Нематериальные активы: потенциал развития и механизм модернизации промышленных предприятий (08.02.2010)

Автор: Ольховский Владимир Васильевич

2. системоразвивающие: 2.1. – инновационные технологии, инновационные продукты, «ноу-хау» индивидуальных изобретателей, предпринимательский талант; 2.2. – инновационные системы и методы управления, инновационные финансовые инструменты;

3. результирующие: торговая марка, предпринимательская репутация, «бренд» и т.п.

В процессе исследования сделаны выводы о том, что к специфическим функциям нематериальных активов предприятия относятся: научные исследования, опытно-конструкторская разработка, пилотное производство, реклама, учет, модернизация и обновление, методы укрепления корпоративности, повышения конкурентоспособности, стимулирование производства, интенсификация контроля качества, рекрутинг персонала, поддержка креативности, сочетание традиций и новаторства, исследование, опытная эксплуатация, коммерциализация и капитализация инноваций. Доказывается, что основой формирования и использования инноваций является адекватность их структуры производственной стратегии предприятия, их типология, идентификационные характеристики, порядок использования, соблюдения интересов собственников (автор, патентообладатель, лицензиар), параметры доходности и капитализации данных объектов.

В диссертации подчеркивается необходимость научно-обоснованной структуризации и управления системой нематериальных активов производственных предприятий, обуславливающей повышение их инновационной продуктовой и технологической активности. При этом рассматривается экономико-производственная ценность нематериальных активов для развития производительного потенциала промышленных предприятий, заключающаяся в инновационных качествах технологий и возможности трансформации этих качеств в продуктовые инновации.

Центральным звеном этого процесса автор видит эффективный механизм взаимодействия материальных активов предприятий и рационально структурированной системы нематериальных активов в качестве ведущего фактора развития и модернизации предприятий производственного комплекса Российской Федерации в условиях конкурентных рыночных отношений. Такой механизм должен быть нацелен на интенсивное развитие инновационной деятельности промышленных предприятий. В табл. 1. показаны неоднозначные и противоречивые тенденции в инновационной деятельности отечественных предприятий. В частности, удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, сократился в противовес тому, что удельный вес инновационных товаров, работ и услуг возрос.

Таблица 1.

Основные показатели инновационной деятельности

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций, % 10,6 9,6 9,8 10,3 10,5 9,3 9,4 9,4

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг, % 4,4 4,2 4,3 4,7 5,4 5,0 5,5 5,5

Процесс создания и освоения инноваций реализуется на основе производственной совокупности вещественных факторов производства посредством трансформации новых знаний и умений человека в современные технологии. На основе этого инновационную деятельность автор определяет как затраты труда, направленные на разработку, использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок.

В условиях усиления рыночной конкуренции и конъюнктуры особую актуальность приобретают задачи повышения инновационной активности – осуществления (внедрения и использования) технологических инноваций производственных предприятий, основные виды которой отображены в таблице 2.

Таблица 2.

Число использованных передовых производственных технологий

по годам внедрения в 2007 г.

  Число

техноло-гий из них технологии, внедренные в течение, лет Число

изобре-тений

до 1 1 – 3 4 – 6 7 и более

Все передовые производственные технологии 180324 29951 54172 46163 50038 1373

Проектирование и инжиниринг 54044 9705 18434 15535 10370 499

Производство, обработка и сборка 48956 5600 11610 9411 22335 422

Аппаратура автоматизированного наблюдения (контроля) 6758 1132 2178 1556 1892 115

Связь и управление 62102 12313 19465 17646 12678 238

Производственные информационные системы 4602 681 1451 1166 1304 51

Интегрированное управление и контроль 2442 344 658 538 902 24

Материалы таблицы 2 подтверждают возрастающее, но до сих пор недостаточное привлечение инноваций в сферу производства, определяющих уровень социально-экономического развития страны.

4. Аргументация потребности в разработке системы знаний, ориентированных на развитие инновационных производственных технологий, развивающих инновационный потенциал системы управления научно-производственными процессами.

Автором актуализируется и предлагается технология управления знаниями в процессе создания производительной системы нематериальных активов предприятия и технологий управления ими. Управление знаниями охватывает не только стадию производства, но и НИОКР, реализующихся в инжиниринге, планировании, организационных процедурах, контроллинге, отборе и подготовке персонала. Управлять знаниями означает создавать условия для того, чтобы интеллектуальный потенциал организации превращался в производительный интеллектуальный капитал. Результатом успешно работающей системы управления знаниями является эффективное управление организацией, как самообучающейся и развивающейся социально-экономической системы. Оно определяет качество реализации всех управленческих функций и, более того, является основополагающим фактором их развития.

5. Раскрытие сущности и условий генерирования новых знаний, ориентированных на создание инновационных технологий, трансформируемых в инновационный капитал.

Создание, выработка или, точнее, генерирование новых знаний представляет собой многоаспектный, системный, длительный, состоящий из ряда этапов, процесс. Он включает воспитательный, творческий, личностный, поисковый, корпоративный, технологический и др. аспекты. Не ограничивается сроками постановки и выполнения задачи. Предусматривает синтез явных, почерпнутых извне и из корпоративной интеллектуальной базы предприятия, и неявных – сформированных в процессе образования, воспитания, трудовой деятельности, знаний. Ключевым назначением данного процесса является получение новых знаний, представляющих собой информационный комплекс, описывающий порядок создания и реализации инновационных технологий, которые, в свою очередь, представляют собой основу инновационного капитала предприятия.

Сущность и назначение дефиниции «инновационный капитал», как экономической категории и экономической основы реализации интеллектуальной собственности, проявляется в ее инициирующей развитие инновационного производственно-хозяйственного и управленческого потенциала промышленных предприятий роли.

чнгнЧнСчЖчЖчСчЖчСчЖчСчЅчСчнЧн¶нчЖчЖчСчЖчЖчСчнЧнгнЧн¶нчнчЖчСчЖчЖчСчСчЖчСч

Dсить прибыль, например, по причине неэффективного менеджмента, невозможности обновления производственной базы и др. Инновационный капитал – величина динамичная, он создается в процессе практической реализации инновационных технологий, в условиях развития производства.

6. Раскрытие сущности и специфики реализации интеллектуальной собственности и интеллектуального капитала промышленного предприятия в рационально комбинированной структуре нематериальных активов производственного предприятия, ориентированной на реализацию экономических интересов собственников.

Анализ формирования интеллектуальной собственности в структуре нематериальных активов показал, что условиями создания конкретного продукта интеллектуальной собственности являются: а) наличие психофизиологической предрасположенности к тому или иному виду деятельности – так называемые профессиональные способности; б) опыт как объект изучения, анализа, база умозаключений. Ценность опыта, в данном случае, не зависит от его эмпирических или теоретических истоков; в) материальная база, поскольку для технического творчества необходимы специальные технические устройства и инструменты.

Таким образом, опыт и условия труда плюс интеллект приводят к созданию объектов интеллектуальной собственности. Процесс этот не механистичен как в технике и даже маркетинге (одинаковые «входы» не гарантируют адекватных «выходов»), не поддается прогнозированию, но абсолютно необходим для функционирования современной экономики.

По нашему мнению, процесс встраивания объектов интеллектуальной собственности, как нематериальных активов предприятия в хозяйственный оборот должен состоять из следующих этапов:

1 этап – определение миссии нематериального актива в достижении цели предприятия. Следствием выбора миссии и цели является выбор стратегии включения нематериального актива в хозяйственный оборот.

2 этап – изучение конъюнктуры рынка. Выявление наличия спроса на товар, аналогичный которому предполагает выпустить предприятие.


загрузка...