Инвестиционно-строительная деятельность и социально-экономическое развитие территорий (08.02.2010)

Автор: Владимировна Ирина Львовна

При анализе региональной инвестиционной политики принято рассматривать денежные потоки по трем видам деятельности: основной (операционной), инвестиционной и финансовой. Основная (или операционная) деятельность - это деятельность, связанная с производством и реализацией продукции и услуг, она является основным источником доходов по реализованному инвестиционно-строительному проекту. К притокам средств от основной деятельности относятся денежная выручка от реализации продукции, погашение дебиторской задолженности, авансы, полученные от покупателей, к оттокам - платежи за сырье, материалы, комплектующие изделия, топливо и энергию, заработная плата, налоговые выплаты и платежи во внебюджетные фонды, уплата процентов за кредит и др. Но инвестиционная деятельность ? это к тому же деятельность, включающая в себя приобретение активов (основных средств и иного имущества). Оттоками средств в рамках собственно инвестиционной деятельности следует отнести затраты на приобретение земельных участков, машин, оборудования, нематериальных активов, строительство зданий и сооружений, затраты, направленные на увеличение оборотных средств, а к притокам средств ? поступления от продажи основных средств и иного имущества, доходы от финансовых вложений (дивиденды, проценты) за вычетом налоговых платежей по данным доходам. Финансовая деятельность отличается от операционной и инвестиционной тем, что к ней относятся операции со средствами, внешними по отношению к инвестиционному проекту; это ? получение денежных средств в виде кредитов, облигационных займов или вследствие эмиссии акций, погашение задолженностей по кредитам и выплата дивидендов.

Эффективность самофинансирования инвестиционно-строительной деятельности и его уровень зависят от доли собственных источников в общем объеме финансовых ресурсов. В практике промышленно развитых стран (США, Канада, страны ЕС, Япония) этот уровень считают высоким, если доля собственных средств превышает 60% от общего объема финансирования (внутреннего и внешнего); в России этот показатель в 2-3 раза меньше.

Все основные положения диссертации учитывают необсуждаемое исходное условие: существенную дифференциацию социально-экономического развития регионов, что непосредственно определяет такие свойства отдельных территорий как инвестиционная привлекательность, инвестиционный климат, инвестиционный потенциал. Обобщающей категорией для перечисленных свойств любых региональных социально-экономических систем является понятие инвестиционной привлекательности территории.

В зависимости от продолжительности периода первичной инвестиционной активности в том или ином регионе возникает вопрос об определении насыщенности территории инвестициями, что следует понимать как соотношение инвестиционной активности (выраженной в объёме накопленных инвестиций на душу населения) и инвестиционной ёмкости территории (экспертно оцениваемый потенциальный объём инвестиций, способный разместиться в пределах определённой территории). В зависимости от уровня инвестиционной насыщенности территорий формируется тот или иной тип интегральной региональной политики: инвестиционно-активный или инвестиционно-пассивный. В реальности практически все субъекты РФ в настоящее время занимают промежуточное положение на «шкале» типов региональной политики (рис. 5) по отношению к ИСД, а их дифференциация определяется условной долей каждой составляющей.

Нефтегазодобывающие и экспортно-ориентированные регионы (примеры: Красноярский край, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автномные округа)

Экономически «сильные» регионы (примеры: Республика Татарстан, Краснодарский край, Нижегородская, Свердловская и Самарская области)

«Срединные» регионы (Волгоградская Саратовская и Томская области)

«Депрессивные» регионы (примеры: Удмуртская Республика, Ивановская область)

Отсталые регионы (примеры: Республика Тыва, Псковская область)

Рис. 5. Качественная оценка приоритетности различных типов

инвестиционной политики для различных типов регионов

При анализе особенностей инвестиционно-строительной деятельности в различных региональных условиях помимо обобщённой модели оценки актуальности того или иного типа региональной политики и инвестиционной ёмкости территорий важно учитывать и специфические локальные факторы: стоимость строительных материалов, энергоносителей, транспортных издержек и т.д.. С учётом этих факторов и должна вырабатываться итоговая модель региональной политики по отношению к ИСД.

