Современные подходы к формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста (09.02.2012)

Автор: Мельникова Мария Сергеевна

Закреплять знания о днях недели

12. «Сутки»

Определение уровня умения детей ориентироваться во времени

13. «Живая неделя» Закреплять знания о днях недели.

Комплекс развивающих мероприятий на формирование временных представлений у детей старшего возраста проводился в период с октября 2008 года по март 2009 года.

С детьми, у которых выявили, средний и низкий уровень знаний временных представлений, были проведены индивидуальные занятия, с целью повышения уровня.

С детьми низкого уровня: Димой С., Мариной Б, Кариной С., Гошей Б. и Лешей П. проводились дополнительные занятия по формированию временных представлений. Большое внимание уделялось вопросам, на которые дети затруднялись ответить.

Все занятия и игры, вызвали у детей большой интерес, что необходимо для успешного обучения. Понравившиеся игры, дети использовали в самостоятельной деятельности. Подвижные игры использовались также и на других занятиях. [приложение 5]

2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования

На третьем этапе исследования с целью определения влияния разработанного комплекса развивающих мероприятий на формирование представлений о времени, была проведена контрольная диагностика. Результаты диагностики уровня усвоения представлений о времени детей старшей группы наглядно представлены в диаграмме (рис. 1 и рис. 2) и таблицах 4,5. [приложение 4]

Таблица 4

Показатели уровня усвоения временных представлений у детей старшего возраста на III этапе исследования

Ф.И. ребенка Баллы на I этапе Уровень на I этапе Баллы на III этапе Уровень на III этапе

1. Кирилл К. 17 высокий 20 высокий

Иван С. 13 средний 19 высокий

Дима С. 6 низкий 14 средний

4. Марина Б. 10 средний 17 высокий

5. Настя М. 16 высокий 20 высокий

6. Ян Ж. 17 высокий 20 высокий

7. Света З. 17 высокий 19 высокий

8. Женя С. 13 средний 17 высокий

9. Карина С. 4 низкий 10 низкий

10. Гоша Б. 9 низкий 16 средний

11. Миша М. 11 средний 14 средний

12. Лена В. 12 средний 16 высокий

13. Лиза Б. 13 средний 17 высокий

14. Леша П. 8 низкий 12 средний

15. Полина К. 11 средний 16 средний

Таблица 5

Показатели уровня в процентном отношении

Уровень % Количество детей

Высокий

Средний

Низкий 69

Диаграмма уровня усвоения представлений о времени

В начале года у детей преобладал средний уровень, а после проведенного комплекса развивающих мероприятий высокий уровень значительно повысился. Значительно улучшился результат у детей: Дима С., Марина Б, Женя С., Карина С., Гоше Б. и Леша П. У этих детей был низкий уровень, а на втором этапе повысился до среднего. У Ивана С., Женя С., от среднего перешли к высокому уровню. Таким образом, проделанная работа дала положительные результаты.

Для того, чтобы обучение дошкольников дало положительный результат, необходимо использовать разнообразные методы, включая индивидуальные занятия и закреплять знания в различных видах деятельности. Так же следует отметить, что для хорошего уровня развития временных представлений, воспитатели должны уделять внимание временным отношениям и в жизненной ситуации. Можно использовать дидактические игры для самостоятельной деятельности, в группе должен быть календарь-модель, чтобы дети могли увидеть день недели, время года и месяц.

В ходе исследования с целью формирования временных представлений у детей старшего возраста разработан комплекс развивающих мероприятий на формирование временных представлений, рекомендации для педагогов и задания для индивидуальных занятий с детьми. [Приложение 7, 8]

Исследование показало, что разработанный комплекс развивающих мероприятий на формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста способствовал повышению уровня усвоения представления о времени, что подтверждает гипотезу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


загрузка...