ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (08.12.2008)

Автор: Поштарева Татьяна Витальевна

Поштарева Татьяна Витальевна

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

УЧАЩИХСЯ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Специальность: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Владикавказ - 2009

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ставропольский государственный университет»

Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор

Гуров Валерий Николаевич

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Цаллагова Зарифа Борисовна

Институт этнологии и антропологии им.

М. М. Миклухо-Маклая РАН

доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент РАО,

Ахияров Камиль Шаехмурзинович

ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»

доктор педагогических наук, профессор

Супрунова Людмила Леонидовна

ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Российский государственный

социальный университет»

Защита диссертации состоится «27» февраля 2009 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.248.03 при Северо-Осетинском государственном университете им. К.Л. Хетагурова по адресу: 362025, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46, корпус 4, ауд. 1.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова.

Автореферат разослан «10» января 2009 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат педагогических наук, доцент Н. М. Мкртычева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность и постановка проблемы исследования. Для современного этапа развития мира характерна амбивалентность цивилизационных процессов: развитие тенденций унификации, с одной стороны, а с другой – сохранение этнокультурного своеобразия народов. Мировой опыт показывает, что наиболее успешной стратегией аккультурации является интеграция, сохранение собственной культурной идентичности личности наряду с овладением ею культурой других этносов. Отсюда и необходимость подготовки высококультурных и образованных членов общества, которые могут жить и работать в полиэтнической среде, знающих и уважающих не только свою этническую культуру, но и культуру других этнических групп, способных сочетать национальные и интернациональные интересы. В этой связи перед педагогической теорией и практикой встала проблема формирования личности, способной успешно функционировать в условиях неоднородной этнической среды, обладающей высоким уровнем этнокультурной компетентности.

Данная проблема не нова. Социально-педагогические аспекты взаимоотношения человека с окружающей средой раскрыты в исследованиях В.Г. Бочаровой, Б.3. Вульфова, В.Н. Гурова, С.В. Дармодехина. Проблемы адаптации человека к новой социокультурной среде получили свое освещение в трудах зарубежных ученых Дж. Бери, Г. Триандиса и др. Интерес в контексте диссертационной работы представляют труды И.А. Баевой, С.Д. Дерябо, Н.Б. Крыловой, В.А. Петровского, В.А. Ясвина, раскрывающие роль образовательной среды в становлении личности. Важную роль в работе сыграли концепции этнической толерантности, отраженные в трудах А.Г. Асмолова, Л.П. Ильченко, Н.М. Лебедевой, Ю.П. Политовой, Е.И. Шлягиной, Дж. Бери, М. Плизента. Особый интерес для исследуемой проблемы представляют этнопедагогические аспекты в обучении, воспитании и социализации подрастающих поколений, отраженные в работах И.А. Арабова, К.Ш. Ахиярова, Х.Х.-М. Батчаевой, Г.Н. Волкова, Т.А. Пигиловой, Е.Е. Хатаева, И.А. Шорова, З.Б. Цаллаговой, А.Н. Яковлевой и др. Значимыми для нас являлись ведущие положения организации поликультурного (полиэтнического) образования, разработанные В.П. Борисенковым, О.В. Гукаленко, Г.Д. Дмитриевым, А.Н. Джуринским, Л.В. Колобовой, Н.Б. Крыловой, З.А. Мальковой, Г.В. Палаткиной, Л.Л. Супруновой, Д. Бэнксом, а также работы Г.М. Гогиберидзе, В.М. Джашакуева, Л.В. Кузнецовой, Д.Н. Латыпова, В.Б. Манджиевой, Т.К. Солодухиной, В.К. Шаповалова, отражающие этнокультурный контекст в образовательном процессе. Для понимания сущности феномена этнокультурной компетентности ценными в русле нашего исследования являются работы таких зарубежных и отечественных педагогов и психологов, как Н.Г. Арзамасцевой, Л.Б. Зубаревой, Н.М. Лебедевой, Г.Е. Поторочиной, В.Г. Рощупкина, С.Б. Серяковой, Т.Г. Стефаненко, С.Н. Федоровой, J. Berry, Р. Pedersen, D. W. Sue, T. Cross. Немаловажное значение имеют работы И.А. Арабова, К.Ш. Ахиярова, Г.Н. Волкова, О.Д. Мукаевой, Г.Ю. Нагорной, Т.А. Пигиловой, касающиеся проблем профессиональной подготовки педагога к деятельности в полиэтнической среде.

Вместе с тем в исследованиях отечественных и зарубежных ученых существует разрозненность теоретических идей, связанных с природой и содержанием полиэтнического образования, в ходе которого формируется этнокультурная компетентность учащихся, не выявлены условия формирования этнокультурной компетентности, не определена специфика полиэтнической образовательной среды.

Актуализации исследования способствовали и выявленные противоречия между: богатством национальных культур, в том числе народного педагогического опыта обучения, воспитания и социализации детей и широким внедрением его в систему образования; имеющимся в поликультурной среде образовательным потенциалом и его недостаточным использованием в деятельности образовательных учреждений в контексте формирования этнокультурной компетентности учащихся; общей теорией содержания образования и слабой разработанностью механизмов реализации содержания полиэтнического образования, в частности отсутствием этнокультурного компонента в содержании образования; необходимостью формирования этнокультурной компетентности учащихся и недостаточной разработанностью педагогических технологий для решения этой проблемы; объективным требованием к формированию у педагогов этнокультурной компетентности и слабой подготовленностью их к работе в полиэтнической образовательной среде.

Наличие отмеченных противоречий, разрозненность и фрагментарность имеющихся в науке знаний и технологий решения обозначенного вопроса обусловили формулировку проблемы исследования: каковы теоретико-методологические, организационно-содержательные и методические основы процесса формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде. Это послужило исходным основанием для выбора темы диссертационного исследования: «Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде».

Объект исследования: этнокультурная компетентность учащихся.

Предмет исследования: процесс формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде.

Решение обозначенной проблемы составляет цель исследования: выявить и раскрыть теоретико-методологические, организационно-содержательные и методические основы процесса формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс формирования этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде будет эффективным, если:


загрузка...