Информатизация юридического образования в вузовской системе профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере экономической безопасности (08.12.2008)

Автор: Новиков Алексей Валерьевич

Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Она включает введение, три главы, заключение и библиографический список (246 источников).

Во введении обосновывается актуальность темы исследования и определяются основные характеристики научного аппарата исследования: проблема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, методология и методы исследования; раскрывается и обосновывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследования, основные положения, выносимые на защиту; приводятся сведения об апробации и достоверности полученных результатов.

В первой главе «Теоретико-методологические основы информатизации юридического образования будущих специалистов в сфере экономической безопасности в условиях вуза» проведен методологический и психолого-педагогический анализ современного состояния исследуемой проблемы, определен и уточнен понятийно-категориальный аппарат исследования, обоснованы возможности использования модели профессиональной деятельности будущих специалистов в качестве основы информатизации их профессиональной подготовки в вузе, разработана и представлена (структурно и описательно) концептуальная модель информатизации юридического образования будущих специалистов в сфере экономической безопасности в условиях высшей школы.

Во второй главе «Научно-методические аспекты проектирования и реализации в условиях вуза концептуальной модели информатизации юридического образования будущих специалистов в сфере экономической безопасности» представлены современные подходы к проектированию и конструированию названной модели, обосновываются пути и способы ее создания. Здесь же раскрываются различные аспекты моделирования в вузе содержания юридического образования на базе использования информационных технологий, а также моделирования познавательной деятельности студента и профессиональной деятельности преподавателя в контексте информатизации учебного процесса. В этой главе также обосновывается система управления познавательной деятельностью студентов в условиях информационно-компьютерной среды вуза на основе использования контекстно-обучающих задач и деловых игр.

В третьей главе «Опытно-экспериментальная реализации концептуальной модели информатизации юридического образования будущих специалистов в сфере экономической безопасности в вузе» рассматриваются научно-пе-дагогические подходы к оценке эффективности обучения в условиях реализации в вузе концептуальной модели информатизации юридического образования, приводятся результаты опытно-экспериментальной апробации данной модели, а также раскрывается содержание психолого-педагогических условий эффективности информатизации юридического образования в условиях высшей школы.

В заключении обобщаются результаты исследования, излагаются основные выводы, формулируются перспективные направления дальнейших исследований.

Приложения содержат методические и статистические материалы исследования, его инструментарий.

Основное содержание диссертации

Информатизация как объективная закономерность неизбежна для нашего государства, так как является одним из необходимых условий решения задач социального, политического, экономического и военного реформирования Российской Федерации. Активный информационный обмен, производство и использование новых технических средств информационного обеспечения, высоких информационных технологий, проникновение этих технологий во все сферы деятельности общества приобретают все более глобальный характер и становятся определяющими признаками уровня развития и влияния нашего государства в мировом сообществе. Сегодня не только научно-техническое и экономическое могущество, но и вопросы национальной и экономической безопасности находятся в прямой зависимости от уровня информатизации общества и государства.

Высшая школа в современных условиях глобальной информатизации общества не только выполняет роль ведущего звена массовой, профессиональной подготовки потребителя информации и квалифицированного участника этого процесса, но и сама является сложным и важным объектом процесса информатизации. По существу сегодня речь идет о решении проблемы качественного изменения состояния информационной среды – о создании единого информационного пространства высшей школы. Решение этой задачи открывает новые возможности не только для ускоренного прогрессивного развития личности студента, но и для роста совокупного общественного интеллекта.

Ведущие российские ученые-педагоги придают сегодня проблемам информатизации высшего образования и развития новой информационной культуры общества статус глобальных и фундаментальных с точки зрения дальнейшего развития нашего государства и вхождения его в единое информационное и образовательное мировое сообщество. На наш взгляд, этот вывод вполне обоснован, правомерен, целесообразен и своевременен.