Общим направлением упорядочивания правового сопровождения ИСД должно стать повышение встроенности этой деятельности в процессы социально-экономической трансформации территорий. Ключевым направлением разработки законодательных основ таких преобразований должны стать: (1) инвентаризация всех законодательных актов, действующих в сферах градостроительства, инвестиционной деятельности и строительства с целью выявления основных несоответствий, (2) упорядочение терминологического наполнения инвестиционного и градостроительного законодательства (в ходе исследования было выявлено, что в рассматриваемом законодательстве присутствуют различные трактовки одних и тех же терминов); (3) определение нормативов оценки эффективности ИСД и разработка стандартизированной методики прогнозирования потенциальных эффектов (прямых и косвенных) от реализации инвестиционно-строительных (в первую очередь, косвенных) градостроительных проектов; (4) упорядочение в системе инвестиционного и градостроительного права категорий и понятий, регламентирующих отношения внутри ИСД между отдельными субъектами этой деятельности (инвесторами, застройщиками, заказчиками, строителями, подрядчиками). В диссертации показано, в частности, что действенным механизмом преобразования городской среды в соответствии с современными представлениями о задачах гармонизации этой среды может стать только законодательно оформленный отказ от методов точечной застройки. Одновременно должны решаться задачи совершенствования нормативной правовой базы инвестиционной деятельности, градостроительства, и их гармонизации со смежными отраслями права, регулирующих гражданско-правовые основы и различные аспекты социально-экономического развития территории.

В целом упорядочение нормативно-правовой базы инвестиционно-строительной деятельности должно быть направлено на решение территориально значимых задач:

- в социальной сфере на реализацию социальных программ в области градостроительства и переустройства сельских населенных мест, удовлетворение спроса населения на жилье различной степени комфортности, на повышение уровня обеспеченности современными объектами жилищно-коммунального и бытового хозяйства, а также на осуществлении мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды;

- в экономической сфере – на выравнивание условий хозяйственной деятельности по территории страны с учетом уровня развития, природно-климатических и географических условий отдельных регионов;

- в сфере технической политики – на модернизацию материально-технической базы инвестиционно-строительной деятельности, регулирование инновационных процессов.

Результативность инвестиционно-строительной деятельности во всех регионах и населённых пунктах России во многом зависит от того, насколько органично увязаны федеральное и региональное законодательство в этой области. Анализ Конституции Российской Федерации и федеральных законов в сфере инвестиций, градостроительства показывает, что по вопросам финансового регулирования и гражданско-правовым отношениям в инвестиционно-строительном процессе полномочия, в том числе правотворческие, принадлежат в основном Российской Федерации, а на региональном уровне преимущественно сосредотачивается правоприменительная практика. В то же время, очевидно, что именно региональная законодательная база, применяемая в отношении ИСД, может сыграть немаловажную роль в увеличении возможностей регионов в привлечении инвестиционных ресурсов и развития строительного сектора. Принятые решения в области инвестиций, градостроительства, территориального планирования напрямую зависят от того, насколько законодательство учитывает региональную специфику.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:

(№№ 18-27, 29, 30 - в изданиях, рекомендованных ВАК России)

Использование деловых игр на основе компьютерных технологий с целью повышения квалификации участников торгов в строительстве // Экономика и технология: Межвузовский сборник научных трудов. Вып.11. - М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2000 (в соавторстве, лично автора – 0,25 п.л.);

Управление инвестиционно-строительной деятельностью в городе. - М.Изд-во Рос. экон. акад, 2001 (в соавторстве, лично автора – 2,0 п.л.);

