Нравственно-эстетическое воспитание осужденных (08.08.2011)

Автор: Зауторова Эльвира Викторовна

Предполагается, что использование воспитательного потенциала искусства в нравственно-эстетическом воспитании на основе рефлексивно-деятельностного подхода с целью повышения уровня нравственно-эстетической воспитанности осужденных способствует эффективности исправительного процесса. Предлагаемая оценка его результативности позволит отслеживать динамику качественных и количественных изменений в личностной сфере каждого осужденного на протяжении всего времени его пребывания в исправительном учреждении, определять положительное влияния различных условий и факторов на исправление лиц, лишенных судом свободы.

Материалы исследования могут найти применение и в работе различных образовательных учреждений с педагогически запущенными детьми и подростками, представлять интерес для реабилитационных центров, специальных общеобразовательных школ, коррекционных образовательных учреждений и специальных профессиональных училищ закрытого типа и др.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Нравственно-эстетическое воспитание осужденных есть сложное системное образование, в котором различные сферы психики, свойства и качества осужденных связаны между собой. Применительно к специфике учреждений исполнения наказаний нравственно-эстетическое воспитание определяется как целенаправленный процесс формирования нравственных убеждений, чувств, привычек и образцов поведения осужденных в соответствии с общечеловеческими ценностями и общепринятыми моральными нормами, повышения уровня осмысленности собственной жизни, развития способности к самостоятельному творчеству и самосовершенствованию.

Нравственно-эстетическое воспитание направлено на то, чтобы изменить негативное содержание экзистенциальной сферы личности осужденных и приблизить их к общечеловеческим нравственным ценностям. Несмотря на деформацию личности осужденных, у них сохраняются понятия таких вечных ценностей как семья, жизнь, свобода, дружба, которые можно усилить и укрепить средствами искусства.

2. Нравственно-эстетическое воспитание способствует самоизменению личности осужденного под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды, его структура имеет сложную организацию и включает в себя несколько компонентов, связанных между собой: когнитивный (ценностное представление: нравственные идеалы, ценностные ориентации личности, ее убеждения, стремления, установки, знания), эмоциональный (ценностное отношение: нравственные и эстетические чувства, эмпатические способности), деятельностно-творческий (поведение и оценка: способы достижения идеалов, ценностных ориентаций, установок личности, способность выбирать адекватную стратегию поведения, опыт саморефлексии).

3. Нравственно-эстетическая воспитанность осужденного – цель и результат нравственно-эстетического воспитания – представляет собой интегративное свойство, обеспечивающее субъектную позицию личности в ситуациях морального выбора, эстетическое восприятие явлений действительности, осознанное отношение к жизни во всех ее проявлениях, совершенствование окружающего мира на основе нравственных и эстетических ценностей.

4. Стратегию нравственно-эстетического воспитания осужденных определяет рефлексивно-деятельностный подход, представляющий собой единство процессов рефлексии и деятельности. Данный подход опирается на ключевую идею о необходимости преобразования личности из объекта в субъект воспитательного воздействия и служит методологической основой повышения уровня нравственно-эстетической воспитанности. Рефлексия служит механизмом изменения ценностного мира осужденного, выступающего субъектом своей жизни, внутреннего мира, способного планировать, выстраивать, оценивать свои поступки, действия, стратегию и тактику своей жизни. При этом осужденный сам должен желать изменений, самостоятельно совершать действия, направленные на достижение позитива, то есть быть активным.

5. Концептуальными идеями нравственно-эстетического воспитания осужденных на основе рефлексивно-деятельностного подхода являются: 1) использование искусства с целью повышения уровня нравственно-эстетической воспитанности осужденных, что позволит повысить эффективность исправительного процесса; 2) развитие экзистенциальной сферы (процесс нравственно-эстетического воспитания в условиях изоляции будет тем эффективнее и гармоничнее, чем больше будет опора на самоактуализацию внутренних сил осужденного, чем больше будет стимулироваться функционирование экзистенциальной сферы личности с тем, чтобы обеспечить все потенции человека и его стремление к исправлению); 3) использование ситуаций морального выбора на основе художественного материала для обсуждения нравственных проблем, что позволяет участнику занять определенную позицию и будет способствовать активизации его экзистенциальной сферы; 4) субъектная позиция осужденного в нравственно-эстетическом воспитании приводит в действие процесс самоизменения, создает готовность личности к работе над собой; 5) включение осужденных в художественно-творческую деятельность способствует формированию их рефлексивной позиции; 6) создание гуманной, личностно значимой атмосферы взаимоотношений всех участников воспитательного процесса, предусматривающей толерантность и уважение в формировании субъектности осужденного; 7) эстетизация среды исправительного учреждения, отражающая современную социально-культурную ситуацию.

