Поэтика фольклорного текста (на материале бурятского эпоса) (08.08.2011)

Автор: Санжеева Лариса Цырендоржиевна

Образец 2 (аb + аb …), где а и б показывают чередование конечных рифм (н-р, чередование в конце строк окончаний -рээ-жа; -жо-бди; -иин-ри; -оо-hаар; -дэн-hэн и др.

Образец 3 (аа + bb и т.д.) – встречается в конструкциях, в которых две строфы имеют одинаковое конечное звучание, затем следует другая пара строф с одинаковым конечным звучанием, но отличным от первой пары: -лиин-лан; -ло- лэ; -уул-дээрэ; -шуулай-жэ-жа.

Следует заметить, что в эпическом тексте реже встречаются параллельные конструкции, в которых в первых строфах окончание меняется, а во вторых – одинаковые окончания на протяжении весьма длинного отрезка текста. Это показано в соответствующем образце:

Образец 4 (аb – cb – db – eb – fb – gb) – шестикратный повтор. В эпосе встречаются и «тройные» параллельные конструкции, например: -айнь-нууд-на (двукратный повтор).

Образец 5 (abc + abc и т.д.) реализуется через разные вариации ритмических окончаний: -??д-мни-жо (двукратный повтор); -эйт-бди-бди (двукратный повтор).

Образец 6 (abcd + abcd + abcd) сопровождается конечной аллитерацией элементов: -жа- и -жа (-жэ)-ба (двукратный повтор); -ар-ые-ла-дан (четырехкратный повтор).

Образец 7 (abcde + abcde + abcde + abcde) показывает использование конечной аллитерации: -гууд-той-той (-тай, -тэй)- ?ен-ла (пятикратный повтор). Такие достаточно громоздкие структуры встречаются в эпосе редко. Тем не менее они являются одним из ярких средств эпической образности, встречающихся именно в варианте Альфора.

Проведенный анализ показал, что наиболее распространенными в улигере «Абай Гэсэр Богдо хан» являются Образцы 1 и 2, остальные встречаются реже. В параллельных конструкциях Образцов 1, 2, 3 и 5 преобладают примеры с внутренней и конечной аллитерацией. Главенствующую роль в таких конструкциях занимает ритмико-интонационная функция.

Параграф 4.4 посвящен специфике использования риторического вопроса и риторического восклицания в эпическом контексте, их стилистическим возможностям. Функция риторического вопроса в эпосе «Абай Гэсэр Богдо хан» – привлечь внимание слушателей, усилить впечатление, повысить эмоциональный тон, создать приподнятость.

Характерная для бурятского мышления конструкция риторических вопросов с повтором частицы г? (на концах строк) является одним из главных синтаксических приемов фольклорного жанра. В зависимости от их семантического содержания, адресата, функции все их многообразие сводится к следующим видам.

Риторический вопрос

Выражение упрека

Зоригто хэрэг??дээ мартаад, Великие дела забыв,

Баатараа башыен орхёод, Богатырские поступки отложив,

?амгануудаа hахяад, Жен своих стережете,

Юун болобобта? (с. 240) Кем же вы стали?

Выражение чувства безнадежности

Ямар туhа хэхэбши? (с. 221) Какую помощь ты [можешь] оказать?

Выражение изумления

Бэй, энэ эмэ яабаб? (с. 241) Стой, что эта женщина делает?

Выражение чванливости

?дэр ерэжэ хюдахамни г?? Днем прийти ли уничтожить?

??ни ерэжэ булахамни г?? – гэжэ Ночью прийти ли закопать? – твердит,

?айзгайржа, hабандажа байна (с. 327) Бахвалится, горячится.

Риторическое восклицание

Выражение чувства удовлетворения, радости

Гурбан боосоон танай! Три пари ты выиграл!

Минии хэс?? х?ргэн болобот! (с. 234) Моим искусным зятем стал!

Выражение гнева, угрозы

?зэхэ харахат! Дуулаба г?т! (с. 240) Увидите, узреете! Слышите!

Следует подчеркнуть, что риторические вопросы и риторические восклицания встречаются в эпосе не так часто. Отражая в определенной степени древние культурные, социальные, религиозные традиции бурят, эти образные структуры функционируют в тесной взаимосвязи и взаимодействии с малыми жанрами бурятского фольклора в эпическом дискурсе.

Объектом изучения в пятой главе являются речевые средства эпической образности и малые фольклорные жанры в эпосе.

В разделе 5.1 «Эпическая образность: речевые средства» анализируются функциональные особенности таких речевых средств, как метафора, метонимия, синекдоха, эпитет, сравнение, гипербола и литота, перифраз. Представлен иллюстративный материал из эпоса «Абай Гэсэр Богдо хан». Разработан ряд образцов-моделей анализа на образной, ассоциативной, социально-этнической основе.

5.1.1. Метафора, метонимия, синекдоха

Следует отметить, что по семантическому содержанию метафоры выражаются словами, обозначающими любые явления действительности: люди, проявления их внутреннего мира, животные, растения, самые различные проявления неживой природы и явления отвлеченного характера. Одним из самых экспрессивных средств стилистики эпоса является тип метафоры, когда животным и птицам приписываются свойства и действия человека. В варианте Альфора встречаются разные виды метафор, которые были классифицированы в соответствии с их лексико-семантическими особенностями. Рассмотрим следующие метафоры, противопоставляющие или сопоставляющие:

живое – неживое

Сэсэг ногоон сэсэглэжэ,

Улаагаар убхижа,

Хангалтажа, хуншууржа,

Дэлхэй дээг??р дэлгэржэ ошожо (с.19) Цветы расцветая,


загрузка...