Психологические механизмы невротических расстройств (07.12.2011)

Автор: Колотильщикова Екатерина Андреевна

КОЛОТИЛЬЩИКОВА

Екатерина Андреевна

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

НЕВРОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

Специальность 19.00.04 — медицинская психология

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора психологических наук

Санкт-Петербург

Работа выполнена в ФГУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева» Министерства здравоохранения и социального развития РФ

Научный консультант: заслуженный деятель науки РФ,

доктор медицинских наук, профессор

Карвасарский Борис Дмитриевич

Официальные оппоненты: доктор медицинских наук, профессор

Евдокимов Владимир Иванович,

заслуженный деятель науки РФ,

доктор психологических наук, профессор

Решетников Михаил Михайлович,

доктор психологических наук, профессор

Щелкова Ольга Юрьевна

Ведущая организация: Учреждение Российской академии наук Институт психологии Российской академии наук

Защита состоится «22» декабря 2010 г. в 13-00 час. на заседании диссертационного совета Д 205.001.02 при Федеральном государственном бюджетном учреждении «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М.Никифорова» МЧС России по адресу: 194044, Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, д.4/2

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного бюджетного учреждения «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М.Никифорова» МЧС России

Автореферат разослан «___» ____________ 2011 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат биологических наук Е.Г. Неронова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В России, начиная с 60-х годов ХХ века, активно проводятся эмпирические исследования в клинике больных с невротическими расстройствами, пионерами этого направления научных изысканий, безусловно, являются специалисты в области охраны психического здоровья, принадлежащие к Ленинградской ? Санкт-Петербургской школе медицинской психологии и психотерапии (Мясищев В.Н., 1960; Гильяшева И.Н., 1969, 1983; Тарабрина Н.В., 1973; Тупицын Ю.Я., 1973; Иовлев Б.В., 1974; Вассерман Л.И., 1983; Исурина Г.Л., 1984; Кайдановская Е.В., 1987; Абабков В.А., 1993, 2004, и многие другие). На современном этапе назрела необходимость обобщить накопленные знания и проанализировать их через призму наиболее авторитетных отечественных и зарубежных теоретико-методологических концепций, существующих в современной клинической психологии.

В настоящее время признанным является представление о целостности личности и неразрывности различных измерений ее самоактуализации. В связи с этим, та область медицинской психологии, в которой формируются знания о механизмах и факторах различных нервно-психических расстройств, в том числе невротических, сталкивается с необходимостью перехода на новый уровень развития теоретико-методологического и практического аппарата, учитывающий достижения различных отраслей психологии, медицины, психо- и нейрофизиологии и других областей научного знания (Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., 1999; Рыбников В.Ю., 2000; Незнанов Н.Г., Васильева А.В., 2006; Решетников М.М., 2006; Соловьева С.Л., 2006; Щелкова О.Ю., 2009; Карвасарский Б.Д., 2010; Perrez M., Baumann U., 2002; Comer R.J., 2005, и др.).

В отделении неврозов и психотерапии Института им. В.М. Бехтерева проводятся исследования, целью которых является попытка понять и раскрыть особенности структуры и действия различных психологических факторов, участвующих в возникновении и развитии невротических расстройств с позиций обозначенного целостного подхода, традиции которого изначально были заложены в отечественной науке (Лазурский А.Ф., 1923; Мясищев В.Н., 1960; Ананьев Б.Г., 1977; Ломов Б.Ф., 1977, и др.).

При изучении психологических механизмов невротических расстройств одним из важнейших аспектов является многоуровневое рассмотрение процесса адаптации (в самом широком значении этого понятия) (Александровский Ю.А., 1976; Березин Ф.Б., 1988; Вассерман Л.И., Беребин М.А., Косенков Н.И., 1994; Абабков В.А., Перре М., 2004; Налчаджян А.А., 2010).

