Оптимизация совместимости учебной наглядности (на примере учебников средней школы) (09.02.2009)

Автор: Кротова Ирина Владимировна

- осуществление последовательности процедур оптимизации совместимости наглядности базового комплекта учебников средней школы на основе системно-параметрического анализа изучаемого педагогического феномена.

Иными словами, гипотеза исследования предполагает последовательную реализацию следующих составляющих: принципа, критериев и технологии оптимизации исследуемого педагогического феномена.

Образовательный потенциал реализации оптимизации совместимости наглядности базового комплекта учебников средней школы открывает возможности:

- интеграции содержания базовой составляющей образовательного стандарта в систему знаний о мире и месте человека в нем;

- сокращения перегрузки школьников за счет рационального использования осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики при переработке наглядно представленной информации и, как следствие, уменьшение объема учебного материала;

- создания учебно-методической литературы следующего поколения, реализующей когнитивный потенциал иллюстраций с учетом профиля дисциплины и класса обучения ребенка;

- ориентации разработчиков современного школьного учебника на формирование идентичности личности учащегося в трех основных аспектах: глобальном, общероссийском, этнокультурном;

- адресной – с учетом концепции конкретной общеобразовательной школы – комплектации учебниками.

Цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:

1. анализ методологических подходов к осмыслению роли наглядности как средства познания субъектом объективной реальности;

2. исследование эволюции педагогических представлений о сущности принципа наглядности обучения в аспекте его приложения к проектированию и созданию учебной литературы;

3. обоснование исследования рассматриваемого педагогического феномена как объекта многомерной сложности;

4. педагогическая интерпретация категорий: «наглядность», «совместимость наглядности», «оптимизация совместимости наглядности»;

5. выявление роли сознаваемых и неосознаваемых компонентов психики ребенка при переработке визуально полученной информации;

6. анализ состояния проблемы совместимости наглядности учебников в теории и практике общего среднего образования;

7. создание методики и технологии оптимизации совместимости наглядности базового комплекта учебников средней школы;

8. разработка компьютерной версии программы оптимизации.

Методологической основой исследования являются философские работы, раскрывающие особенности осмысления роли наглядности как средства познания субъектом объективной реальности (Аристотель, Платон [Platon], Г. Гегель [Hegel], Р. Декарт [Descartes], И. Кант [Kant], Д. Локк [Locke] и др.); диалогического характера социокультурной деятельности и текста (М.М. Бахтин, В.С. Библер, М.К. Мамардашвили, Ю.М. Лотман, Ф. де Соссюр [Saussure], М. Хайдеггер [Heidegger] и др.); исследования по философии образования (Г.С. Батищев, Б.М. Бим-Бад, А.М. Гендин, В.П. Зинченко, И. Пригожин, В.Н. Турченко и др.). Особую роль в выполнении работы сыграл системно-параметрический подход (В.Н. Сагатовский, И.П. Элентух, М. Месарович [Mesarovich], Я. Такахара [Takahara] и др.).

Теоретическую базу работы составляют психологические (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) и педагогические (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, В.И. Загвязинский, Ф. Клинберг [Klinberg], И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.) исследования по проблемам культурологического, деятельностного подходов в образовании и разработке его содержания.

В соответствии с основным замыслом работы принципиально важной является концепция взаимосвязи осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики при переработке школьниками визуальной информации (Ф.В. Бассин, А.А. Брудный, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.С. Мерлин, Б.М. Чарный, И.Е. Шварц и др.).

В исследовании использовались труды по теории учебной книги В.Г. Бейлинсона, В.П. Беспалько, И.К. Журавлева, Д.Д. Зуева, И.М. Кантора, В.В. Краевского, В.П. Клочкова, В.С. Леднева. Я.А. Микка, В.М. Монахова. В.М. Полонского, В.И. Сивоглазова. В связи с формированием методологии культуры учащегося были востребованы работы Л.Я. Зорина, В.Н. Мощанского, Ю.В. Сенько, В.С. Шубинского. Из зарубежных работ в указанном аспекте ключевое значение имели педагогические исследования А. Коски-Янеса [Coski-Jannes], Ч. Куписевича [Kupisevich], С. Мадиган [Madigan], П. Нортона [Norton], А. Павио [Paivio], М. Роуз [Rouse], П. Салонена [Salonen], Ю. фон Рихта [Wright], Р. Шепарда [Shepard] и других.

