Дополнительное экономическое образование студентов вуза (методология, теория, практика) (08.12.2008)

Автор: Старикова Людмила Дмитриевна

Разработаны экспериментальные учебные программы по дисциплинам «Педагогика», «Управление образовательными системами», «Теория и методика воспитания», «Маркетинг в образовании», «Современные проблемы педагогики» и др., а также тестовый контроль по указанным дисциплинам.

Созданные с учетом региональных особенностей образовательные программы по дополнительному экономическому обучению студентов применяются в практике ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», ФГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» и деятельности ряда учебных заведений высшего и среднего профессионального образования.

Опубликованные методические рекомендации и сборники тестовых заданий нашли широкое применение в дополнительном экономическом образовании в высших учебных заведениях, системе повышения квалификации педагогов, имеющих дополнительное экономическое образование, учреждениях дополнительного образования.

Положения и выводы диссертации могут быть использованы при разработке и создании программ обучения, рекомендаций и пособий для преподавателей и организаторов дополнительного экономического образования, руководящих работников, специалистов и студентов образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования.

Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается источниковой базой, включающей в себя философские, психолого-педагогические работы и нормативно-правовые материалы в области дополнительного экономического образования; применением методологии педагогических исследований и использованием методов, адекватных целям и задачам исследования; сочетанием количественных и качественных методов анализа. Достоверность обеспечивается также достаточной длительностью (более десяти лет) и неоднократной повторяемостью результатов опытно-экспери-ментальной работы, позволяющей провести объективный анализ уровня дополнительного экономического образования студентов вузов; репрезентативностью объема выборок, статистической значимостью полученных данных, массовой апробацией и внедрением основных положений исследования в ряд профессиональных учреждений России.

Личный вклад автора состоит в методологическом и теоретическом обосновании основных идей и положений исследования, разработке концепции, системы и дидактической модели дополнительного экономического образования, получении научных результатов, изложенных в диссертации и опубликованных в монографии, учебных пособиях и статьях в изданиях, включенных в реестр ВАК.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи и результаты диссертационного исследования отражены в монографии (15,0 п.л.), 11 учебных пособиях и методических рекомендациях (более 180,0 п.л.). Всего опубликовано 140 работ (общим объемом более 230,0 п.л.).

Автор принимает активное участие в работе по теме: «Теоретико-методологические основы профессиональной педагогики и образования» по плану научно-исследовательских работ УрО РАО «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций» (2006–2008 гг.).

Основные теоретические положения и результаты исследования были изложены и одобрены на Международных научно-практических конференциях: «Подготовка рабочих кадров в условиях перехода от плановой к рыночной экономике: опыт России и Германии» (Челябинск, 1996), «Психодидактика высшего и среднего образования» (Барнаул, 1997), «Информационные и компьютерные технологии в образовании» (Челябинск, 1997), «Саморазвитие человека: единое образовательное пространство» (Нижний Новгород, 2006), «Становление и развитие ремесленного профессионального образования в России» (Екатеринбург, 2006), «Качество образования: системы, технологии, инновации» (Барнаул, 2007), «Новые информационные технологии в образовании» (Екатеринбург, 2008), «Миссия образования в формирующейся новой экономике» (Екатеринбург–Нижний Тагил, 2008), Всероссийских научно-практических конференциях «Методология, теория и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов (Челябинск, 1998), «Профессионально-педагогическое образование в условиях модернизации (Челябинск, 2004), «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании (Екатеринбург, 2005; Санкт-Петербург, 2006; Екатеринбург, 2008), «Экономика и управление профессиональным образованием» (Екатеринбург, 2006), «Личностно развивающее профессиональное образование в изменяющейся России» (Екатеринбург, 2006), «Развитие творческого наследия С.Я. Батышева в системе непрерывного профессионального образования (Нижний Новгород, 2007), региональных научно-практических конференциях «Образование в Уральском регионе в ХХI веке: научные основы развития» (Екатеринбург, 2002–2006), «Инновационные процессы в образовании и творческая индивидуальность педагога» (Екатеринбург, 1998–2004), «Актуальные образовательные проблемы в Уральском регионе» (Челябинск, 2000–2004), «Инновационные проблемы в педагогике Уральского региона» (Магнитогорск, 2003), «Педагогическая наука и образование» (Челябинск, 2004–2008) и др.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Идея дополнительного экономического образования студентов вуза обогащает научную концепцию дополнительного профессионального образования. Мы утверждаем, что дополнительное экономическое образование следует рассматривать как важнейший структурный элемент высшего педагогического и профессионально-педагогического образования в условиях формирующейся новой экономики, которая отражает требования работодателей, развивающийся рынок образовательных услуг, механизм социального партнерства и специфику региональной образовательной политики.

