Субъектно-ориентационная система обучения культуре речевого общения студентов (общепедагогический подход) (08.12.2008)

Автор: Осиянова Ольга Михайловна

ОСИЯНОВА Ольга Михайловна

СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИя КУЛЬТУРе РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТов

(общепедагогический подход)

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Оренбург 2009

Работа выполнена на кафедре общей педагогики

ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»

Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор

Ксенофонтова Алла Николаевна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор,

Белая Галина Викторовна

доктор педагогических наук, профессор

Горшкова Валентина Владимировна

доктор педагогических наук, доцент

Быстрай Елена Борисовна

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»

Защита состоится «26» февраля 2009 г. в 9.00 на заседании диссертационного совета Д 212. 180. 01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования в ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» по адресу: 460844, г. Оренбург, ул. Советская, 19, аудитория 333.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Оренбургского государственного педагогического университета.

Текст автореферата размещен на сайте ВАК www.vak.ed.gov.ru «26» ноября 2008 г.

Автореферат разослан «15» января 2009 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор педагогических наук, профессор С.С. Коровин

Общая характеристика работы

Актуальность исследования обусловлена социальным заказом, конкретизирующим осознание социально-исторической необходимости обращения к проблеме культуры общения, поскольку на фоне расширения и усложнения различного рода связей (геополитических, кросс-культурных, этноконфессиональных, социально-экономических, правовых) роль общения возрастает. Оно становится инструментом решения многих проблем (политических, образовательных, технологических, экологических), средством развития общества на местном, региональном и глобальном уровнях, содействуя взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной, социальной принадлежности.

Значимость культуры общения отмечается в таких документах, как «Закон об образовании», «Национальная доктрина образования Российской Федерации», которые ставят задачу воспитания граждан, обладающих высокой нравственностью, способных к социализации и созидательной деятельности, проявляющих уважительное отношение к традициям и культуре своего и других народов, готовых вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», «освоение людьми новых социальных навыков и ролей, развитие социального поведения граждан» является неотъемлемым условием модернизации общества.

Подготовка высококвалифицированных специалистов, соответствующих международным стандартам, способных к профессиональному росту и мобильности в современных условиях развития новых наукоемких технологий, невозможна без коммуникативной компетентности, ключевой составляющей целей и результата современного образования, основа которой - культура речевого общения. Так проблема обучения культуре общения находит отражение в компетентностном подходе, определяющем задачу формирования коммуникативной компетентности на родном и иностранном языке, особенно актуальной в контексте подготовки специалистов для любой профессиональной деятельности (документы Совета Европы, «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком», TUNING Project). При разработке государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения «владение нормативной культурой речевого общения на родном и иностранном языке в бытовой, научной и производственной сферах» закономерно выступает одним из требований к подготовленности выпускника вуза.

Необходимость создания условий для обретения студентом личностных смыслов, ценностей и целей своего развития актуализирует проблему обучения культуре речевого общения, позволяющей рассматривать общение как деятельность, в которой взаимодействие субъектов, сознательно культивирующих в себе гуманистические качества, задает направление социальному, культурному и духовному развитию личности, воспитывая новое отношение к окружающему миру, другим людям и себе самому.

Состояние научной разработанности проблемы исследования.

Междисциплинарный подход к системному анализу основных исследований по проблеме общения в целом и культуры речевого общения, в частности, свидетельствует о том, что в философии, социологии, общей, социальной и педагогической психологии, лингвистике, психолингвистике, лингводидактике, педагогике, а также в таких научных направлениях, как педагогическая риторика и педагогическая лингвистика, накоплен огромный фонд знаний, касающихся истории, подходов к определению феномена общения, его механизмов и специфики проявления в разных возрастных группах, проблем иноязычного и педагогического общения, методики обучения общению. При этом очевидно, что до сих пор не достигнуто единства в толковании понятия «общение», его форм, механизмов.

Общение рассматривается учеными с позиций различных подходов (деятельностного, коммуникативно-информационного, интерактивного). В отечественных исследованиях общение трактуется как вид деятельности (Г.В. Гусев, А.А. Леонтьев, В.В. Рыжов, Г.П. Щедровицкий), взаимодействие (Б.Ф. Ломов, В.Н. Панферов) или форма взаимодействия людей (И.А. Зимняя). В работах Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, А.А. Брудного, А.А. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.Н. Панферова, Б.Д. Парыгина, Е.Ф. Тарасова представлена функциональная и уровневая организация общения. Труды А.М. Агальцева, А.А. Брудного, В.М. Соковнина способствовали определению содержания общения, его форм, видов и типов, места в структуре человеческой деятельности.

В исследованиях за рубежом проблемы общения находили освещение на протяжении XX века в рамках различных социальных наук (R.T. Craig, S.W. Littlejohn, W.L. Schramm) и сегодня рассматриваются отдельной областью социально-научного знания, известной как теория коммуникации. В современной западной теории коммуникации, представленной различными исследовательскими школами и направлениями (теория систем, культурология, постмодернизм, символический интеракционизм, диалогизм, социолингвистика, теория социального взаимодействия), общение определяется как социальный процесс (V.E. Cronen, W. Leeds-Hurwitz, W.B. Pearce), подчеркивается его не только интерактивный, но и трансактный характер (E. A. Criffin, K. Miller, J.T. Wood). В рамках исследований лингвистической прагматики таких как, теория речевых актов (J. Ostin, J.R. Searle,), теория релевантности (D. Sperber, D. Wilson), область дискурсивного анализа, процесс общения есть регулирование отношений между партнерами.

