотечных кредиторов и повысить надежность ипотечных облигаций, в также в целях быстрого и эффективного развития ипотечного кредитования путем повышения доступности ипотечных кредитов выявлены основные тенденции в области развития ипотеки как дополнительного источника кредитования

Основными индикаторами, характеризующими конъюнктуру на ипотечном рынке, являются процентные ставки по ипотечным облигациям и ставки по ипотечным кредитам. Специфика ипотечных операций вызывает определенные требования к механизму ипотечного кредитования.

Совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов объединена автором в систему ипотечного кредитования, представленную на рисунке 8. Для успешного развития системы ипотечного кредитования принципиальным является создание институтов, обслуживающих ипотечный рынок и его инфраструктуру. Только при взаимодействии всех элементов системы ипотечного кредитования появляется возможность, во-первых, снизить риски ипотечных кредиторов, во-вторых, повысить надежность ипотечных облигаций и благодаря этому привлечь дополнительные источники кредитования. Участниками процесса ипотечного кредитования становятся: ипотечный кредитор, заемщик, инвестор, специализированные посредники, правительство.

Система кредитования должна строиться комплексно для разных слоев населения и учитывать тенденции изменения доходов и сбережений населения, постепенно сокращая долю ипотечного рынка с льготными или субсидируемыми условиями кредитования. Она должна разворачиваться на основе программы ипотечного кредитования при непосредственном участии административных органов. Для быстрого и эффективного развития ипотечного кредитования путем повышения доступности ипотечных кредитов целесообразно использовать следующие методы:

Рисунок 8 - Система ипотечного кредитования граждан

1 – поддержка, контроль над деятельностью; 2 – вклады, залог имущества; 3 - залог имущества; 4 – кредитные средства; 5 – деньги за жилое помещение; 6 – право собственности за жилье; 7 – кредитные ресурсы; 8 – кредитные обязательства; 9 – залог портфеля ипотечных кредитов; 10 – гарантии по ипотечным ценным бумагам; 11 – ипотечные ценные бумаги; 12 – денежные средства.

1) введение дифференцированных процентных ставок по кредитам, рассчитанных исходя из реального уровня средних доходов семей и стоимости жилья в конкретных регионах. Это наиболее предпочтительный вариант, который упрощает процедуру выдачи кредитов и не зависит от уровня экономического развития региона.

2) создание системы государственного страхования рисков, связанных с неплатежеспособностью заемщиков, для случаев уменьшения суммы первоначального взноса отдельным категориям граждан в случае установления таких по закону или по целевой программе. Этот вариант прост в реализации и не зависит от состояния экономики региона.

Основные тенденции в области развития ипотечного жилищного кредитования, на наш взгляд, следующие:

1) повышение интереса банков к ипотечному кредитованию;

2) общее снижение процентных ставок по ипотечным кредитам;

3) разработка и реализация регионами собственных программ ипотечного кредитования;

4) внедрение различных моделей рефинансирования жилищных ипотечных кредитов с помощью специально создаваемых операторов вторичного рынка в рамках реализации программ Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, Агентства по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов;

5) совершенствование федерального и регионального законодательства, нацеленного на создание правовых условий развития ипотечного кредитования;

6) активизация работы в области формирования нормативной правовой и организационной базы создания системы кредитных бюро и страхования ипотечных рисков.

Таким образом, предлагаемые направления создадут условия для вовлечения в сферу ипотечного жилищного кредитования значительного числа граждан и будет способствовать созданию системы ипотечного жилищного кредитования как механизма, обеспечивающего реализацию финансовой стратегии жилищной политики.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Проведенное исследование подтвердило исходные гипотезы и позволило реализовать поставленные задачи. Автором выявлены сущностные отличия, связанные как с целями проводимых исследований, так и со спецификой авторского подхода в рамках эволюционной теории экономики и теории динамических систем, которые применялись к понятию «жилищная политика».

Рассмотрены подходы к формированию источников финансирования современной жилищной политики с различных методических позиций. Показано, что существующие научно-методические подходы не полностью отражают понятие финансовой стратегии софинансирования и обеспечения доступности жилья для семей с различным уровнем доходов.

Основным элементом концепции формирования государственной системы жилищного субсидирования на основе корректировки ряда действующих на федеральном и региональном уровне программ предоставления жилищных субсидий является модель расчёта показателей доступности жилья для различных по уровню дохода групп населения, в основе которой лежит дифференциация жилья по классам качества на первичном рынке недвижимости, сопоставление классов населения классам жилья, дифференциация коэффициента доступности жилья по уровню доходов населения и классу качества жилья без учета ипотечного кредита и с учетом кредита под залог недвижимости.

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

МОНОГРАФИИ

1. Гудименко Г.В. Формирование финансовой стратегии решения жилищной проблемы на региональном уровне. Монография / Орёл. Издатель А.Воробьёв, 2009 – 300 с. ISBN 978-5-91468-022-7 (10,2 п.л)

2. Гудименко Г.В. Жилищная проблема в России: состояние и программы решения. Монография. В 2-х частях. Теория и методология формирования учётно-аналитической и налоговой системы в условиях глобализации экономических процессов и перехода на международные стандарты финансовой отчётности. Ч.2 / Л.В.Попова и др.; под общей ред. проф., д.э.н., Л.В.Поповой. - Орёл: ООО ИД «Орлик», ОрёлГТУ, 2008. – с. 425-492. ISBN 978-5-93804-14-6 (3,2 п.л)

3. Гудименко Г.В. Экономика недвижимости: Монография / Г.В. Гудименко. – Воронеж, ВЭПИ, 2009 – 64 с. (2,7 п.л)

4. Гудименко Г.В. Реализация программ обеспечения граждан жильём в некоторых регионах России. Монография. Экономика регионов: тенденции развития. / А.М.Акчурина, Е.В.Баженова, и др.; под общей ред. проф. О.И.Кирикова. – Книга 7. – Воронеж: ВГПУ, 2008 – с.155-169 ISBN 978-5-88519-436-5 (1,2 п.л)

5. Гудименко, Г.В. Формирование фондовых инструментов финансирования ипотечных кредитов. Научное издание / Г.В.Гудименко. – М: МАОР, 2005г. – 131с. ISBN 5-98026-010-2 (5,6 п.л)

6. Гудименко, Г.В. Эффективность управления производственными ресурсами в строительстве. Монография / Г.В.Гудименко – Орёл: ОРАГС, 2003 – 142с. (6,1 п.л)

7. Гудименко, Г.В. Эффективность организационной системы управления промышленным потенциалом. Монография /Г.В.Гудименко Орёл: ОРАГС, 2001 – 174с. (6,8 п.л)


загрузка...