2. В качестве теоретико-методологического основания для построения концепции дополнительного экономического образования студентов вуза выступает проектно-ориентированный подход, обеспечивающий ее целостное восприятие и практическую реализацию через раскрытие сущностно-концептуального, системно-структурного и процессуально-функционального аспектов, и их практическую реализацию.

3. Система дополнительного экономического образования основывается на общепедагогических, системных и специфических принципах, которые отражают особенности педагогического и дополнительного экономического образования в формирующейся новой экономике.

К общепедагогическим принципам относятся принципы паритетности экономики и образования, двуплановости.

Системными принципами являются принципы целостности, непрерывности, преемственности, интеграции и социального партнерства.

К специфическим принципам относятся принципы доминантности, витагенности, вариативности.

4. Дидактическая модель отражает взаимосвязь, взаимообусловленность мотивационного, целевого, аксиологического, содержательного, результативного и рефлексивного компонентов, что обеспечивает формирование у будущих педагогов экономических знаний и умений, а также соответствующих компетентностей и компетенций.

5. Доказано, что комплекс организационно-педагогических условий результативности реализации дидактической модели дополнительного экономического образования включает:

использование экономико-педагогических ситуаций, направленных на развитие у студентов готовности к осознанию, принятию и освоению различных функций и ролей субъектов современного социума в условиях паритетности образования и экономики;

реализацию проектно-ориентированного подхода в процессе дополнительного экономического образования личности на основе непрерывности и многоступенчатости с учетом взаимосвязи педагогического и дополнительного экономического образования;

направленность содержания и технологий дополнительного экономического образования на нравственное познание будущим специалистом окружающего социо-экономического пространства, в процессе которого формируется индивидуальная ценностно-смысловая установка личности, включающая когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты;

адаптацию выпускников вуза на современном рынке труда и рынке образовательных услуг.

6. Подтверждено, что технология дополнительного экономического образования студентов обеспечивает реализацию аналитической, проектировочной, мониторинговой, результативной и рефлексивной функций. Комплект научно-методического обеспечения включает рабочие программы по циклу педагогических и экономических дисциплин, обучающие модули и мониторинговое сопровождение, направленное на контроль качества подготовки студентов.

7. В ходе опытно-экспериментальной работы с помощью разработанной технологии и диагностического инструментария доказана эффективность дополнительного экономического образования

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка, включающего 365 наименований. Основное содержание диссертации изложено на 344 страницах.

Основное содержание работы

Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, объект, предмет, теоретическая и практическая значимость, сформулированы гипотеза и задачи исследования, дана характеристика теоретико-методологической основы, раскрыта научная новизна, обозначены этапы и методы исследования, представлены положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологические основы дополнительного экономического образования» приводится ретроспективный анализ проблемы дополнительного экономического образования, описывается понятийный аппарат исследования, дается характеристика процесса моделирования педагогического процесса дополнительного экономического образования студентов вуза.

Новые подходы к проблеме образования вступают в противоречие с преобладающей в современной высшей школе традиционной дискретно-дисциплинарной моделью реализации его содержания, которая сложилась исторически и обеспечила подготовку поколений высококвалифицированных специалистов, соответствовавших, в основном, требованиям своего времени. Эта модель, безусловно, сохранит свое базовое значение и в ближайшем будущем. Однако новый этап развития общества, и вызванное им изменение системы требований к современному специалисту обусловливают необходимость коррекции существующей модели, основным недостатком которой является затрудненность создания в ее рамках условий для целенаправленного синтеза транслируемых знаний и превращения их в целостные системы.