Проблемы информатизации высшего профессионального образования в последнее время постоянно находятся в сфере внимания отечественных и зарубежных ученых. Так, в частности, аспекты готовности кадров к профессиональной деятельности в условиях информационной среды раскрыты в работах С.А. Бешенкова, Ю.С. Брановского, Я.А. Ваграменко, Б.С. Гершунского, А.А. Кузнецова, М.П. Лапчика, Е.И. Машбица, Ю.А. Первина, Е.С. Полат, И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера, А.Н. Ходусова, В.Ф. Шолоховича и др.; основные положения в области развития теории информатики, разработки и использования информационных технологий, в том числе в педагогической деятельности, достаточно полно освящены в трудах Е.П. Велихова, В.В. Гриншкуна, А.Л. Денисовой, А.П. Ершова, Д.Ш. Матроса, В.М. Монахова, В.Г. Разумовского, И.В. Роберт, А.Ю. Уварова, В.В. Попова и др.; построению моделей подготовки специалистов к профессиональной деятельности в условиях использования информационных технологий посвящены исследования А.Л. Денисовой, Э.И. Кузнецова, Н.В. Макаровой, Г.А. Кручининой и др.; дидактические основы информатизации подготовки студентов в высших учебных заведениях разработаны в трудах А.А. Андреева, В.Т. Гальченко, А.Л. Денисовой, Л.Н. Макаровой, П.И. Образцова, О.П. Околелова, М.И. Потеева, Е.И. Трофимовой, М.С. Чвановой, Т.Л. Шапошниковой и др.

Наряду с этим, можно констатировать, что использование возможностей информационных средств и информационной продукции учебного назначения, которые, по мнению большинства ученых, значительно совершенствуют образовательный процесс, способствуют развитию личности студента, приобщают его к реализации потенциала информационного ресурса общества, в юридических вузах остается сегодня весьма низким. Это связано, на наш взгляд, прежде всего с недостаточной разработанностью теории информатизации юридического образования, слабым учетом особенностей и специфики подготовки в вузах специалистов в сфере экономической безопасности государства. Об этом свидетельствует тот факт, что проблемами профессионального юридического образования и, в частности, его информатизацией сегодня занимаются очень немногие исследователи. Среди них можно выделить А.В. Балакину, В.М. Баранова, В.А. Горлинского, А.П. Фисуна, В.И. Коваленко, Д.Г. Коротаева, В.П. Лаврова, В.А. Петрова, А.Г. Рыбникова, С.Ф. Сердюка, Е.Е. Тонкова, А.Б. Трофимова и др.

В рамках исследуемой проблемы считаем возможным подчеркнуть, что информатизация юридического образования в высшей школе является неотъемлемой частью общего процесса информатизации российского образования и может рассматриваться как ее составной компонент. Актуальность обращения к этой стороне вузовской подготовки квалифицированных кадров в сфере экономической безопасности обусловлена объективным процессом совершенствования информационного обеспечения деятельности Федеральных государственных органов исполнительной власти, федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, финансово-промышленных групп, кредитно-финансовых учреждений и других структур. Таким образом, для реализации информационного обеспечения, особенно в сфере развития экономической безопасности, нужны специально подготовленные юридические кадры.

Для исследования проблемы информатизации юридического образования в вузовской системе профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере экономической безопасности в диссертации потребовалось, прежде всего, определить методологический аппарат, который явился бы нормативным указанием для дальнейшего ее углубленного изучения. Его использование осуществлялось на двух уровнях: уровне общенаучной методологии и уровне конкретно-научной методологии (методологии педагогики). На первом уровне методологического анализа проблемы информатизации юридического образования в вузе были использованы общенаучные подходы к ее исследованию: исторический; системный, синергетический, кибернетический и информационный. На втором уровне методологического анализа проблемы использовались личностный, деятельностный, культурологический и акмеологический подходы. Наряду с этим в рамках анализа исследуемой проблемы были выявлены ведущие тенденции и перспективы информатизации общества в целом и юридического профессионального образования в частности, определены противоречия, система принципов и функции информатизации профессиональной подготовки в вузе будущих специалистов в сфере экономической безопасности.