Реализация концептуальных идей призвана способствовать эффективности нравственно-эстетического воспитания осужденных как динамичного, творческого и демократического процесса, целенаправленной организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы в данном направлении, а также предполагает комплексный подход, предусматривающий единство и согласованность его составных частей, взаимодействие всех субъектов исправления.

6. Модель нравственно-эстетического воспитания осужденных в условиях лишения свободы отражает многосторонность и целостность ее структуры, которая образуется посредством взаимосвязи диагностического, целеполагающего, стимульно-мотивационного, содержательного, деятельностного, регуляционно-волевого и рефлексивно-контрольного компонентов, детерминированными принципами рефлексивно-деятельностного подхода, что делает ее выражением гуманистической направленности системы. Модель ориентирована на сочетание педагогического влияния и его субъектного преломления в самовоспитании человека (рефлексия), благодаря чему личность реализует себя в соответствии с собственным осознанным выбором. Выход на модельную интерпретацию позволяет прогнозировать данный процесс.

7. Эффективность нравственно-эстетического воспитания осужденных определяется полнотой реализации следующих специфических принципов: личностно значимой доминанты, доступности восприятия произведений искусства, активизации сопереживания в процессе приобщения к искусству, актуализации ситуации на основе художественного материала, эстетизации среды учреждения через включение осужденных в художественно-творческую деятельность и рефлексивности. Вместе с тем данный процесс базируется также на общенаучных принципах: целенаправленности, культуросообразности, гуманистической ориентации, учета возрастных и индивидуальных особенностей осужденных, единства сознания и поведения, сочетания педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью воспитуемых, педагогического оптимизма, социального закаливания.

8. Критерии и показатели выступают в качестве алгоритма диагностики нравственно-эстетического развития осужденного, позволяя судить о степени сформированности всего комплекса компонентов его отношения к действительности: мотивационно-целевой, определяемый совокупностью побудительных сил самого осужденного, опредмеченных потребностей и намерений, его способностью ставить перед собой цели, принимать частные цели, уметь формулировать проблемы, выдвигать гипотезы и план их решения; когнитивный, предполагающий присвоение осужденными нравственных ценностей и норм, отраженных в произведениях искусства, осознание степени принимаемой на себя ответственности за нравственный выбор, развитие уровня знаний и стремления к самопознанию и саморазвитию; эмоционально-волевой, отражающий уровень эстетической потребности и направленности личности, степень преодоления негативных воздействий социума, овладение определенными способами этого преодоления, адекватными индивидуальным особенностям, навыками межличностного и группового общения; деятельностно-творческий, определяющий наличие навыков саморефлексии, стремление осужденных к самоопределению, самореализации, предоставляющей им возможность выразить себя в процессе приобщения к искусству, выборе форм и способов участия в художественно-творческой деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе непосредственной деятельности диссертанта в ФБУ «Вологодская воспитательная колония», исправительном учреждении ФБУ ИК-1 УФСИН России по Вологодской области, где апробировались варианты программы и технологии нравственно-эстетического воспитания осужденных, осуществлялась диагностика уровня их нравственно-эстетической воспитанности. В отдельных видах опытно-экспериментальной работы принимали участие осужденные исправительных учреждений республик Коми, Мордовии, Краснодарского края, Архангельской, Костромской и Мурманской областей.

Рукопись диссертации обсуждалась и была одобрена на совместном заседании кафедр психологии, педагогики и организации работы с кадрами и уголовно-правовых дисциплин и организации профилактики преступлений Академии управления МВД России. Основное содержание диссертационного исследования рассматривалось на заседаниях кафедры юридической психологии и педагогики Вологодского института права и экономики ФСИН России, кафедры педагогики, кафедры пения и методики музыкального воспитания Вологодского государственного педагогического университета.

Основные теоретические положения диссертации и практические рекомендации обсуждались на международных (Казань, 2000; Ростов-на-Дону, 2002; Москва, 2006, 2008-2009; Вологда, 2004, 2006, 2008-2009; Ставрополь, 2005; Псков, 2006; Таганрог, 2008; Воронеж, 2009; Уфа, 2010; Тамбов, 2010; Луганск, 2010); всероссийских (Вологда, 2001, 2009; Чебоксары, 2004, 2006, 2009-2010; Екатеринбург, 2005; Санкт-Петербург, 2007-2008; Краснодар, 2010; Красноярск, 2010), региональных и областных научно-практических конференциях, совещаниях и семинарах. Выводы исследования нашли отражение в монографиях, научных статьях, учебных пособиях, методических материалах и рекомендациях, адресованных сотрудникам исправительных учреждений, использованы Научно-исследовательским институтом ФСИН России при разработке методических рекомендаций по подбору и обучению членов самодеятельных организаций осужденных (2006 г.), справочного пособия «Пенитенциарный словарь» (2007 г.).