Заметный вклад в изучение межличностного общения внесли зарубежные антропологи, психологи, психотерапевты (G. Bateson, P. Watzlawik), рассматривающие общение как взаимодействие, в котором каждый участник оказывает влияние на его ход. Теоретическое осмысление общения нашло отражение в рамках социально-психологических концепций бихевиоризма, когнитивизма, дискурсивной психологии, теории социального конструктивизма, ролевой парадигмы, психоанализа, экспериментальной риторики, гуманистической психологии.

Предметом фундаментальных исследований отечественных и зарубежных ученых явилось общение как культурный феномен жизнедеятельности человека и общества. В работах Г.М. Андреевой, Г.С. Батищева, М.М. Бахтина, В.С, Библера, М. Бубера, Л.П. Буевой, И.А. Зимней, М.С. Кагана, К. Леви-Стросса, М.И. Лисиной, Ю.М. Лотмана, Дж. Мида, В.И. Мясищева, Б.Д. Парыгина, А.В. Петровского, Е.Н. Шиянова, К. Ясперса раскрыта роль общения как ведущего фактора возникновения и существования культуры. Характеризуя общение как первичную социальную потребность человека в онтогенезе, учеными глубоко исследована роль общения в развитии личности, ее сознания и самосознания (Б.Г. Ананьев, В.И. Андреев, А.А. Бодалев, А.А. Брудный, В.В. Горшкова, А.Б. Добрович, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Мудрик).

Субъектная обусловленность речевой деятельности и общения нашла отражение в работах отечественных исследователей: К.А. Абульхановой-Славской, Л.П. Буевой, Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, С.Л. Рубинштейна, Ю.А. Сорокина, Е.Ф. Тарасова. В них подчеркивается, что личность, ее субъектная позиция складывается только в отношениях с другими людьми, и в них проявляются ее качества. Учеными разработаны аспекты речевой деятельности в общении (А.А. Вербицкий, В.Н. Дружинин, А.Н. Ксенофонтова, В.Н. Куницина) и обоснована идея изучения развития речи на межпредметном уровне (В.А. Звегинцев, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Н.А. Пленкин, Г.И. Щукина). В речевом общении как основе речевой деятельности выделены три взаимосвязанных, составляющих ее процесса: речевое восприятие, выражение и воздействие, что открывает возможности обучения культуре речевого общения.

Анализ научной литературы по педагогическому общению (В.Л. Бенин, В.С. Грехнев, А.Б. Добрович, И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев, А.В. Мудрик, И.И. Рыданова, Л.Б. Соколова, Р.М. Фатыхова) свидетельствует о достаточно широком поле исследования особенностей педагогического общения и путей совершенствования его культуры. В трудах ученых подчеркивается роль общения в воспитании человека, формировании его мировоззрения. Для настоящего исследования важна мысль педагогов о необходимости обучения речевому общению как основе коммуникативной и общей культуры личности.

В работах И.А. Зимней, И.А. Мазаевой, В.В. Соколовой определены общие тенденции развития коммуникативной культуры, выявлена значимость ее культурообразующих компонентов в формировании коммуникативной компетенции, позволяющей осознавать, устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, решать коммуникативные задачи в разнообразных ситуациях взаимодействия адекватными средствами. Пути формирования межкультурной коммуникативной компетенции предложены в трудах И.Л. Бим, Л.К. Гейхман, Р.П. Мильруда, И.Л. Плужник, В.В. Сафоновой, В.П. Фурмановой, Д. Шейлз. Организация обучения общению на основе социально-психологического тренинга (Т.Г. Григорьева, Ю.Н. Емельянов, Л.А. Петровская, Е.В. Руденский, А.У. Хараш) выявила эффективность специально организованной социально-направленной обучающей деятельности для развития коммуникативных умений.

В современных отечественных и зарубежных лингводидактических исследованиях культура речевого общения представлена как сложное, многокомпонентное и многоуровневое явление, нацеленное на повышение эффективности речевой коммуникации (О.М. Казарцева, М.О. Фаенова, К.Н. Хитрик; R. Capps, H. Grice, J. Gumpers, D. Hymes, J.A. Ilardo, W. Labov, G. Lakoff, J.K. O’Connor). При анализе обучения общению выявлены уникальные возможности коммуникативного метода обучения иноязычной культуре, выступающей средством воспитания, познания и развития (В.П. Кузовлев, Е.И. Пассов, В.В. Сафонова, С.Г. Тер-Минасова, J. Brewster, C. Brumfit, M. Finocchiaro, A. Holliday, W. Littlewood, H. Piepho, H.G. Widdowson). Проблема организации иноязычного общения, создания психологических основ и технологий обучающего общения наиболее полно решена в методе активизации резервных возможностей личности (Л.Ш. Гегечкори, Г.А. Китайгородская, Г. Лозанов, И.Ю. Шехтер).


загрузка...