Helicobacter pylori-ассоциированные хронические гастриты (патогенез, возможности дифференцированной терапии) (09.02.2009)

Автор: Захарова Наталья Валерьевна

Болгария 27 4,200 3,280 3,330 4,260 3,870 2,850 2,620 0,130

                 

MAX   6,110 5,680 5,550 5,420 5,850 4,400 5,040

MIN   4,200 3,280 2,780 3,640 3,860 2,550 2,030

Предложенные автором 2 показателя: ИИЭ и ИИП (Индекс Инновационной Экономики и Индекс Инновационного Потенциала) являются чрезвычайно полезными при анализе хозяйственных систем в различных странах ЕС. Представляются они весьма важными и при изучении возможного заимствовании опыта стран ЕС в формировании инновационной экономики для Российской Федерации.

По мнению автора, современная наднациональная инновационная система Европейского союза в последние годы играет все большую роль в формировании инновационной экономики стран ЕС. На настоящий момент она включает Европейский Совет, Европейскую комиссию и ее Генеральный директорат по научно-техническим исследованиям, а также сеть исследовательских организаций, международные институты, лаборатории. Включает она также все предприятия и университеты стран ЕС, получающие финансирование из бюджета ЕС. Кроме того, следует отметить, что влияние институтов ЕС на формирование инновационной экономики в государствах Евросоюза носит очень многогранный характер. Во многом это влияние может быть опосредовано через формально другие виды совместной политики, не только научно-технической и инновационной. Тут следует отметить политику в области образования, политику в области конкуренции, сельскохозяйственную политику, региональную и многие другие.

Примерный характер взаимосвязей видов инновационной политики на разных уровнях представлен автором на рисунке ниже.

По мнению автора, инновационная компонента может прослеживаться практически в любой деятельности, в том числе проводимой и на наднациональном уровне. Так, политика в области образования предусматривает выделение 7 млрд.евро на программы переквалификации

работников на период 2007-2013 годы. Для инновационного развития особое значение имеют программы “Leonardo da Vinci”, “Erasmus”, “Grundtvig”.

Большую роль играет и региональная политика. Так, в рамках так называемой «Политики сплочения» (Cohesion Policy) в течение 2007-2013 лет планируется использовать 86 млрд.евро на поддержку научных исследований и инноваций.

Рисунок 1. Взаимосвязи наднациональной системы ЕС, национальных инновационных систем, региональных подсистем и кластеров

Источник: составлено автором

Важнейшим инструментом реализации инновационной и научной – технической политики в рамках наднациональной инновационной системы Европейского союза являются Рамочные программы научных исследований и технологического развития. Текущая, 7-я Рамочная программа (2007-2013 гг.) представляет собой важнейший шаг вперед в области интенсификации усилий по инновационному развитию стран Европейского союза.

Автор доказал, что совместная политика ЕС в области инновационной и научно-технической деятельности может играть роль мультипликатора, в значительной степени повышая эффективность мероприятий на национальном и региональном уровнях.

В диссертации было исследовано потенциальное влияние текущей 7-й программы при различном ее бюджете на некоторые параметры развития: рост ВВП, экспорт, импорт, занятость и т.д. Рассматривая различные варианты финансирования Седьмой рамочной программы и долгосрочные последствия (до 2030 г), было выделено три сценария:

увеличение в 2 раза затрат на программу и скромный экономический рост после 2010 года;

увеличение в 2 раза затрат на программу и быстрый экономический рост после 2010 года;

полная ликвидация программы.

Следующая диаграмма покажет, какой предполагается быть динамике роста ВВП, экспорта и импорта при трех сценариях.

Рис.2. Различные сценарии развития стран ЕС в зависимости от экономического роста и Cедьмой рамочной программы

Источник: Составлено автором по данным Генерального Директората Еврокомиссии (A New Deal for an Effective European Research Policy.By Muldur U. & al. – Dordrecht: Springer.2006. P.196

Таким образом, эффект от увеличения затрат на Рамочные программы может быть весьма значительным.

Вместе с тем, по мнению автора, растущее влияние наднациональной инновационной системы ЕС на национальные инновационные системы стран Европейского союза в ближайшем времени может быть осложнено дезинтеграционными тенденциями в рамках ЕС, недостатком финансирования и бюрократическими процедурами.

Анализ наднациональной инновационной системы ЕС позволил автору сделать следующие выводы:

Реализация Рамочных программ научно-технического развития играет большую роль в осуществлении крупных проектов, для которых необходимы транснациональные консорциумы, куда входят университеты, предприятия и научно-исследовательские учреждения;

Влияние наднациональной системы ЕС на формирование инновационной экономики в государствах Евросоюза носит многогранный характер. Во многом это влияние может быть опосредовано через формально другие виды совместной политики: промышленную, региональную, политику в области конкуренции, в области образования и т.д.

Взаимодействие и координация инновационных политик на уровне ЕС в целом, отдельных стран, региональных подсистем и кластеров носит все более выраженный характер.

Бюджет ЕС на цели научно-технического сотрудничества в значительной степени возрос, что, в частности, заметно по бюджету Рамочных программ;

В большей степени финансированием ЕС пользовались крупные предприятия, в значительной меньшей степени – малые и средние;

Больше всего финансирования ЕС получали крупные государства, однако «интенсивность финансирования» (на единицу ВВП и на одного исследователя) была выше в небольших странах;

По европейским регионам довольно большое финансирование получили периферийные регионы, что в некоторой степени способствовало выравниванию уровней экономического развития.

Следует предостеречь как ученых-теоретиков, так и политиков от попыток копировать опыт некоторых государств и переносить его автоматически в условия других экономик, в частности, российской.

Тем не менее, некоторые позитивные черты инновационных систем отдельных стран ЕС могут быть использованы в условиях Российской Федерации. Это:

- развитие всеобъемлющей, целостной инновационной системы, охватывающей все звенья национального хозяйства;

- создание государственной институционально-правовой базы инновационной деятельности;

- организация сетевого взаимодействия во всех сферах деятельности, связанных с инновациями;

- укрепление связей между университетами и предприятиями.

В диссертации анализируется феномен региональных инновационных подсистем, взаимовлияние региональных инновационных подсистем, национальных, а также наднациональной инновационной системы ЕС. Следует отметить, что, говоря о регионах ЕС, автор исходит из принципов административного территориального деления Евростата - NUTS (Nomenclature of Statistical Territorial Units).

Хотя концепция региональных инновационных подсистем начала разрабатываться в начале 90-х годов 20 века кембриджским профессором Ф.Куком, все же основной вклад в разработку теории был внесен несколько позже: в конце 90-х годов 20 века – начале 21 века. Обобщая множество определений региональных инновационных подсистем, автор отмечает, что, во-первых, региональные инновационные подсистемы – это система взаимодействующих субъектов (прежде всего предприятия и образовательные учреждения), и, во-вторых, эта система функционирует в условиях определенной инфраструктуры конкретного региона и в конкретном институциональном, экономическом и правовом контексте.

Структура региональных инновационных подсистем может быть весьма разнообразной в зависимости от конкретного региона. В данном случае имеет значение как уровень социально-экономического развития региона, степень его самостоятельности и независимости от центра, так и многие другие параметры. Вместе с тем в большинстве случаев такая подсистема включает:


загрузка...