Наметившаяся в последние годы явная тенденция информатизации общегосударственной системы высшего профессионального образования России наряду с другими выводит на первый план проблему информатизации подготовки будущих специалистов в сфере экономической безопасности. Это, на наш взгляд, обусловлено следующим. Во-первых, характерной чертой настоящего времени является углубление противоречия между традиционным темпом обучения студента в системе профессионального юридического образования и постоянно ускоряющимся появлением новых знаний (совокупности различного рода правовой информации). Объем знаний, требуемых профессионалу, постоянно увеличивается и обновляется, а длительность подготовки специалиста, как в системе высшего, так и послевузовского обучения, остается практически неизменной. Во-вторых, создание единого информационного пространство высшей профессиональной школы России предполагает наличие определенного круга пользователей, заинтересованных в телекоммуникационных и информационных ресурсах. Основные цели построения такого пространства связаны с предоставлением принципиально новых возможностей для познавательной и творческой деятельности студента в вузе. На наш взгляд, это может быть достигнуто только благодаря современному информационному, техническому и технологическому оснащению всех видов деятельности в высшей школе (учебной, педагогической, научно-исследовательской, организационно-управленческой и др.) как на индивидуальном, так и коллективном уровне. В-третьих, развитие педагогической науки актуализирует разработку новых научных подходов к использованию в учебном процессе юридических вузов современных информационных технологий, программных, программно-аппаратных и технических средств нового поколения. Это, в свою очередь, детерминирует создание такой системы подготовки будущих специалистов в сфере экономической безопасности, которая была бы направлена на воспитание у них высокой информационной культуры и выработку навыков эффективного применения средств информатизации в решении профессиональных задач.

Наряду с этим, следует отметить, что экстенсивный путь информатизации юридического образования себя исчерпал: насыщение той или иной педагогической системы самой новой компьютерной техникой не приводит к росту качества подготовки специалистов; внедрение новых информационных технологий обучения наталкивается на неподготовленность педагогических кадров и студентов; остаются не реализованными развивающий и обучающий потенциалы этих технологий; подготовка кадров, призванных осуществлять информатизацию юридического образования, далека от совершенства.

В настоящее время решение проблем информатизации профессиональной подготовки специалистов в сфере экономической безопасности в юридических вузах носит спонтанный характер, ориентируется на текущие задачи, связанные с расширением компьютерной базы, модернизацией программных средств, овладением педагогами и студентами отдельными элементами информационных технологий и т. д. Разработка же долгосрочной стратегии связана с определением методологических и теоретических основ информатизации педагогической системы вуза, выработкой универсальных моделей и технологий профессиональной подготовки будущих специалистов. Поиску и созданию таких моделей и посвящено настоящее исследование.

В диссертации сформулированы две первоочередные цели информатизации высшего профессионального юридического образования. Первая – повышение уровня подготовки будущих специалистов в сфере экономической безопасности за счет совершенствования информационных технологий обучения, применяемых в высшей школе, и широкого внедрения в учебный процесс на этой основе информационных и телекоммуникационных средств. Таким образом, речь идет о создании в юридическом вузе условий, направленных на формирование специальной информационно-компьютерной обучающей среды, способствующей возникновению и развитию взаимодействия между студентами и преподавателями на основе использования современных профессионально-ориентированных информационных технологий обучения. Вторая – овладение выпускником высшей школы комплексом знаний, навыков и умений, выработка качеств личности, обеспечивающих успешное выполнение задач профессиональной деятельности и компетентное функционирование в условиях информационного сообщества, в котором информация становится решающим фактором высокой эффективности квалифицированного труда.

Достижение этих целей, на наш взгляд, может быть осуществлено на пути создания в юридическом вузе информационно-компьютерной среды (ИКС), под которой следует понимать специальную обучающую среду, интегрирующую в себя, во-первых, совокупность неразрывно связанных и взаимодополняющих друг друга педагогических программных продуктов, информационно обеспечивающих процесс изучения студентами профессионально-ориентированного содержания конкретных учебных дисциплин; во-вторых, психолого-педагогические условия, способствующие информационно-коммуникативному взаимодействию преподавателя и студентов на протяжении всего процесса обучения в интересах гарантированного достижения дидактических целей.

Первая составляющая ИКС может быть реализована путем разработки дидактических информационных комплексов (ДИК), обеспечивающих содержательную сторону профессионального обучения будущих специалистов в сфере экономической безопасности в рамках изучения учебной дисциплины.

