Синтез искусств как системообразующий фактор художественного образования (08.12.2008)

Автор: Мун Людмила Николаевна

природосообразность культуросообразность импровизационность

Педагогические признаки комплексного образовательного пространства в целом и урока в частности:

креативность многоаспектность интегративность

Качественные характеристики комплексного образовательного пространства:

познавательная, воспитывающая, развивающая, эстетическая

Педагогические воспитательно-образовательные функции синтеза искусств:

ценност

-ная Гедонисти -

ческая мотивирую

-щая эвристи

-ческая системо-

образующая здоровьесбе

-регающая

Технология:

- эвристический метод

-импровизация интерактивный инструментарий:

-компаративный анализ;

- импровизационный прием автореферент

ность механизмы гармоничного мышления:

-накопление художественных впечатлений;

-обобщение;

-концентрация;

-индивидуализация;

-одухотворение

Критерии, определяющие уровни художественного развития обучающихся:

- степень художест. информированности и сформированности мыслительных

действий - наличие художественных умений и навыков - степень социализации учащихся процессе обучения - сформированность

ценностных ориентиров

Основные компоненты художественного образования, содержательной основой которой является синтез искусств

- историческая «горизонталь», определяющая временные параметры проявления синтеза искусств на определенном этапе его развития - историческая «вертикаль», выявляющая доминирующий вид искусства в данную историческую эпоху - точка «пересечения координат» - исторической «горизонтали» и исторической «вертикали», являющаяся точкой самоопределения личности, воспринимающая себя в контексте исторического и современного развития искусства и культуры с учетом адаптации собственных мотивов, потребностей, интересов

потребности и эстетические ориентиры.

Детерминирующая, познавательная и гедонистическая функции синтеза искусств раскрываются с позиций культурологи и педагогики, определяя педагогические признаки (креативность, интегративность, многоаспектность) комплексное образовательное пространство в целом и урока в частности.

Эвристическая функция синтеза искусств свидетельствует о применении в педагогической технологии инновационных импровизационных методов и подходов, используемых в процессе обучения.

Здоровьесберегающая функция проявляется в емком, гармонично сбалансированном эстетическом воздействии синтеза искусств на личность ученика, способствуя его психофизиологическому оздоровлению.

Мотивирующая функция синтеза искусств, побуждающая к закреплению опыта действий (импровизационных навыков), направлена на удовлетворение индивидуальных творческих потребностей ученика.

Полученные в ходе теоретического анализа и экспериментальной работы результаты позволяют констатировать, что педагогическая основа концепции, опирающаяся на креативный потенциал воспитательно-образовательнных функций синтеза искусств, создает экологически сбалансированное, гармоничное, общеэстетическое образовательное пространство, формируя целостное восприятие художественно-образной картины мира и творческий потенциал.

Третья глава «Синтез искусств в практике художественного образования» состоит из четырех параграфов. В данной главе анализируется процесс формирования творческого потенциала учащихся методом импровизации в контексте художественного образования. Обосновывается комплексное образовательное пространство урока, особенность воздействия синтеза искусств, обеспечивающего экологическую защиту и профилактику информационных перегрузок. Раскрывается педагогическая технология реализации синтеза искусств в художественном образовании, организация и содержание опытно-экспериментальной работы.

В первом параграфе анализируется процесс формирования творческого потенциала учащихся методом импровизации, который в исследовании определенен как универсальный интегрирующий метод, непосредственно связанный с развитием гармоничного мышления, как система последовательных взаимосвязанных действий учителя и ученика, характеризующаяся тремя основными признаками: определением цели обучения; выработкой способов усвоения импровизационных навыков; социализацией процесса обучения. Целью формирования творческого потенциала учащихся методом импровизации является решение важной проблемы целостности личностного познания и самоопределения, в которой мыслительным способностям ученика отводится первостепенная роль.

Целенаправленное развитие познавательных процессов обучающихся (памяти, внимания, мышления) способствует формированию творческой фантазии, воображения, интуиции, эмоциональной отзывчивости. В свою очередь фантазии, эмоции, воображение, интуиция являются основными компонентами процесса импровизации и сконцентрированы в свернутом виде во всех видах творческой деятельности (С.О. Грузенберг, В.А. Кан-Калик, Б.М. Рунин, Л.А. Сабурова, В.Н. Харькин, К.А. Эрберг, Н.А. Энгельгард, Б.П. Юсов). Напомним, что творческая сущность процесса импровизации состоит в мгновенной психологической реактивности интерпретатора в умении его (фантазии, интуиции) собрать художественные впечатления, сконцентрировать и обобщить их в индивидуальных самобытных и непредвиденных инверсиях. Б.М. Рунин особо отмечал такой психологический феномен как одухотворенность и предвосхищение, подчеркивал высшую художественную непринужденность импровизационного процесса, в котором рука как бы сама ведет мысль и созданное фиксируется, подхватывается и оценивается автором лишь постфактум.

На основании исследования выявляются механизмы развития гармоничного мышления в импровизационном процессе - накопление художественных впечатлений, обобщении их, концентрация внимания на их особенностях, индивидуализация выбора формы реализации замысла, одухотворение от творческого процесса. Стимулируют данный процесс следующие педагогические факторы: интерес к решаемой проблеме, четкость поставленной задачи, желание добиться успеха.


загрузка...