Духовно-нравственная традиция в жизни общества (08.08.2011)

Автор: Даминдарова Фания Валиевна

Наиболее значимыми для нашего исследования являются идеи М. Шелера, который возникновение ценностей связывает с актами индивидуального духа, управляющего и руководящего влечениями человека. В его исследованиях раскрывается направляющая роль систем общественных ценностей в становлении ценностного мира индивида. В качестве таковых могут выступать как системы ценностей, предлагаемые религией, так и системы ценностей, выделенные теоретически. М. Шелер и Н. Гартман рассматривали инвариантную систему ценностей как ориентир, соотносимый с общей направленностью развития Мира в целом, структура которого является и структурой бытия человека.

Третий блок литературы объединяет работы, связанные с теоретическими проблемами исследования этноса и этнической истории. Поскольку исследование базировалось на теоретическом осмыслении этнической истории народов Урало-Поволжья, методологически важными оказались работы сторонников как примордиалистской (Л.Н.Гумилев, С.М.Широкогоров, Ю.В.Бромлей), так и конструктивистской (Э. Хобсбаум, В.А.Тишков) концепции этноса.

Четвертый блок литературы посвящен особенностям развития этнического и нравственного самосознания, культуры и быта народов Урало-Поволжья. Во второй половине XVIII века учеными-исследователями И.Г. Георги, И.И. Лепехиным, Г.Ф. Миллером, П.С. Палласом, Н.П. Рычковым, А.Ф. Риттихом, И.П. Фальком был собран богатый материал о быте и культуре башкир, татар, чувашей, марийцев, удмуртов, мордвы. Огромный интерес ученой мысли к краю запечатлелся в трудах В.А. Арнольдова, И. Казанцева, С.К. Кузнецова, М.В. Малахова, В.Н. Майнова, П. Назарова, Д.П. Никольского, С.Г. Рыбакова, В.М. Черемшанского, А.А. Фукс, П.Л. Юдина, М.А. Круковского, Н.В. Никольского.

В диссертационном исследовании использована современная этнографическая, историко-культурологическая, социально-философская литература. Истории и культуре народов Волго-Уральского региона с древнейших времен до наших дней посвящены работы Р.Г. Кузеева. Традиционная культура народов (хозяйственные занятия, материальная культура, общественный и семейный быт башкир, русских, поволжских татар, чувашей, марийцев, мордвы) анализируется в работах Ф.Ф. Фатыховой. Помимо этого, мы обращались к исследованиям Д. М. Азаматова, Н. В. Бикбулатова, Г. Н. Волкова, И. Г. Иванова, К. И. Козловой, Т. А. Крюковой, Р. Г. Кузеева, Д. Ф. Мадурова, С. С. Новикова, А. Н. Петуховой, Г. А. Сепеева, Л. А. Тульцевой, Р. М. Тухватуллина, Р. К. Уразмановой, Ф. С. Файзуллина, А. Х. Халикова, Л. С. Христолюбовой, Н. И. Шутова, Б. Х. Юлдашбаева, А. Б. Юнусовой.

К числу наиболее значимых работ, посвященных проблемам генезиса, жанровых разновидностей, сюжетного состава, системы образов в фольклоре народов Урало-Поволжья относятся работы В.А. Акцорина, В.П. Аникина, А.Н. Веселовского, Г. Гадиатова, А.Х. Давлеткулова, Л.А. Иткуловой, А.Н. Киреева, Е.М. Мелетинского, Т.Г. Перевозчиковой, В. Я. Проппа, В. Г. Родионова, Г. Г. Салихова, а также А. К. Салмина, Е. С. Сидоровой, М. Я. Сироткина, Р. А. Султангареевой, Ю. И. Юдина.

Пятый блок литературы связан с проблемами современной актуализации духовно-нравственной традиции народов России, с поиском путей ее развития в XXI веке с учетом прошлого цивилизационного опыта. Сюда могут быть отнесены работы В.Г.Федотовой, С.Г.Кара-Мурзы, А.С.Панарина, И.Б.Орловой, посвященные как социокультурной динамике России, так и «евразийской перспективе» российского общества.

Предмет нашего исследования тесно связан со многими другими аспектами функционирования нравственного сознания этноса, в том числе с этнопедагогикой и этнопсихологией. Среди ученых, педагогов и мыслителей, занимающихся проблемами воспитания, получившими отражение в общепризнанных этнопедагогических и этнопсихологических исследованиях, следует отметить К.Ш.Ахиярова, В.И. Баймурзину, З.П. Васильцеву, Г.Н. Волкова, А.Э. Измайлова, Т.Н. Петрову, Я.Н. Ханбикова и др.