Задачи медицинской психологии в изучении невротических расстройств условно можно разделить на два вида: 1) определение причин социально-психологической дезадаптированности больных, что с одной стороны, выражается в неспособности адаптации к собственным потребностям и притязаниям, из-за чего возникают длительно переживаемые внутренние и внешние конфликты без нахождения психических механизмов и форм поведения, требуемых для их разрешения, а с другой ? неумение полноценно учесть требования и ожидания, которые предъявляет социальная среда; 2) выяснение того, с помощью каких функций и психических механизмов здоровый человек достигает оптимальной адаптации, характеризующейся успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего.

В решении этих задач должны быть учтены соотношения и взаимозависимости множества аспектов, ? психофизиологические и нейропсихологические перестройки, появляющиеся в условиях заболевания; роль познавательных и интеллектуальных процессов в защитно-адаптивных механизмах; характеристики проблемных фрустрирующих ситуаций, во многом определяющие логику поведения больного, и особенности совладающего поведения, которые рассматриваются как исходный пункт для глубокой и целостной характеристики личности пациента, его ценностных ориентаций, уровня компетентности и других «центральных» образований личности.

Актуальность настоящей работы обусловлена и тем, что, несмотря на многочисленные исследования, остается неясным ряд вопросов, связанных с поиском и обоснованием эффективных краткосрочных программ для лечения больных с невротическими расстройствами.

Современный этап развития психотерапии предусматривает переориентацию с теоретических подходов на процессуальные, системы психотерапии центрированные не на теориях личности и психопатологии, а на процессах изменения, иными словами, на лечении нервно-психических расстройств, а не на их объяснении (Карвасарский Б.Д., 2008; Александров А.А., 2009; Холмогорова А.Б., 2011; Perrez M., Baumann U., 2002; Prochaska J.O., Norcross J.C., 2005; Sundberg N.D. et al., 2007). Все большее распространение получают практические и лечебные руководства, основанные на строгой научно-исследовательской базе и доказанных фактах и описывающие конкретные рекомендации по технике и структуре построения интервенций (Вид В.Д., 2008; Grаwе К., Donati R., Bernauer F., 1994; Chambless D.L., Hollon S.D., 1998; Wampold B.E., 2001). Эмпирическое подтверждение новых психотерапевтических подходов, как правило, строится на данных клинико-социального и клинико-психологического изучения больных с различными видами психических расстройств, что обеспечивает создание более строго сфокусированных психотерапевтических стратегий, направленных на лечение конкретных пациентов с конкретными видами нарушений. Произошедшая смена подходов к психотерапии позволяет реализовывать и другие современные тенденции ? стремление к краткосрочности вмешательств, их технологичности, большей директивности, а также повышение значения психообразования (Heigl-Evers A. et al., 2002; Prochaska J.O., Norcross J.C., 2005).

В этой связи представляется актуальным обоснование психологических механизмов невротических расстройств и описание на этой основе структурированной системы краткосрочных индивидуальных и групповых фокусированных психотерапевтических воздействий, направленных на коррекцию основного элемента этиопатогенеза невротических расстройств, а именно ? внутриличностного конфликта, определяющего развитие характерных межличностных конфликтов.

Цель исследования ? обоснование психологических механизмов невротических расстройств и разработка на этой основе краткосрочных индивидуальных и групповых психотерапевтических методик.

Задачи исследования:

1. Обосновать психологические механизмы невротических расстройств на основе сравнительного эмпирического исследования и анализа актуального психического состояния, структуры личности, отдельных индивидуально-психологических особенностей личности, факторов риска психической дезадаптации, системы значимых отношений, структуры иерархии ценностей и интеллектуально-познавательной деятельности больных с невротическими и неврозоподобными расстройствами и здоровых лиц.

2. Выявить составляющие многомерного интрапсихического (личностного) конфликта у больных с невротическими расстройствами и его отличия от содержания внутриличностного конфликта пациентов с неврозоподобными расстройствами и здоровых лиц.


загрузка...