Вторая составляющая ИКС может быть реализована на базе разработки и применения профессионально-ориентированной технологии обучения (ПОТО), в которой широкое применение находят информационные средства и информационная продукция учебного назначения, включенные в состав дидактического комплекса, а также методы контекстного и игрового обучения. В этой связи важно еще раз отметить необходимость наполнения специальной обучающей среды предметным профессионально-ориентированным содержанием, отвечающим стандарту подготовки специалиста в сфере экономической безопасности России в юридическом вузе.

ДИК, обеспечивающие содержательную сторону профессионального обучения будущих специалистов в сфере экономической безопасности представляют собой дидактические системы, в которые интегрируются информационные и телекоммуникационные технологии учебного назначения, призванные на содержательном уровне обеспечить педагогически активное информационное взаимодействие между преподавателем и студентами, студентами и ЭВМ в рамках изучения учебной дисциплины. Следовательно, одной из основных задач использования ДИК при подготовке в вузе специалистов в сфере экономической безопасности является информационное обеспечение изучения студентами конкретных учебных дисциплин.

ПОТО, применение которых в рамках ИКС обеспечивает процессуальную сторону организации учебного процесса, предусматривают: предварительное проектирование и конструирование учебного процесса с последующей возможностью воспроизведения в педагогической практике; возможность объективного контроля качества достижения поставленных дидактических целей; структурную и содержательную целостность процесса обучения; выбор оптимальных методов, форм и средств, диктуемых вполне определенными и закономерными связями всех элементов учебного процесса; наличие технологий, позволяющих своевременно и оперативно корректировать процесс обучения.

При создании ИКС юридического вуза применение ПОТО имеет свои особенности: во-первых, они в этом случае выполняют связующие функции, то есть являются основой, вокруг которой формируется необходимая компьютерная среда, способствующая интерактивному информационному педагогическому взаимодействию преподавателя и студентов; во-вторых, названные технологии обучения с учетом потребности подготовки в вузе специалистов в сфере экономической безопасности предполагают первоочередное использование методов контекстного и игрового обучения, направленных на реализацию профессионально-ориентированного содержания учебных дисциплин; в-третьих, при их проектировании педагогом изначально, в соответствии с целями и содержанием обучения, решаемыми задачами и используемыми методами, определяются структура и содержание ДИК. В этом случае дидактические комплексы выступают в качестве ключевых элементов ПОТО и служат по существу их основой.

В условиях модернизации российского высшего образования в качестве основных ориентиров совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере экономической безопасности выступают ее цели и содержание. Цели профессионального обучения в юридическом вузе задают формирование готовности специалиста к деятельности определенного уровня (в этом случае деятельность выступает в качестве своеобразного эталона). Структура и содержание деятельности определяют содержание профессионального образования, а обученность в области профессиональной деятельности характеризует степень развития (совершенствования) значимых профессиональных качеств (ЗПК) личности выпускника вуза.

В отечественной педагогике в качестве одного из перспективных путей решения обозначенной выше проблемы рассматривается моделирование профессиональной деятельности специалиста. Под моделью деятельности в этом случае понимается системное описание субъекта деятельности и связанных с ним объектов и сред, в которых эта деятельность осуществляется. Можно сказать, что модель деятельности специалиста – некий идеальный эталон его подготовки в вузе. Оптимальное решение задачи реализации такой модели в учебном процессе юридического вуза в условиях его информатизации следует искать с помощью переноса целей деятельности на адекватное содержание целей профессионального обучения. Следовательно, цели обучения должны находиться во взаимно однозначном соответствии с целями деятельности специалиста. Исходная цепочка цели деятельности – цели образования позволяет связывать потребности деятельности специалиста в сфере экономической безопасности с потребностями его подготовки, раскрывая две составляющие процесса профессионального обучения: внешнюю составляющую, которая показывает цели деятельности специалиста; и внутреннюю, которая отражает цели его подготовки к такой деятельности. Этот путь решения проблемы совершенствования профессиональной подготовки специалистов в высшей школе позволяет, на наш взгляд, адекватно отразить в целях и содержании образования требования, предъявляемые обществом к профессиональным кадрам. Важно отметить, что модель деятельности, являясь своего рода эталоном подготовки специалистов, позволяет декомпозировать общие цели и содержание образования в дидактические цели и содержание, реализуемые в учебных программах соответствующих высших учебных заведений. В этом случае, исходя из требований деятельностного подхода, обучение по любой дисциплине, преподаваемой в юридическом вузе, должно осуществляться в строгом соответствии с конечными целями подготовки требуемых специалистов. Следовательно, модель деятельности специалиста (МС) выступает своеобразной основой для проектирования и конструирования преподавателем вуза соответствующей ИКС учебной дисциплины, а в условиях информатизации учебного процесса – с использованием в ее составе ПОТО и ДИК.

