Художественное образование студента как целостная педагогическая система (08.12.2008)

Автор: Сальдаева Ольга Викторовна 

САЛЬДАЕВА Ольга Викторовна

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СТУДЕНТА КАК ЦЕЛОСТНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

13.00.01 — общая педагогика, история педагогики

и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Оренбург 2009

Работа выполнена на кафедре общей педагогики

ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»

Официальные оппоненты:

член-корреспондент РАО,

доктор педагогических наук, профессор,

Бездухов Владимир Петрович

доктор педагогических наук, профессор

Зарецкая Инесса Исааковна

доктор искусствоведения, профессор

Демченко Александр Иванович

Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Воронежский государственный

университет»

Защита состоится 25 февраля 2009 г. в 9.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.180.01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальностям 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования и 13.00.08 — теория и методика профессионального образования в ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» по адресу: 460844, Оренбург, ул. Советская, 19, ауд. 333.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет».

Текст автореферата размещен на сайте ВАК www.vak.ed.gov.ru «25» ноября 2008 г.

Автореферат разослан 15 января 2009 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор педагогических наук,

профессор С. С. Коровин

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Социально-экономические реформы, процессы мировой интеграции, глобализации и информатизации повлекли за собой существенные изменения во всех сферах социальной и культурной жизни общества. В современном мире становится все очевиднее, что ценность личности определяется культурой и духовно-творческим потенциалом. Кризисные явления культуры нового века могут быть преодолены, если культура, как способ существования и выражения человека, его самосозидания во взаимодействии с ценностями культуры, станет эпицентром человеческого бытия.

К сожалению, в современном мире технократическое мышление подчинило себе науку, искусство, образование. Современное образование оторвано от духовно-нравственных смыслов и ценностей. Искусство и образование — это те сферы человеческого существования, каждая из которых призвана удерживать, воссоздавать и излучать богатство ценностно-смыслового мира, приобщая человека к высшей мудрости разума и непреходящим истинам бытия. Художественное образование выполняет особую роль в сохранении и развитии культурных традиций, в процессе самоидентификации и интеграции личности в национальную, общероссийскую и мировую культуру. Рождается иная образовательная ситуация, обусловливающая перестройку системы педагогического и художественного образования в связи с объективной потребностью общества в личности, способной к художественно-творческому освоению мира, нацеленной на развитие способностей к созданию художественных ценностей, владеющей художественной культурой.

Исследования в области философии, социологии, психологии, педагогики показывают, что именно художественное образование все в большей мере приобретает элементы будущей новой модели образования, символом и структурным центром которой становится «единство знания и жизни».

Между тем исследователи (А. П. Валицкая, Э. А. Верб, С. М. Каргапольцев, Л. П. Печко, Т. Г. Русакова) подчеркивают недостаточную эффективность проводимой образовательными учреждениями работы по художественному образованию, что в значительной мере определяется отсутствием системного и научно-теоретического обоснования самого феномена «художественное образование», выступающего в качестве объекта исследования, и содержания процесса художественного образования студента.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ основных исследований по проблеме художественного образования в широком системном культурно-историческом контексте показывает, что впервые в качестве специального предмета изучения оно выступало в философских трудах Аристотеля, Сократа, Платона, Вольтера, Руссо, находит свое подтверждение в работах А. А. Бодалева, А. А. Вербицкого, А. П. Владиславлева, В. П. Зинченко, A. M. Новикова, Е. И. Огарева, В. Г. Онушкина, С. Б. Орлова, В. Г. Осипова, Ф. И. Перегудова.

Доминантой в разработке непрерывного художественного образования как целостной образовательной системы стало изучение педагогики искусства (Э. А. Верб, И. И. Зарецкая), методологических принципов многоуровневой подготовки художника-педагога (С. В. Анчуков); трудов по психологии и социологии искусства, психологическим основам художественного творчества. Ведущую роль играют исследования Б. В. Асафьева, Д. Б. Богоявленской, А. В. Брушлинского, Л. С. Выготского, A. M. Матюшкина, В. В. Медушевского, Я. А. Пономарева, А. А. Мелик-Пашаева, В. Г. Ражникова, А. Н. Сохора, Б. М. Теплова, Г. М. Цыпина, В. Д. Шадрикова, B. C. Юркевича.

В ряде работ, освещающих отечественные образовательные традиции, нашли отражение содержательные основы регионального художественного образования (Э. Б. Абдуллин, О. А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, Л. С. Баренбойм, Т. С. Комарова, B. C. Кузин, Г. Г. Нейгауз, И. Н. Немыкина), наиболее оптимальные пути профессионально-педагогической подготовки педагога искусства (Л. А. Рапацкая, Н. А. Терентьева).

Особую роль для исследования играют: разработки в области общего художественного образования — программное содержание школьных предметов искусств, гуманистическая концепция Д. Б. Кабалевского, проект концепции художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся Б. М. Неменского; работы по основам педагогической и психологической диагностики (B. C. Аванесов, А. Анастази, В. П. Беспалько, З. Д. Жуковская), организации и содержанию многоуровневого образования (А. И. Байденко, В. В. Карпов, Н. А. Селезнева, Ю. Г. Татур); мониторинговые исследования качества образования (В. И. Зверев, Г. Г. Коломиец, Л. В. Макарова, С. Г. Молчанов, А. И. Субетто).

Субъектно-личностная обусловленность восприятия в процессе художественного образования нашла отражение в работах отечественных психологов (К. А. Абульханова-Славская, И. А. Зимняя, М. А. Холодная).

Большое значение имеют работы, способствующие обоснованию гуманистической направленности новой образовательной парадигмы, опирающиеся на природосообразный и культуросообразный принципы развития образования (В. В. Давыдов, Г. Л. Ильин, П. П. Козлова, Д. С. Лихачев); региональной системы художественного образования и новых концептуальных подходов и условий развития системы художественного образования на основе прогнозных оценок и стратегических направлений в соответствии с социокультурной политикой государства.


загрузка...