Современные подходы к формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста (09.02.2012)

Автор: Мельникова Мария Сергеевна

Выполнила:

Мельникова Мария Сергеевна

Воспитатель д/с № 157

2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ОРИЕНТИРОВКИ ВО ВРЕМЕНИ…….6

Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста………………………………………………………………6

Задачи и методика формирования временных отношений…….9

Моделирование и модель, как основной метод формирования представлений о времени…………………………………………15

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…….19

2.1. Диагностика уровня усвоения представлений о времени……….19 2.2. Комплекс развивающих мероприятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………23 2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования…………….28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……..………………………………………………32

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………34

ВВЕДЕНИЕ

Детям дошкольного возраста жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Поэтому, в педагогической практике встает вопрос как ребенку показать время. Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности.

В дошкольном возрасте дети еще не соотносят временные ощущения с объективным течением времени, однако идет постоянный процесс накопления знаний о предметах и явлениях окружающего мира, организованных во времени (сезоны года, освоение таких понятий, как «сегодня», «завтра», «вчера», «сначала», «потом» и т.п.). Этому способствует развитие речи, мышления, осознание своей собственной жизни.

В процессе разнообразных видов деятельности на детей воздействует весьма сложный комплекс раздражителей, в котором временные отношения являются лишь слабым и попутным компонентом. По учению И. П. Павлова, слабый раздражитель хотя и участвует в образовании временных связей в скрытом виде, но, взятый в отдельности, не вызывает последующей реакции Поэтому время, чередование его определенных отрезков необходимо сделать предметом специального внимания детей, для чего надо организовать соответствующую деятельность, направленную на измерение времени при помощи приборов, демонстрирующих те или иные промежутки времени и их взаимосвязь. Такая деятельность создает наиболее благоприятные условия для формирования четких представлений о времени. Вышесказанное выделяет актуальность в предстоящем исследовании и необходимость его как практически значимого элемента в методиках обучения дошкольников.

Исследования представлений ребенка о времени проводились как за рубежом (Ж. Пиаже, П. Фресс, П. Жане, Н.И. Фрейлах и др.), так и в отечественной педагогике (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Кроник, Е.А. Головаха, Рихтерман Т.Д., Элькин Д.Г. Л.С. Метлина, Е.И. Щербакова и др.), однако их сравнительно немного, а различия в подходах исследователей делают затруднительным формулирование единого понимания процессов становления у ребенка данных представлений.

Данное исследование обусловлено необходимостью изучения процесса формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. В настоящей работе накопленный теоретический и методический опыт отечественных исследователей в данной области.

Объект исследования: процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста временных представлений.

Предмет исследования: методы активизирующие условия усвоения временных отношений у ребенка дошкольного возраста.

Целью работы является исследование особенностей развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Достижению цели будет способствовать решение следующих задач:

- изучить теоретические подходы и методические рекомендации по ознакомлению старших дошкольников со временем;

- изучить научную и методическую литературу по вопросам восприятия времени детьми дошкольного возраста;

- Апробировать диагностические авторские методики для выявления уровня сформированности представлений о времени;

- разработать комплекс развивающих мероприятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста;

- Освоить методы аналитической деятельности по результатам проделанной работы.

Гипотеза исследования: формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста будет более эффективна, если исследовать различные формы и методы ознакомления со временем.

Методы исследования:

Теоретические:

- анализ научной и методической литературы;

- изучение и анализ диагностических методик.

Практические:

- диагностика уровня усвоения представления о времени;

- разработка комплекса развивающих мероприятий по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста;

- анализ и интерпретация результатов исследования.


загрузка...