Возросший интерес к традиции в отечественном обществознании нашел отражение в ряде диссертационных исследований последних лет, среди которых есть как докторские, так и кандидатские диссертации, в частности, работы Р.М.Абакаровой, В.В.Аленко, С.С.Апажевой, М.И.Долгушина, М.Г.Завьялова, Л.К.Зязевой, Ю.В.Ивановой, П.Н.Светлова, В.В. Сопова, Л.А.Сугрея, В.А.Федотова.

Несмотря на это, на сегодняшний день нет социально-философских исследований, которые, базируясь на современной теоретико-методологической базе, апеллируя к этнической истории, прошлому и настоящему, демонстрируют роль духовно-нравственной традиции в традиционном и посттрадиционном обществе, оценивают способность традиции и традиционных форм отвечать на новые вызовы эпохи. Восполнение этого пробела требует скрупулезного анализа и систематизации имеющейся научной литературы, разработки адекватных исследуемой проблеме теоретико-методологических оснований, постижения на их основе сущности духовно-нравственной традиции и выполняемых ею функций. Необходима отдельная проработка значения духовно-нравственной традиции в социокультурном развитии на конкретном эмпирическом материале, а именно - на основе изучения культуры народов Урало-Поволжья, интегратором и транслятором духовно-нравственных ценностей которой является фольклорное наследие. Это позволит с позиций социально-философского дискурса проанализировать роль духовно-нравственной традиции в этнической и надэтнической идентификации, а также оценить ее не только как актуальную культурную ценность современного российского общества, но и как духовного интегратора культуры одной из сложившихся в России историко-этнографических общностей – Урало-Поволжья.

Объект диссертационного исследования – духовно-нравственная традиция в общественном развитии.

Предмет диссертационного исследования – роль и значение духовно-нравственной традиции в жизни общества, степень ее воздействия на социальные процессы в разные периоды его существования.

Цель диссертационного исследования – разработать социально-философские концептуальные основания существования и воспроизводства духовно-нравственной традиции в жизни общества.

Поставленная цель предполагает последовательное решение целого ряда задач:

выявить основные подходы к исследованию духовно-нравственной традиции;

сформировать теоретико-методологические основания исследования духовно-нравственной традиции;

определить сущность духовно-нравственной традиции как социокультурного явления;

систематизировать социальные функции духовно-нравственной традиции;

выявить соотношение этнического и надэтнического в духовно-нравственной традиции;

проанализировать проявление духовно-нравственной традиции в сфере повседневности;

исследовать роль фольклора как транслятора духовно-нравственной традиции народов;

исследовать значение и смысл духовно-нравственной традиции в посттрадиционном обществе;

проанализировать процесс трансформации духовно-нравственной традиции в российской истории;

осмыслить проблемы возрождения духовно-нравственной традиции в современной России;

проанализировать роль духовно-нравственной традиции в этнической и надэтнической идентификации;

исследовать возможности актуализации духовно-нравственной традиции в современном обществе.

Эмпирическую базу исследования составил социокультурный материал, позволяющий реконструировать динамику духовно-нравственной традиции применительно к российскому обществу в целом и к историко-этнографической области Урало-Поволжья в частности.

Теоретическая и методологическая база исследования. Социально-философское видение предполагает, что единство отдельного человека и человечества осуществляется через промежуточные ступени: семью, этнос, общество, государство, человечество. Предельным, внематериальным основанием этого единства и выступает, с точки зрения социальной философии, духовно-нравственная традиция.

Для обобщения конкретного социокультурного материала с позиций социально-философского ракурса в диссертационном исследовании применяются идеи современной социальной теории - структурно-функциональный анализ (Т.Парсонс, Р.Мертон), социально-конструктивистские концепции (П.Бергер и Т.Лукман, Э.Шилз), а также структурно-конструктивистские подходы (Э.Гидденс, С.Айзенштадт). Их методологический потенциал дает возможность рассматривать системообразующую роль духовно-нравственной традиции в социальной жизни, постигать сложную взаимосвязь реализуемых ею социальных функций. В то же время, духовно-нравственная традиция рассматривается как органическая целостность, обладающая устойчивостью и изменчивостью благодаря наличию в ней стабильного ценностного ядра, воплощающегося в конкретных исторических модусах. Фактически близкие теоретические основы понимания роли и значения духовно-нравственной традиции содержатся в трудах отечественных исследователей Э.С.Маркаряна и С.В.Лурье.

Принципиальная «человекоразмерность» духовно-нравственной традиции обусловила широкое применение в диссертационном исследовании идей представителей т.н. «антропологического подхода» - А.П.Андреева, А.И.Селиванова, З.Я.Рахматуллиной.

Стремление постичь трансформации роли и значения духовно-нравственной традиции в исторической ретроспективе обусловило использование социокультурного подхода, уяснение специфики культурно-исторических ситуаций, типов социальности.

Огромную роль в понимании особенностей современного культурно-исторического развития сыграли работы В.Г.Федотовой, С.Г.Кара-Мурзы.