В диссертационном исследовании автором предложено разработку модели специалиста (МС) как эталонного образа осуществлять на основе содержательной интерпретации необходимых требований – значимых профессиональных качеств (ЗПК), которыми он должен обладать.

Исходное множество требований к будущему специалисту, заключенных в ГОС ВПО и квалификационных характеристиках, как правило, имеет “предметную емкость” (массив наполнения) и для его снижения на первом этапе разработки МС применяется лингвистический метод, основанный на использовании специальных грамматик, порождающих языки, с помощью которых может описываться совокупность свойств анализируемых понятий. В дальнейшем задача снижения размерности “предметной емкости” обучаемого и выделения значимых профессиональных качеств будущего специалиста в сфере экономической безопасности решается с использованием метода экспертных оценок, который заключается в обращении к опыту и знаниям специалистов являющихся экспертами в данном виде деятельности. Результаты экспертной оценки анализируются по параметрам асимметрии, эксцесса, дисперсии и частичной выбраковки. Следующим шагом, на втором этапе разработки МС является нормирование экспертных оценок, заключающееся в выражении их значения в долях среднеквадратичного отклонения относительно среднего арифметического по каждому значимому профессиональному качеству.

В дальнейшем для выделения наиболее общих структурных компонентов исходного множества анализируемых профессиональных качеств используется факторный анализ. При его проведении выявляются групповые факторы, полностью описывающие всю заданную структуру признаков. В результате факторного анализа экспертных оценок выделяются значимые факторы, отражающие наиболее общую структуру требований профессиональной деятельности к будущему специалисту.

Так, например, при разработке модели выпускника ВГНА МФ РФ было выделено шесть таких факторов. Первый фактор объединяет специальные качества, профессиональные умения и навыки, которые отражают основные требования, предъявляемые к выпускникам их профессиональной деятельностью. Второй фактор объединяет сочетание качеств, которые наиболее полно характеризуют специалиста по конкретным требованиям потенциального заказчика и отражают специфику профдеятельности. Третий фактор – адаптивные качества, навыки и способности, отражающие умения специалиста быстро и адекватным образом отвечать на изменение ситуации. Наряду с этим были выделены: четвертый фактор – коммуникативные качества; пятый фактор – исполнительские качества и шестой фактор – управленческие качества.

Подобная компоновка значимых профессиональных качеств позволяет определить наиболее важные аспекты будущей деятельности специалиста. Соотнесение этой совокупности качеств с конкретными требованиями потенциального заказчика и их классификация по функциональной принадлежности является предпосылкой для следующего этапа разработки МС – определения требуемого уровня сформированности данных качеств. Эта задача решается с использованием метода экспертных оценок путем анализа практической деятельности студентов-стажеров учебного заведения. После нормализации данных для каждого значимого профессионального качества в относительных единицах определяется уровень (норма) его проявления, обеспечивающий эффективную деятельность студента-стажера по избранной специальности. Следующим важным этапом являлась оценка достоверности разработанной МС с целью подтверждения ее объективности и надежности.

Следует указать, что наличие МС позволяет с позиций системного, деятельностного, личностного и профессионально-ориентированного подходов предельно конкретизировать цели и содержание подготовки будущего специалиста в сфере экономической безопасности по каждой учебной дисциплине. При этом использование технологии мониторинга профессионального становления студента в юридическом вузе позволяет поэтапно оценивать и корректировать этот процесс, создавая организационно-педагогические условия для их перевода из исходного состояния обученности в требуемое, обусловленное конечными целями подготовки соответствующих профессиональных кадров.