Методические материалы используются в учебном процессе образовательных учреждений, в том числе Вологодского института права и экономики ФСИН России, Владимирского юридического института ФСИН России, Пермского института ФСИН России (курсы «Пенитенциарная педагогика», «Юридическая педагогика», «Социальная педагогика», «Пенитенциарная психология и педагогика»); в Московском университете МВД России (курсы «Профессиональная этика

сотрудников ОВД», «Эстетическая культура сотрудников ОВД», факультатив «Служебный этикет»), в курсах лекций для различных категорий слушателей.

Исследование осуществлялось по заявке Управления социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными ФСИН России.

Личное участие автора работы состоит в теоретической разработке идей и положений по исследуемой теме, содержание и обоснование которых освещено в 92 научных публикациях, создании программы, направленной на повышение уровня нравственно-эстетической воспитанности осужденных и рекомендаций сотрудникам исправительных учреждений, организации научно-практических семинаров по теме исследования, непосредственном осуществлении и руководстве проведением опытно-экспериментальной работы в исправительных учреждениях Вологодской области, в качестве преподавателя пенитенциарной педагогики в Вологодском институте права и экономики ФСИН России, музыкально-эстетических дисциплин в Вологодском государственном педагогическом университете, члена общественного совета при начальнике УФСИН России по Вологодской области, руководителя научного объединения курсантов и слушателей по пенитенциарной педагогике, научных работ студентов и аспирантов.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, двенадцати параграфов, заключения, списка использованной литературы (375 наименований, из них 12 на иностранном языке), 16 приложений, 13 таблиц, 11 диаграмм, 2 схем.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, показывается степень научной разработанности, определяются цели, задачи, теоретические и методологические основы исследования, его новизна, формулируются положения, выносимые на защиту, а также указывается теоретическая и практическая значимость работы, приводятся сведения об апробации результатов диссертационного исследования.

Первая глава «Теоретические основы исследования проблемы нравственно-эстетического воспитания осужденных» посвящена историко-педагогическому анализу проблемы нравственно-эстетического воспитания осужденных в уголовно-исполнительной системе, рассмотрению сущности и структуры процесса нравственно-эстетического воспитания осужденных.

Анализ процесса использования искусства в истории пенитенциарной педагогики дает возможность с современных позиций раскрыть источники и своеобразие данной проблемы, определить общие педагогические закономерности ее реализации в различных конкретно-исторических условиях. Так, до 1917 г. процесс исправления личности в основном был связан с инициативой и возможностями отдельных заинтересованных лиц. На государственном уровне данные вопросы практически не решались, в учреждениях применялось принудительное исправление преступников. Становление советской уголовно-исполнительной системы (1917–1934 гг.) отмечено проявлением негативных тенденций, связан-

ных с резким ужесточением карательной политики, обусловленной обострением внутренней политической обстановки. В военное время (1941–1945 гг.) отмечается отказ от проведения педагогической деятельности, преобладание мер административного воздействия; искусство не рассматривалось в качестве средства воспитания и формирования установок и ценностей осужденных.

В 1953–1964 гг. в стране были осуществлены попытки политических и экономических реформ, происходит пересмотр установившихся взглядов на исправление личности. Исследователи акцентируют внимание на взаимосвязи нравственного воспитания с художественно-творческой деятельностью, осуществлении комплексного подхода к процессу воспитания. После амнистии 1953 г. вновь поднимаются вопросы восстановления демократических начал, гуманных принципов в деятельности лагерей и колоний. Политико-воспитательная работа в этот период определялась задачами социалистического строительства и была направлена на повышение сознательности и культурного уровня осужденных. В 1960–1980-х гг. в теории и практике организации исправительного процесса признавался приоритет КПСС, в воспитательной работе отражается идеологическая деятельность партии. Уголовно-исполнительная политика исходила из интересов государства; потребности личности конструктивно рассматривались лишь в случае их совпадения с интересами и потребностями на паритетной основе.

