Духовно-нравственная традиция в жизни общества (08.08.2011)

Автор: Даминдарова Фания Валиевна

Даминдарова Фания Валиевна

ДУХОВНО-НравственнАЯ традициЯ

в жизни общества

09.00.11 – социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук

Челябинск 2011

Диссертационная работа

выполнена на кафедре философии

ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет»

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Шабатура Любовь Николаевна

доктор философских наук, профессор

Саранчин Юрий Константинович

доктор философских наук, профессор

Кашапов Федор Адеевич

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Челябинская государственная Академия культуры и искусства»

Защита состоится 28 октября 2011 года на заседании диссертационного совета ДМ 212.296.07 по защите диссертации при ГОУ ВПО «Челябинский государственный университет» по адресу: 454001, г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет».

Ученый секретарь

Диссертационного совета

доктор философских наук, профессор Н. Л. Худякова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования определяется, во-первых, тем, что мир начала XXI века переживает важнейший этап структурных и функциональных изменений, охвативших все сферы человеческой жизни – экономику, политику, социальные отношения и культуру. Процессы глобализации, ведущие к унификации и универсализации всех форм жизнедеятельности, размывающие контуры сложившегося и опривыченного социального бытия, затронули большую часть современного мира, включая Россию. Но если в материальной сфере интегрирующиеся цивилизации могут быть сходны, то духовные основания у каждой из них глубоко различны. Эта ситуация обусловливает возрастание роли духовно-нравственной традиции как «стабилизатора» растущих общественных трансформаций в переходном социуме, как реальной альтернативы вызову глобализации. Мироустройство, как любая сложная система, остается устойчивым и динамично развивающимся только при условии сохранения максимально большого разнообразия – культур, языков, типов хозяйствования, стилей и т.д., обеспечивая своего рода «единство в различии». Гарантом этого единства выступает традиция и ее духовно-нравственные основы, интерес к исследованию которых усилился в последние десятилетия среди представителей социогуманитарного знания - как за рубежом, так и в отечественной науке.

Во-вторых, само российское общество, начиная с последней четверти прошлого века, находится в состоянии политических, экономических, социальных и духовных трансформаций. Крушение советской ценностной системы в очередной раз в истории России нарушило механизмы социокультурной трансляции, более того, повлекло за собой деструкцию и дегуманизацию социальных отношений. Разрушение системы ценностных ориентаций россиян привело к переходу страны в неустойчивое состояние, когда была подвергнута сомнению значимость духовно-нравственной традиции, являющейся гарантом социальной стабильности. Игнорирование российскими реформаторами «духовного кода» социума привело к тому, что нормой жизни стали явления, противоречащие исконным идеалам социальной справедливости – коррупция, преступность, бедность большинства на фоне богатства меньшинства, бездуховность, равнодушие к ближнему. Выходом из сложившегося кризиса может быть восстановление социокультурной трансмиссии, обращение к духовно-нравственной традиции как ценностному основанию общества.

Сегодняшняя Россия должна стать центром реинтеграции рассеянного постсоветского пространства, образующего уникальную общность – евразийскую цивилизацию. Это станет реальностью только в том случае, если Россия сумеет сформулировать на основе воссоздания духовно-нравственной традиции тот образ будущего, который в наибольшей степени соответствует ее исторической идентичности. Россиянам необходима модернизация утраченной идеи «государства правды», возвращение на прерванный путь собственного национального развития через реанимацию духовно-нравственных ценностей.

В-третьих, сегодня все более очевидным становится тот факт, что апелляция к аутентичным традициям народов России оказывается перспективной для гармоничного развития общества, его целостности и стабильности, поскольку эти традиции не только не являются препятствием для дальнейшей культурной модернизации страны, но могут стать ее органической основой. В этом отношении заслуживает особого внимания социокультурный опыт, накопленный народами Урало-Поволжья в ходе их исторического развития, способствовавший сложению этнических и надэтнических общностей этих народов. Если социокультурные традиции народов региона неоднократно являлись объектом этнографического и культурологического исследования, то духовно-нравственная традиция, демонстрирующая, с одной стороны, уникальность их духовно-нравственного пути, с другой – связь с российской духовной почвой, требует скрупулезного социально-философского постижения.

Степень научной изученности проблемы. Плодотворное социально-философское исследование избранной темы предполагает обращение к наследию наших предшественников, которое условно можно разделить на несколько блоков. Это труды, посвященные традиции и традиционализму; работы, исследующие проблемы духовно-нравственных ценностей; литература, анализирующая культурное наследие народов Урало-Поволжья; работы, связанные с теоретическими аспектами изучения этноса и этнической истории; исследования, посвященные социокультурной динамике российского общества, трансформации его духовно-ценностной составляющей на протяжении ХХ века. Важно обнаружить сферу пересечения этих блоков научной литературы, так как именно она и будет той основой, которая поможет нам в философском осмыслении духовно-нравственной традиции как основания общества на материале культуры народов Урало-Поволжья.

Первый блок научной литературы представляет общие теоретико-методологические и социально-философские основы традициеведения, которые получили фундаментальную разработку как в зарубежной, так и в отечественной науке. Принципиальные для исследования подходы к традиции были сформулированы в трудах таких классиков зарубежной социальной мысли, как П.Штомпка, С.Айзенштадт, Э.Шилз. В отечественном обществознании проблемы традициеведения получили отражение в работах как философской, так и социологической направленности, а также в трудах этнологов, примером чего являются работы С. Ф. Анисимова, С.А. Арутюнова, И.А. Баргесяна, В.А. Брянова, В.Б. Власовой, Л.В. Даниловой, В.М. Каирова, С.В. Лурье, Т.Г. Саидова и других.