В современном мире благосостояние любой страны зависит от образовательной сферы, располагающей разветвленной сетью учреждений и организаций, предлагающих широкий спектр разнообразных видов и форм образования для самых разных категорий населения – возрастных, социальных, профессиональных.

Одним из главных условий позитивного, устойчивого цивилизационного развития является непрерывное образование, призванное удовлетворять все образовательные потребности людей. В этом контексте дополнительное профессиональное образование следует рассматривать как продолжение основного профессионального образования всех уровней. При этом оно должно представлять собой не дискретное множество всевозможных структур повышения квалификации и корпоративного обучения, переобучения и переподготовки кадров, а целостную, самонастраивающуюся и оперативно отвечающую на запросы профессиональной сферы, на изменение условий и технологий профессиональной деятельности государственно-общественную систему образования, в чем и состоит социальная функция непрерывного образования. Проблема непрерывного образования привлекает внимание педагогов и психологов, представляющих как зарубежную, так и отечественную науки. Однако процесс дополнительного экономического образования студентов вуза как неотъемлемая часть непрерывного образования недостаточно исследован, и требует дополнительного и более глубокого изучения.

Сущность понятия «дополнительное образование» раскрывается в работе на основе философского, общенаучного и конкретно-научного подходов.

Истоки идеи дополнительности следует искать в оптике И. Ньютона.

Так, Ф. Энгельс, раскрывая диалектику случайности и необходимости, называл случайность дополнением к необходимости. Но приоритет открытия идеи дополнительности принадлежит датскому физику Н. Бору при объяснении квантовых явлений. Как видим, идея дополнительности, пройдя путь от квантового принципа, стала в наше время эксплуатироваться в качестве фундаментальной и общенаучной в различных сферах деятельности, в частности в образовании.

Выделение исходного статуса понятия «дополнительное образование» (философский уровень) позволило рассматривать его как сложную систему, состоящую из подсистем, которые, в свою очередь, на специфическом категориальном и методологическом уровнях являются системой и включают другие подсистемы. Основной характеристикой дополнительного образования как системного объекта выступает целостность, познание которой представляет собой раскрытие ее структуры, состава функций, интегративных качеств.

Рассмотрение понятия «дополнительное экономическое образование студентов» на общенаучном уровне определяет его место в теории познания, содержательным аспектом которой выступает система научных понятий. Выделение этого уровня позволило охарактеризовать данное понятие как логико-гносеологическую категорию, отражающую стороны и свойства реального мира.

В конкретно-научном понимании исследуемое понятие выступает элементом образовательных систем различной обобщенности, а его рассмотрение на основе дидактической модели превращает данное понятие в дидактическую категорию.

Обращение философов, дидактов, методистов к понятию «дополнительное образование», к принципам отбора содержания, методам и формам его организации становится особенно актуальным в современных условиях. Проведенный гносеологический анализ позволил установить, что в основе сущности дополнительного образования лежит внешкольное обучение, отраженное в «образовательных романах» Ж.-Ж. Руссо и Дж. Локка, а проблема развития дополнительного образования состоит в «движении человеческой личности... ее бесконечном пути к собственному совершенству» (Р. Ролан).

С 70-х гг. ХХ в. начал активно обсуждаться вопрос о формировании нового типа экономического мышления. Исследователи проблем экономического образования (А.Ф. Аменд, И.С. Сасова и др.) отмечали, что новый тип экономического мышления должен предполагать способность человека мыслить категориями передовой экономической науки, руководствоваться объективно существующими экономическими законами, уметь оперировать экономическими знаниями и умениями в целях принятия долгосрочных экономических решений.

Дополнительное образование в 80-е гг. ХХ столетия получило широкое распространение в Англии, Германии, Америке, позднее развивалось в России (например, народные университеты А. Шинявского в Москве, им. Латугина в Петрограде). Анализ западной педагогической теории и практики дополнительного образования явился важным моментом данного исследования, так как подтвердились наши предпосылки о роли общественных организаций (профессиональных союзов, объединений, ассоциаций) как ведущей формы самообразования и их изначальном предназначении как организаций дополнительного образования (С.И. Гессен).


загрузка...