В период перестройки нашего общества особую важность и значимость приобретает формирование мировоззрения личности в зависимости от нравственных идеалов. Просматривается тенденция: попытки влияния на ценностные ориентации личности отмечаются лишь внутри отдельных направлений, как задача воспитания правильного восприятия нематериальных ценностей искусства и готовности служения идеям строительства коммунистического общества. К 1984 г. в России воспитательная работа с осужденными выражается в организации изучения их личности, занятии свободного времени общественно полезной деятельностью, регулировании межличностных отношений. Вместе с тем конкретных задач формирования средствами искусства ценностных установок осужденных, развития у них умения прогнозировать свою жизнь и реализовывать поставленные цели не было. Ориентирами служили только отдельные нравственные качества в их вариативном соотношении, что в значительной мере осложняло процесс исправления лиц, отбывающих наказание.

В 1990-е гг. проблема воспитания личности через художественно-творческую деятельность получила новую востребованность: все более утверждается позиция, что человек, увлеченный творчеством, быстрее осознает, что истинное призвание состоит в раскрытии собственного творческого потенциала, возможности проявить свою индивидуальность и неординарность. Изменяя себя изнутри, осужденный исправляет и свое поведение. Таким образом, места заключения прошли длительный и непростой путь развития, где переплетались позитивные и негативные тенденции в их деятельности. Значение искусства в различной мере учитывалось и учитывается в воспитательном процессе исправительных учреждений. Процесс изменения личности постоянно отставал от насущных интересов осужденных и требований прогрессивной части общества, отличался исключительно сменой внутриполитической конъюнктуры руководства страны. Вместе с тем изучение прошлого опыта, его обобщение позволяют сделать вывод, что многие теоретические и практические позиции, педагогические идеи не только не устарели, но и остались актуальными и значимыми в настоящее время, подготовили необходимую базу для создания теории нравственно-эстетического воспитания осужденных.

В настоящее время нравственно-эстетическое воспитание становится приоритетным направлением педагогической теории и практики. В последние десятилетия ученые (Д.Б. Кабалевский, М.С. Каган, Т.С. Комарова, Б.Т. Лихачев, Б.М. Неменский, В.А. Разумный, А.А. Мелик-Пашаев, Т.В. Челышева и др.) разработали проблемы нравственно-эстетического воспитания, определили и конкретизировали его принципы, функции и формы, выявили связь этого направления воспитательной работы с художественно-творческой деятельностью. Условия и механизмы развития личности средствами искусства, различные вопросы психологии искусства раскрыты в трудах Л.С. Выготского, И.С. Кона, Е.В. Назайкинского, В.И. Петрушина, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина и др.

Главная цель нравственно-эстетического воспитания личности – воспитание чувства прекрасного (Б.Т. Лихачев), формирование в человеке нравственного, эстетического отношения к действительности (Н.И. Киященко, М.С. Каган, А.А. Мелик-Пашаев), развитие потребности и способности создавать красоту в жизни и искусстве (О.А. Апраксина, Н.А. Ветлугина, С.Т. Шацкий). На данной основе развивается система нравственно-эстетического воспитания, а также его методологические проблемы, рассматривается роль и место искусства в воспитательном процессе.

Воспитательное значение произведений искусства заключается в том, что они «создают возможность войти внутрь «жизни», пережить «кусочек жизни» (Б.М. Теплов). Важно, что в процессе этого переживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые. В искусстве проявляется тесная взаимосвязь нравственных и эстетических ценностей, его специфика заключается в его предмете, содержании, форме отражения действительности и в тех социальных функциях, которые оно выполняет по отношению к обществу. Объектом искусства является действительность во всем ее многообразии. В центре внимания искусства находится человек, его духовный мир, отношение к природе, обществу.

Наибольшую значимость искусство имеет в воспитании нравственности, внутренней свободы и дисциплины человека, формировании мироощущения и миропонимания. И нравственное, и эстетическое выступают в искусстве в неразрывном единстве, носителем которого является сама суть искусства, вытекающая из природы художественного образа. С гуманистической точки зрения прекрасным является то, что нравственно, морально, что возвышает и облагораживает человека, а нравственное не может быть признано морально-добрым, если оно внутренне не связано с прекрасным. Нравственный потенциал, заключенный в произведениях искусства, дает возможность человеку задуматься о смысле жизни, открывает путь к поиску самостоятельной дороги свободного развития. Действительно, не только нравственный долг, но и личная внутренняя потребность, желание поступать красиво, быть прекрасным в мыслях и чувствах должно руководить поведением человека.