Общая установка на постижение духовно-нравственной традиции как предельного основания социального бытия, а также творческий синтез структурно-функционального, структурно-конструктивистского и социокультурного подходов обусловили интегративное использование в диссертационном исследовании ряда методов. Применяемый в работе метод системного анализа позволяет исследовать социальные отношения и социокультурные явления, учитывая их многоуровневые и многофакторные характеристики. Аксиологический метод дает возможность выявить смысл понятия «духовно-нравственная традиция». Феноменологический метод позволяет постичь сущность духовно-нравственной традиции как явления, метод исторической реконструкции дает возможность исследовать динамику духовно-нравственной традиции в разные исторические эпохи. Обозначенные методы обусловили также использование в диссертации принципов системности, единства исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному, а также общенаучных методов - анализа, синтеза, абстрагирования, идеализации и аналогии.

Научная новизна исследования заключается в разработке социально-философской концепции духовно-нравственной традиции, представленной следующими основными положениями, выносимыми на защиту:

1. Духовно-нравственная традиция – это особая форма репрезентации базисных, сакральных ценностей, которые являются нерушимым фундаментом жизни народа, менее всего подверженным изменениям и сохраняющим его идентичность, обеспечивая связь настоящего с прошлым посредством механизма аккумуляции, трансляции и актуализации духовно-нравственного опыта. Сакральное ядро духовно-нравственной традиции выступает тем самым в качестве всеобщего начала, интегрирующего центра символического универсума; конкретные этнические традиции - в качестве особенного, а повседневная практика - в качестве единичного. Духовно-нравственная традиция является, с одной стороны, защитой сакрального в жизни народа, с другой, - связующим звеном между сакральным и профанным.

2. Системообразующей функцией духовно-нравственной традиции является функция обеспечения ценностно-нормативной ориентации, которая задает направленность становления внутреннего духовного мира человека, наделяя его существование и деятельность высшими, сакральными смыслами. Иными словами, функция ценностно-нормативной ориентации заключается в смыслообразовании жизни общества, обеспечении его духовно-нравственной безопасности.

3. В традиционном обществе наиболее актуализированными являются такие функции духовно-нравственной традиции, как обеспечение устойчивости изменяющихся и развивающихся отношений в жизни общества, упорядочивание и регламентация повседневного (профанного) социального бытия, обеспечение социальной преемственности, коммуникации и социальной связи. Важнейшим инструментом накопления, осмысления, фиксации и трансляции духовно-нравственной традиции в обществе этого типа является фольклор, при этом каждый из фольклорных жанров, обладая собственной смысловой нагрузкой, дополняет друг друга, в своей совокупности образуя содержательное единство духовно-нравственной традиции в его этнических модификациях.

5. В посттрадиционном (модернизирующемся) обществе сакрально-ценностное ядро духовно-нравственной традиции перестраивается под влиянием устойчивого и длительного влияния профанного, что может привести к его кардинальному изменению; это чревато утратой как системообразующей функции духовно-нравственной традиции – функции ценностно-нормативной ориентации, так и интеграционной и культурообразующей функций. Панацеей может быть культивирование интеллектуальной и творческой элитой отношения к традиции как к сакральному и смыслообразующему началу социальности, «встраивание» системы сакральных ценностей аутентичной («первичной») традиции в современность через создание «вторичной» традиции.

6. В советский период российской истории, после диалектического «снятия» воинствующего антитрадиционализма, сакральное ценностное ядро духовно-нравственной традиции существенно не изменилось, проявившись в социалистических идеалах (служение коллективистскому целому, интернационализм, ценности гуманизма, уважение к человеку труда). Причинами десакрализации духовно-нравственной традиции в постсоветское время, неизбежно ведущими к господству профанного, является разрушение сакральных основ духовно-нравственной традиции, отторжение «святынь» исторического прошлого наряду с насаждением принципов прагматизма, вульгарного индивидуализма, безудержного потребления, этнического эгоизма.

7. Понимание этого позволяет решить проблемы возрождения российской духовно-нравственной традиции через воссоздание ее сакральных основ и функции ценностно-нормативной ориентации. Для этого необходимо достичь органического единства ряда составляющих – государственной национальной политики, демонстрирующей понимание властью необходимости поддержания общегражданского единства и межэтнического согласия; поддержки институтов гражданского общества и научного сообщества; гармонизации принципов моно-и поликультурности в образовательном процессе.

8. Принципы «священного единства» - толерантность, мир и согласие между народами и конфессиями на основе объединяющей их духовно-нравственной традиции, рожденной совместным проживанием и общей историей, проявляются в процессах надэтнической (гражданской) идентификации, которые логически дополняют процессы этнической идентификации российских этносов, «самоузнавания» народов.


загрузка...