Построение  содержания  общеобразовательного курса информатики на основе   развития  концепции коммуникативной деятельности (08.12.2008)

Автор: Шутикова Маргарита Ивановна

а) Гносеологический аспект:

- задачи и проблемы, общая структура задачи, корректно и не корректно поставленные задачи, информационное обеспечение задачи;

- структурированная и неструктурированная информация, структурирование информации на основе общенаучных принципов, эффективность использования структурированной информации при решении задач.

б) Философский аспект:

- понятие знака как основного компонента коммуникации, интерпретация знаков и знаковых систем;

- виртуализация общественных институтов, информационные технологии как основной инструмент виртуализации.

в) Психологический аспект: психологические особенности восприятия и переработки информации человеком (особенности восприятия различных видов информации, информационный резонанс и пр.).

г) Технологический аспект:

- современные телекоммуникационные технологии;

- информационное моделирование как основной инструмент поиска и анализа информации;

4. На основе построенной системы понятий будет раскрыт смысл следующих важных для информатики видов учебной деятельности:

познавательной;

предметно-практической;

общественной.

При этом будет достигнута не меньшая полнота представления предметной области информатики, чем это имело место при знаньевом подходе.

5. В методическом плане содержание общеобразовательного курса информатики в рамках деятельностного подхода будет построено на основе связки «задача» - «информационно-коммуникационное обеспечение задачи», что придаст курсу практико-ориентированный характер.

В соответствии с целью и гипотезой определяются следующие задачи исследования.

Проанализировать содержание современных образовательных стандартов (Федерального и региональных), типовых программ и содержания действующих учебников информатики на предмет реализации в них деятельностного подхода.

Обосновать выбор методологии построения понятийного аппарата общеобразовательного курса информатики на основе раскрытия информационного аспекта основных видов учебной деятельности;

На основе анализа структуры информационной деятельности, свойственной современному социуму и анализа видов учебной деятельности построить модель содержания общеобразовательного курса информатики в виде системы содержательных линий, раскрывающих различные аспекты коммуникативной деятельности, как базисного для информатики вида учебной деятельности.

На основе разработанного понятийного аппарата раскрыть содержание важных для информатики видов учебной деятельности: познавательной, предметно-практической (технологической, управленческой), общественной.

Обосновать целесообразность задачно - коммуникационного подхода как методического инструмента развертывания содержания общеобразовательного курса информатики вокруг выделенных содержательных линий.

Определить основные компоненты содержания курса информатики и его внутреннюю логику в рамках задачно - коммуникационного подхода, реализовать данное содержание в системе элективных курсов в рамках современной концепции профильного обучения.

Оценить доступность и эффективность разработанных курсов, что может служить определенным подтверждением доступности и эффективности нового содержания общеобразовательного курса информатики.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

основные положения современной педагогики (Ю.К Бабанский, А.П.Беляева, М.А. Данилов, В.В.Загвязинский, В.В. Краевский, В.С.Леднев, И.И.Логвинов, И.П. Подласый, М.Н. Скаткин и др.);

основы психолого-педагогической теории деятельности и положения о применении деятельностного подхода в сферах познания, обучения, творчества, развития и самоопределения личности (А.Асмолов, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Гузеев, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, М.А.Холодная, Н.И.Чуприкова, В.Д.Шадриков, Г.И.Щукина, Э.Г.Юдин, И.С.Якиманская и др.);

социологические исследования феномена информационной цивилизации (Э.Тофлер, Д. Белл, А. Турен, П. Дракер, 3. Бжезинский, Й. Масуда, К.К.Колин, Д.В.Иванов и др.);

основные направления развития современного образования в области информатики (С.А. Бешенков, А.П. Ершов, Т.Б.Захарова, В.М. Монахов, А.А. Кузнецов, К.К.Колин, М.П. Лапчик, В.С. Леднев, Е.А. Ракитина, И.В. Роберт, С.М.Окулов, З.В.Семенова, А.Я. Фридланд и др.).

Методы исследования. В ходе решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовались теоретические методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической, научно-технической и методической литературы, анализ учебной литературы, анализ школьных и вузовских образовательных стандартов и программ; общенаучные методы познания: анализ, синтез, сравнение и сопоставление, обобщение, систематизация и др.; системно-структурный и системно-функциональный анализ методической системы обучения информатике; моделирование содержания обучения информатике; метод структурного анализа для выделения модулей содержания обучения, экспериментальное исследование и анализ базовых характеристик учебного процесса: анкетирование, тестирование репрезентативных групп обучаемых, констатирующий и формирующий эксперименты; методы имитационного моделирования, а также статистические и вероятностные методы обработки полученных результатов.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

обосновано, что систему понятий и представлений общеобразовательного курса информатики в рамках деятельностного подхода целесообразно определять через раскрытие информационных аспектов основных видов учебной деятельности;

сформулирована концепция построения содержания общеобразовательного курса информатики на основе раскрытия содержания коммуникативной деятельности как системообразущего вида деятельности в современной информационной цивилизации и одновременно важного вида учебной деятельности;

разработана модель содержания общеобразовательного курса информатики, в котором система понятий и представлений определяется через раскрытие гносеологических, философских, психологических и технологических аспектов коммуникативной деятельности, и которая, в свою очередь, служит инструментом раскрытия информационного аспекта других видов учебной деятельности;

показано, что построенный таким образом понятийный аппарат позволяет с надлежащей полнотой представить в общеобразовательном курсе предметную область информатики;

обоснована целесообразность построения общеобразовательного курса информатики на основе коммуникационно – задачного подхода, что позволяет обеспечить состыковку сложившегося содержания общеобразовательного курса информатики и нового содержания, построенного в рамках деятельностного подхода с опорой на коммуникативную деятельность.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке методологии построения общеобразовательного курса информатики, при котором система понятий и представлений определяется через учебную деятельность, которая одновременно является ведущей деятельностью предметной области информатики и методической концепции построения содержания этого курса на основе задачно - коммуникативного подхода.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные результаты могут быть использованы для:

совершенствования системы субъектно-ориентированного обучения информатике, развивающего способности ориентироваться и принимать решения в условиях современной информационной среды;

разработки образовательных стандартов и технологий обучения в контексте деятельностной, субъектно-ориентированной парадигмы образования;


загрузка...