Изучение традиций русского этноса и российской культуры в отечественном обществознании началось в так называемый «досоветский» период. Духовная составляющая традиций осмысливалась в работах отечественных философов «серебряного века» - Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Б.П. Вышеславцева, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, Л.П. Карсавина, Н.О. Лосского, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского, Г.В. Флоровского, С. Л. Франка и других.

Исследование традиций в «советский период» преимущественно отвечало на идеологический запрос формирования «нового человека». Эта проблематика характеризует работы А. Алиева, Д.М. Угриновича, А. Чотонова и других, которые рассматривали проблему традиции с точки зрения преемственности поколений в советском обществе. Социально-философский анализ традиции с упором на ее нравственные аспекты характерен для работ Я.Л. Харапинского, рассматривавшего прогрессивные традиции прошлого как фактор исторического и культурного развития, способствующего интересам народа.

Начиная с 80-х гг. XX века в отечественном обществознании начинает оформляться более объективный подход к проблемам традиции. В частности, в работах И.В. Суханова предпринята попытка проследить связь между традиционной деятельностью людей и социально-экономическими условиями; взаимосвязь традиции и хозяйственного уклада выявляется в трудах К.П. Стожко и Н.В. Каменских. Широкая интерпретация прогрессивной традиции как определенного типа отношений между последовательными стадиями развивающегося объекта (в том числе и культуры) представлена в исследованиях А.Г. Спиркина. Удачное определение традиции в сфере культуры и воспитания, опираясь на ее нравственную функцию в жизни общества, дал Э.С. Маркарян.

В ряде исследований традиция рассматривается в общесоциологическом плане; при этом большое значение уделяется вопросам социальной детерминации, специфики, месту традиций в системе социальных явлений и тем функциям, которые они выполняют в обществе. Например, В.Д. Плахов исходит из того, что традиция является законом самодвижения, самоорганизации и самоуправления общества как системы в целом, а также отдельных его специфических подсистем, таких как производство, экономика, язык, нравственность. Особую группу составляют труды Г.Н. Волкова, О.В. Гаман, К.А. Исмукова, Д.С. Лихачева, позволяющие выяснить сущность культурной традиции, народной художественной культуры как наиболее важной формы выражения жизнедеятельности народа.

В 80-90-е годы ХХ века были предприняты попытки проследить закономерную связь традиционной деятельности людей с ее экономическими и общественно-историческими условиями, исследовать социальную роль традиции, выявить механизм ее возникновения и развития на различных этапах истории духовной жизни общества. Это подготовило переход к социально-философскому исследованию природы и содержания духовно-нравственной традиции в работах В.А.Блюмкина, Л.П.Буевой, И.М. Орешникова, С. М. Поздяевой и других.

Новый виток исследования традиции был инициирован радикальными социальными, экономическими и мировоззренческими преобразованиями постсоветской эпохи и поиском аутентичной основы для движения российского общества вперед. С этих позиций традицию исследовали такие современные российские авторы, как З.Я.Рахматуллина, А.И.Селиванов, А.П.Андреев, Л.Н.Шабатура. Философская концептуализация проблемы преемственности представлена в исследованиях Н.М. Мамедовой.

«Неоконсервативный ренессанс» последних десятилетий, охвативший не только Запад, но и Россию, привел к тому, что сформировалась целая плеяда исследователей, занявших позицию тотального обращения к традиции как единственной социокультурной хранительнице народной мудрости.

Р. Генон определил традицию как глубинную бытийную причину всех социально-исторических явлений, отчуждение от которой обусловливает кризис современного мира. Идеи Р. Генона нашли на Западе много сторонников и последователей, отразившись в трудах таких авторов, как Ю. Эвола, М. Элиаде, Т. Баркхард, А. Корбкен и других. К числу отечественных традиционалистов относятся А.Г.Дугин, В. М. Капчеля, В.А. Кутырев, А. Панарин, В.Н.Сагатовский и другие. Современным осмыслением роли традиции для русской цивилизации занимаются такие исследователи, как Д. Володихин, С. Алексеев, К. Бенедиктов, Н. Иртенина, М. В. Захарченко, С. П. Иваненков.

Отметим, что живой интерес к традиции отражается и в постоянно растущем количестве Интернет-сайтов, на которых размещаются «классические», «культовые» для традиционализма тексты и ведутся дискуссии о роли традиции в современном обществе.

Второй блок литературы посвящен проблемам бытия духовного, генезиса духовных ценностей, социальной природе нравственности, что помогает понять становление духовно-нравственной традиции. Это труды таких западных и российских исследователей, как Н, Гартман, Э. Гуссерль, М.Шелер, Г.Шпет, С.Ф. Анисимов, В.А. Блюмкин, Д.Ж. Валеев, Г.Н. Гумницкий, А. А. Гусейнов, О.Г. Дробницкий, М. С. Каган, Н. Н. Крутов, А.Б.Невелев, А. И. Титаренко, В. П. Тугаринов, А. К. Уледов, Н. Л. Худякова, Т. В. Цырлина.


загрузка...