Существенную роль при разработке модели оптимизации сыграли труды в области кибернетики отечественных (В.И. Арнольд, Н.П. Бусленко, В.М. Глушков, Е.А. Григоренко, С.М. Ермаков, Е.И. Ильина, П.С. Краснощёков, Г.П. Мельников, И.А. Мельчук, Н.Н. Перцева, И.И. Ревзин, Л.М. Фридман) и зарубежных (Р. Аткинсон [Atkinson], А. Борк [Bork], М. Хейман [Heiman], Дж. Питерсон [Piterson], М. Познер [Posner], Дж. Раймакер [Raaimaker], Р. Шиффин [Shiffin], Л. Заде [Zade]) исследователей.

Анализ работ В.П. Клочкова и других позволил автору сделать вывод о том, что иллюстративный ряд того или иного учебника можно рассматривать как некоторую субординационную последовательность:

1) знаков, символов, графических (в том числе топологических) элементов и некоторых других обозначений, встречающихся в учебных книгах средней школы,

2) сочетаний из элементов первого уровня, а также иконических фрагментов представления учебного материала (рисунки, картины, фотографии и т.п.),

3) совокупности всех наглядных форм, использованных в рамках отдельной учебной книги.

Тогда для любого учебника более глубокими ярусами можно считать все последующие, которые соответственно и определяют тот или иной уровень наглядной совместимости.

Специфика рассматриваемой работы и задачи исследования обусловили использование следующих методов:

Эмпирические: прямое и косвенное наблюдение, беседы, интервью, анкетирование, метод экспертных оценок.

2. Теоретические: изучение научной литературы по педагогике и смежным с ней наукам, анализ и синтез, обобщение и другие логические процедуры. Ведущее значение из всего комплекса областей математики имели методы математического программирования и моделирования, а также графов; статистики и интерполяции; корреляционный и регрессионный анализ; из общенаучных – программно-целевой и системно-параметрический методы анализа.

Этапы исследования. Исследование включало четыре этапа и проводилось с 1999 года.

На первом этапе (1999-2001 годы) осуществлялось изучение философской, педагогической, психологической и другой литературы с целью выработки теоретических основ исследуемой проблемы и определение предмета исследования. На данном временном промежутке также анализировалась деятельность авторских коллективов по разработке новых учебников. Выполнялось обследование учащихся и педагогов в процессе работы по современным учебным пособиям. Выявлялись предварительные условия оптимизации наглядного оформления учебников, разрабатывалась методика исследования, уточнялась рабочая гипотеза.

Второй этап (2002-2004 годы) включал исследование на эмпирическом уровне системы наглядности действующего комплекта учебников общеобразовательной школы. На основе полученных результатов было осуществлено выделение избыточной совокупности параметров совместимости наглядности, проведена их последующая селекция и формализация. В итоге реализовано формирование двух блоков ранжированных характеристик связности и обособленности иллюстративных систем учебников средней школы.

На третьем этапе (2005-2006 годы) создавалась программа "Анализ совместимости многомерных объектов наглядности". Данный процесс включал следующие стадии:

- оформление концепции оптимизации совместимости наглядности комплекта учебников средней школы;

- определение методологических основ программы: принципа, критериев, алгоритма оптимизации совместимости иллюстративных рядов учебников;

- получение абстрактной системно-параметрической формулы на основе системного анализа наглядности выделенного комплекта учебной литературы и найденных эмпирических закономерностей изменения средних значений её показателей, а также нахождение с её помощью интервалов интерполяции;

- разработка методики оптимизации совместимости для системы наглядности учебников и диагностика совместимости исследуемого педагогического феномена;

- создание компьютерной модели "Анализ совместимости многомерных объектов наглядности" с целью автоматизации определения уровней оптимальных, допустимых и недопустимых значений совместимости иллюстративных рядов учебников и последующей уровневой её диагностики.

Четвертый этап (2007-2008 годы) включал в себя обобщение результатов исследования, проверку полученных выводов, оформление диссертационной работы.


загрузка...