Развитие художественно-творческих способностей школьников средствами изобразительного искусства (08.02.2010)

Автор: Мальцева Людмила Валентиновна

МАЛЬЦЕВА Людмила Валентиновна

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Специальность 13.00.02 – теория и методика

обучения и воспитания (изобразительное искусство)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Москва – 2009

Работа выполнена на кафедре декоративно-прикладного искусства и дизайна художественно-графического факультета ГОУ ВПО «Кубанский

государственный университет»

Научный консультант:

доктор педагогических наук,

профессор

ШОРОХОВ Евгений Васильевич

Официальные оппоненты:

доктор философских наук,

профессор

АФАСИЖЕВ Марат Нурбиевич

доктор педагогических наук,

профессор

ХВОРОСТОВ Анатолий Семенович

доктор педагогических наук,

профессор

ИГНАТЬЕВ Сергей Евгеньевич

Ведущая организация – Московский городской педагогический университет

Защита состоится «____» ______2010 г. в «___» часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.03 при Московском педагогическом государственном университете (119571, Москва, проспект Вернадского, д.88, ауд. № 551)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119992, Москва, Малая Пироговская, д.1.

Автореферат разослан «____» _________ 2010г.

Ученый секретарь

диссертационного совета МАКАРОВА К.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Проблема исследования и ее актуальность.

Понимание самобытности и уникальности каждой национальной культуры, создание общего культурного пространства, в котором могли бы развиваться разные народы, является сегодня одной из приоритетных задач общества и образовательной политики Российской Федерации.

Государство и общество связывают решение основных проблем сохранения и развития национальной культуры с региональным школьным образованием, которое является ресурсом развития этнохудожественной культуры своего народа. Ребенок должен знать, что этнохудожественная культура его народа является частью российской и мировой культуры, обогащает их и является такой же уникальной, как и культуры других народов.

В настоящее время демократизации и гуманизации образования происходит и процесс качественного обновления содержания предметов художественно-эстетического цикла. В связи с этим главная цель состоит в том, чтобы в системе художественного образования и эстетического воспитания детей необходимо включить народное искусство во всем его многообразии этнохудожественной культуры регионов России (Краснодарский край и Юга России), проводить воспитательную работу.

В условиях становления и возрождения национального самосознания в данном случае это этнохудожественная культура Краснодарского края. Особую необходимость приобретает обучение и воспитание школьников на культуре, традициях и обычаях присущим Кубанским казакам. Этнохудожественная культура всегда является новым открытием для молодого поколения, несущим в себе объем знаний и опыта, проверенного веками, культуру и уклад этноса.

Богатство и многообразие обусловлено их исторического развития на территории Краснодарского края. Выразительности художественного языка в подборе художественных средств и стилистическое единство на занятиях по изобразительному искусству нами экспериментально проверено единство восприятия в неразрывной связи с другими видами народного творчества (песни, музыка, танцы, игры, обряды).

В педагогической науке прослеживается тенденция введения в содержание образования основ национальной культуры (А.Д.Алехин, С.А.Аничкин, О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, А.А.Балян, Г.В.Беда, О.М.Батчаева, Ю.К.Беджанов, Н.С.Боголюбов, Н.А.Ветлугина, И.В.Земцовой, Е.Л.Егорова, Д.Б.Кабалевский, Е.В.Клятковский, Т.С.Комарова, В.В.Корешков, В.С.Кузин, В.К.Лебедко, Б.Т.Лихачев, С.П.Ломов, Б.М.Неменский, Н.Н.Ростовцев, Н.П.Сакулина, М.В.Соколова, Н.М.Сокольниковой, А.С.Хворостов, В.К.Шаповалова, Ю.В.Шаров, В.Н.Шацкая, Т.Я.Шпикалова, Е.В.Шорохов).

Важность вопросов развития и формирования целостной личности, ее духовности, развития художественно-творческих способностей, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства подчеркивается и в «Концепции художественного образования Российской Федерации». Данная концепция определяет стратегические направления государственной политики в сфере художественного образования, указывает на перспективы его развития в единстве целей, задач и путей их достижения, на дальнейшее развитие культурной политики в регионах России.

Проблема формирования и развития художественно-творческих способностей школьников в педагогическом процессе является одной из сложных и ключевых проблем педагогики. Анализ научных подходов к данной проблеме и существующей практики позволил выявить противоречия: между необходимостью в совершенствовании содержания методики обучения изобразительному искусству на народных традициях; между энокультурными потребностями общества в области художественного образования и недостаточной разработанностью содержания и методики обучения этнохудожественной культуры Краснодарского края. Данные неразработанности вызвали необходимость исследования проблемы разработки содержания и методики обучения изобразительному искусству, способствующих формированию этнохудожественных знаний и умений школьников.


загрузка...