В условиях информатизации юридического образования будущих специалистов в сфере экономической безопасности в вузе речь сегодня идет не только о необходимости переосмысления многих позиций в организации дидактического процесса – в целях, содержании, методах, средствах и формах обучения, но и о переосмыслении роли и места в нем его основных субъектов – педагогов и обучающихся. Педагогическая практика и опыт работы ведущих юридических вузов, осуществляющих в РФ подготовку будущих специалистов в сфере экономической безопасности, убедительно свидетельствуют о том, что от профессиональной компетентности педагогов и активной включенности в процесс обучения студентов во многом зависит возможность создания в вузе при изучении конкретной учебной дисциплины специальной информационной компьютерной обучающей среды, на основе которой может быть разработана концептуальная модель информатизации юридического образования будущих специалистов в сфере экономической безопасности. Это актуализирует потребность по-новому ответить на ряд ключевых вопросов, стоящих перед современной дидактикой высшей профессиональной школы: кого учить? чему учить? как учить? кому учить?

В свою очередь, поиск ответов на эти вопросы приводит к выводу о необходимости рассмотрения проблемы информатизации юридического образования будущих специалистов в сфере экономической безопасности в условиях вуза, безусловно, выходя за рамки методической системы обучения, которая, несомненно, в любых условиях остается основополагающей и ведущей.

Исходя из сказанного, с позиций основных положений теории управления педагогическими системами, считаем целесообразным представить концептуальную модель информатизации юридического образования будущих специалистов в сфере экономической безопасности в условиях вуза в виде пяти самостоятельных и, в то же время, взаимосвязанных и взаимозависимых модулей – модуль специалиста (МС), модуль учебной дисциплины, модуль преподавателя, модуль управления познавательной деятельностью студентов и модуль обучающегося. Все названные модули выступают как самостоятельные модели-компоненты, которые функционально взаимодействуют и реализуются в рамках информационно-компьютерной среды изучения учебной дисциплины (см. рис. 1).

В свою очередь, информационно-компьютерная среда учебной дисциплины включает в себя дидактический информационный комплекс, в состав которого входят информационные и телекоммуникационные технологии учебного назначения, используемые в интересах реализации применяемой преподавателем профессионально-ориентированной технологии обучения. Поддержание в надлежащем состоянии названной среды обеспечивается созданием в рамках профессионально ориентированной технологии обучения соответствующих психолого-педагогических условий.

Совокупность информационно-компьютерных сред учебных дисциплин, обеспечивающих полное содержание профессиональной подготовки в юридическом вузе будущего специалиста в сфере экономической безопасности, позволяет вести речь об интегральной информационно-компьютерной среде учебного заведения. Состав информационно-компьютерных сред изучения учебных дисциплин в юридическом вузе определяется ГОС ВПО, учебными планами и учебными программами подготовки будущих специалистов в сфере экономической безопасности и обеспечивает создание единой интегральной информационно-компьютерной среды образовательного заведения. Количество учебных дисциплин, изучаемых в вузе, и их содержание выступают основой для определения состава единой интегральной информационно-компьютерной среды юридического вуза.

Кратко раскроем содержание включенных в концептуальную модель информатизации юридического образования модулей.

Модуль специалиста (МС) в сфере экономической безопасности выступает надсистемным образованием и определяет содержание всех включенных в концептуальную модель самостоятельных модулей. Он отражает требования к фундаментальной, теоретической, специальной и прикладной подготовке, значимым профессиональным качествам выпускника юридического вуза и учитывает основные задачи, функции, объекты и проблемы будущей профессиональной деятельности специалиста. Модуль учебной дисциплины (МУД) включает в себя учебные цели, особенности профессионально ориентированной системы знаний, навыков и умений, степень и глубину изучения предметной области, информационную емкость и дидактические требования: научность содержания, систематичность, последовательность обучения, наглядность и т. д. Этот модуль может быть реализован путем использования совокупности информационных и коммуникационных технологий, а также информационных средств и продуктов учебного назначения, объединенных в рамках дидактических информационных комплексов (ДИК).


загрузка...