Синтез искусств как системообразующий фактор художественного образования (08.12.2008)

Автор: Мун Людмила Николаевна

Мун Людмила Николаевна

Синтез искусств как системообразующий фактор художественного образования

13 00 02 – теория и методика обучения и воспитания

(художественное воспитание в дошкольных учреждениях, общеобразовательной и высшей школе)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Москва - 2009

Работа выполнена в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования»

Официальные оппоненты: член-корреспондент Российской академии

образования, доктор искусствоведения,

профессор Демин Вадим Петрович

доктор педагогических наук, профессор

Ветрова Ирена Борисовна

доктор педагогических наук, доцент

Шишлянникова Нина Петровна

Ведущая организация: Московский городской педагогический

университет

Защита диссертации состоится «24» февраля 2009 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 008.015.01 в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования» по адресу: 119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8, кор. 1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования».

Автореферат разослан «22» января 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор педагогических наук И.Э. Кашекова

Общая характеристика работы

Актуальность данного исследования продиктована необходимостью реализации приоритетного национального проекта «Образование» «…о поддержке общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы…» (от 20.02.2007 № 234 /12-14) в том числе и в области художественного образования. Целью инновационных разработок должно стать направление, способствующее сближению основных принципов познания окружающей действительности учащимися средствами идей гуманизма, духовного и культурного наследий.

Современный взгляд на историко-теоретическое наследие отечественной педагогики показал, что изменения, происходящие в мире и обществе - демократизация и гуманизация образовательной системы, появление самых разнообразных развивающих, дополнительных и профессиональных учебных заведений (лицеев, гимназий, колледжей, домов творчества и т.п.) - требуют постановки целей и решения задач в области духовной и художественной культуры учащихся с учетом современных реалий. Среди них переход к комплексному, вариативному образованию, направленному на формирование целостно восприятия художественно-образной картины мира и творческого потенциала обучающихся.

Как доказала практика, реализация вышеперечисленных приоритетных направлений отечественной педагогики возможна, если художественное образование будет рассматриваться как явление многогранное, в котором творческая личность ученика представлена в единстве духовного и телесного аспектов (М.М Бахтин, Н.А. Бердяев, Л.С. Рубинштейн) с позиций идей гуманизма. Данная позиция, на наш взгляд, является одной из ведущих в области современного художественного образования.

За годы реформ в системе художественного образования как социальном институте произошли изменения. Среди позитивных - ориентация на приоритетность общечеловеческих ценностей, поиск нового соотношения между обучением и воспитанием и т.д. Однако наблюдаются и некоторые издержки, не способствующие совершенствованию общей гуманизации образования. К таким изменениям можно отнести наращивание информации, увеличение количества часов, отводимых на изучение традиционных и новых предметов научно-естественного и гуманитарного направлений и др.

Изменить существующее положение позволит целостный подход к осмыслению истории и теории художественного образования, рассматривающий процесс комплексного приобщения учащихся ко всем видам искусства через синтез искусств как системообразующий фактор (фактор от лат. factor – делающий, производящий), создающий креативную движущую силу процесса обучения.

Синтез (от греч. synthesis – соединение) искусств в педагогическом аспекте данного исследования рассматривается как органичное соединение, основанное на взаимопроникновении, взаимовлиянии и взаимообогащении разных видов искусства, порождающих целостное художественное явление, которое эстетически организует образовательное пространство (в том числе и урока).

Успешность решения педагогических задач с позиций синтеза искусств определяется его творческой сущностью. Технология, разработанная на креативной основе синтеза искусств, эффективно мобилизует все органы чувств учащихся, повышает их познавательную активность в стремлении к саморазвитию, творчеству.

Импровизационная природа синтеза искусств, лежащая в основе любого творчества, рассматривается автором как постоянно развивающийся эволюционный процесс порождения нового в науке, культуре, образовании. Данное положение позволяет считать эффективным средством внедрения синтеза искусств в художественное образование Метод импровизации, развивающий свободу творческих проявлений. Данный метод как компонент творчества определяется в исследовании в качестве универсального средства порождения синтеза искусств, системообразующая, а значит, целостная природа которого придает яркую креативную направленность процессу художественного образования.

Преподавание предметов гуманитарного направления системно, то есть целостно, с позиций синтеза искусств обусловлено единством целей и задач как исторически сложившийся процесс овладения общечеловеческими ценностями, заключенными в культуре. С этих позиций систмообразующая роль синтеза искусств в художественном образовании может быть рассмотрена как направление методологического исследования, в основе которого лежит педагогическая система в целом (Л. Берталанфи, Б.С. Гершунский, Ю.А. Конарский, Д.В. Сернилевский, Н.А. Шнырева). Исследование данного направления в методологии педагогики искусства позволит установить взаимосвязь и сходство системы художественного образования и природы синтеза искусств, объяснить взаимодействие между частью и целым, объединить в единую систему понятий общие закономерности явлений.

В связи с вышесказанным возникает проблема, решение которой позволит выстроить систему художественного образования целостно: определить устойчивость внутренних образовательных связей; единство процессов воспитания и обучения. Решение проблемы становится возможным при выявлении общего стержня. В данном исследовании им является синтез искусств, сама природа которого изначально обладает системообразующими качествами. Среди них – единство и целостность. Как показала практика, именно синтез искусств будет способствовать успешному решению обозначенной проблемы.

Данная проблема находится в русле исследования педагогики искусства – актуального направления гуманитарного знания (Е.А. Бодина, В.П. Демин, Е.П. Кабкова, В.Ф. Максимович, А.Н. Малюков, А.А. Мелик-Пашаев, Л.П. Печко, В.Г. Ражников, Л.Г. Савенкова, Е.М. Торшилова, Н.Н. Фомина). В основе ее - целостный подход к теории полихудожественного воспитания (Б.П. Юсов), рассматривающей учебно-воспитательный процесс как многоуревневый комплекс, в котором представлены все виды искусства, среда, социум, природа и др. Необходимость решения обозначенной проблемы продиктована современной действительностью, высокой степенью интеграции образовательного процесса, в котором решение одной проблемы зависит от решения множества других, когда сами проблемы приобретают комплексный, системный характер.

Трактовка синтеза искусств с точки зрения целостного социокультурного подхода определяет исследуемое понятие как фундаментальную основу художественного образования, проявляющуюся в изменении универсума педагогической культуры, в его способности креативно влиять на инновационные процессы.

Однако вплоть до настоящего времени исследование именно этой области педагогического знания пока не проводилось. В силу вышеперечисленных обстоятельств логика целостного развития педагогического процесса в области художественного образования не получает должного раскрытия. Объективная необходимость интегрированного знания в области педагогики искусства, очевидная незавершенность изучения обозначенной выше проблемы и обусловили выбор темы данного исследования: «Синтез искусств как системообразующий фактор художественного образования».

Объект исследования: художественное образование в общеобразовательной и высшей школе.

Предмет исследования: педагогический процесс художественного образования, с точки зрения целостного подхода к формированию творческого потенциала обучающихся.


загрузка...