Сущность нравственно-эстетического воспитания осужденных состоит в организации последовательных взаимодействий сотрудников и осужденных, направленных на качественное изменение их сознания, чувств, деятельности, формировании таких личностных структур, которые обеспечивают нравственно-эстетические оценку и переживание, поиск и выбор творческих способов деятельности, а также отрицание антиобщественного и преступного поведения. Эффективность процесса нравственно-эстетического воспитания в системе работы исправительного учреждения может быть достигнута только при ориентации и опоре на весь комплекс его составляющих, связанных между собой: когнитивная (ценностное представление), эмоциональная (ценностное отношение), деятельностно-творческая (поведение и оценка). Педагогическое руководство нравственно-эстетическим воспитанием заключается в создании такой его организации, которая обеспечивала бы максимальную включенность осужденных в этот процесс, и, как следствие, вызывала бы у них потребность в самосознании, нравственном изменении, эстетическом познании мира.

Вторая глава «Анализ практики нравственно-эстетического воспитания осужденных» включает психолого-педагогическую характеристику нравственно-эстетической воспитанности осужденных, специфику процесса нравственно-эстетического воспитания в условиях лишения свободы, опыт использования искусства в воспитательной работе с осужденными в исправительных учреждениях России и за рубежом.

В педагогическом процессе исправительного учреждения нравственно-эстетическое воспитание направлено на повышение уровня нравственно-эстетической воспитанности осужденных, которые за исключением несовершеннолетних, это люди, у которых уже имеется жизненный опыт, у них сложилась своя индивидуальная структура психологических свойств и качеств. В процессе воспитания необходимо учитывать «сформированность» личности, которая на каждом этапе ее социально-психического развития определяется возрастом. Нравственное развитие личности, формирование ее ценностных ориентаций эффективнее проходит в подростковом и молодежном возрасте (Л.С. Выготский, Б.Г.Ананьев, А.Н. Леонтьев и др.). Специфическая активность личности заключается в большей восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения. В исследовании мы рассматриваем данный возрастной период как наиболее благоприятный для повышения уровня нравственно-эстетической воспитанности. Пристального внимания заслуживают осужденные женского пола с присущими им психологическими особенностями.

Изучение уровня развития нравственно-эстетической воспитанности осужденных показало, что у них отмечаются асоциальная направленность, искаженные представления об общепринятых моральных нормах и нравственных ценностях, что является важным фактором, оказывающим серьезное влияние на оценки и поведение личности. Жизненные обстоятельства, требующие не только реализации права, но и выполнения долга ставят осужденных в трудное положение. Они нуждаются в помощи, в том числе по причине их ситуативно-приспособленческого мышления, особенностей эмоционально-волевой сферы. Важно организовать педагогический процесс так, чтобы суметь повысить параметры осмысленности осужденными собственной жизни, помочь раскрыть личностный потенциал, научиться реализовывать способности, справляться с жизненными трудностями.

В ходе исследования были выявлены группы факторов и условий, влияющих на эффективность изучаемого процесса: психологические, связанные с личностными особенностями осужденных, социальные, связанные с особенностями окружающей среды, организационные, связанные с особенностью осуществления процесса воспитания. При этом следует отметить, что влияние отдельных факторов не обособлено, а носит интегративный, взаимодополняющий и взаимообусловливающий характер.

Содержание и организационные формы воспитательной деятельности отражают как общепедагогические тенденции, характерные для воспитания и исправления в целом, так и специфику конкретного учреждения. Комплексно анализируя данное влияние, отмечаются следующие особенности процесса нравственно-эстетического воспитания осужденных: ограниченность круга возможных субъектов в организации воспитательного процесса, наличие криминальной субкультуры, высокая степень нравственной запущенности, существенный негативный социальный опыт, накопленный осужденными, пассивная позиция («зрителя», «отстраненного наблюдателя») в процессе приобщения их к искусству, преобладание авторитарного стиля общения сотрудников с осужденными. Выделенные особенности воспитательного процесса вносят специфику в его организацию. Несмотря на имеющиеся трудности и те противоречия, которые возникают при исполнении наказаний, процесс нравственно-эстетического воспитания осужденных возможен и необходим.

Исследование показало, что в последние годы представителями отечественной школы предпринимаются все более активные попытки осмысления возможностей применения искусства в целях воспитания личности. Вместе с тем следует отметить, что этот опыт пока не находит широкого распространения в пенитенциарной практике, данные факты продолжают оставаться единичными явлениями. Современная действительность выдвигает новый взгляд на исправление осужденных: необходимы условия для самоопределения и самореализации личности, активного включения в различные виды деятельности, приобщения к культуре и искусству. В этой связи изучение и обобщение зарубежного опыта поможет поиску наиболее эффективных путей совершенствования процесса нравственно-эстетического воспитания осужденных.


загрузка...