Оценка и предоставление земельных участков в Москве для целей строительства и комплексной реконструкции: экономические и правовые аспекты. - М.Изд-во Рос. экон. акад, 2004 (в соавторстве, лично автора – 2,0 п.л.);

Оценка, передача в собственность и управление городской недвижимостью жилого и нежилого назначения. - М.Изд-во Рос. экон. акад, 2004 (в соавторстве, лично автора – 1,5 п.л.);

Организационно-экономические и правовые аспекты реализации программы экологизации города и развития систем экологического управления на предприятиях строительства и стройиндустрии. - М.: Изд-во Рос. экон. акад, 2004. (в соавторстве, лично автора – 1,9 п.л.);

Организация маркетинговой деятельности на предприятиях стройиндустрии как средство повышения конкурентоспособности и импортозамещения продукции и услуг. - М.: Изд-во Рос. экон. акад, 2004. (в соавторстве, лично автора – 1,9 п.л.);

Совершенствование корпоративного менеджмента на основе финансового оздоровления, антикризисного управления и защиты от недружественных поглощений. - М.: Изд-во Рос. экон. акад, 2005. (в соавторстве, лично автора – 2,5 п.л.);

Формирование и развитие интегрированной системы управления охраной окружающей среды на предприятиях строительной индустрии. - М.: Изд-во Рос. экон. акад, 2005. (в соавторстве, лично автора – 2,0 п.л.);

Страхование в инвестиционно-строительной деятельности в Москве. - М.: Изд-во Рос. экон. акад, 2005. (в соавторстве, лично автора – 2,3 п.л.);

Экономическое и правовое регулирование земельных отношений в городе Москве. - М.: Изд-во Рос. экон. акад, 2005. (в соавторстве, лично автора – 1,5 п.л.);

Совершенствование инновационной деятельности в строительном комплексе Москвы. - М.: Изд-во Рос. экон. акад, 2005. (в соавторстве, лично автора – 2,0 п.л.);

Эффективный менеджмент предприятий и организаций строительного комплекса в современных условиях. - М.: Изд-во Рос. экон. акад, 2006. (в соавторстве, лично автора – 2,0 п.л.);

Разработка и внедрение интегрированных систем управления охраной окружающей среды и безопасностью персонала на предприятиях строительной отрасли города. - М.: Изд-во Рос. экон. акад, 2006. (в соавторстве, лично автора – 1,5 п.л.);

Обеспечение требований градостроительных регламентов при проектировании и строительстве объектов на территориях с особыми режимами регулирования застройки Москвы. - М.: Изд-во Рос. экон. акад, 2006. (в соавторстве, лично автора – 3,0 п.л.);

Управление проектами застройки территорий на основе оценки эффективности инвестиций на различных стадиях жизненного цикла. - М.: Изд-во Рос. экон. акад, 2007. (в соавторстве, лично автора – 3,5 п.л.);

Организационно-экономическое обеспечение повышения конкурентоспособности предприятий строительного комплекса. - М.: Изд-во Рос. экон. акад, 2007. (в соавторстве, лично автора – 2,0 п.л.);

Методические основы регулирования взаимоотношений участников в системе управления инвевстиционно-строительными проектами // Современные проблемы экономики и управления развитием города (инвестиции, городское строительство, недвижимость, экология). Сборник научных трудов. - М.: Изд-во Рос.Экон.акад., 2006 (в соавторстве, лично автора – 0,5 п.л.);

Социально-финансовые аспекты развития рынка жилой недвижимости в России // Вестник Российской экономической академии им.Г.В. Плеханова, 2008, № 4 (22) (в соавторстве, лично автора – 0,5 п.л.);

Градостроительная деятельность в стратегиях социально-экономического развития крупных городов // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование, 2008, № 5 (1,0 п.л.);

Системное регулирование ИСД в контексте региональной политики // Труды ИСА РАН, 2008, том 36 (1,0 п.л.);


загрузка...