Парламентский финансовый контроль в России: правовые аспекты функционирования проблемы реализации (07.12.2011)

Автор: Демидов Михаил Васильевич

Демидов Михаил Васильевич

ПАРЛАМЕНТСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ

КОНТРОЛЬ В РОССИИ:

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Специальность: 12.00.02 – конституционное право;

муниципальное право

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора юридических наук

Москва – 2011

Работа выполнена в Московском государственном университете

имени М.В. Ломоносова (юридический факультет)

Научный консультант – Авакьян Сурен Адибекович,

доктор юридических наук, профессор,

заслуженный деятель науки РФ

Официальные оппоненты: Евдокимов Владислав Борисович,

доктор юридических наук, профессор,

заслуженный юрист РФ

(НИИ Академии Генеральной прокуратуры

Российской Федерации);

Миронов Олег Орестович,

доктор юридических наук, профессор,

заслуженный юрист РФ

(Современная гуманитарная академия);

Шахрай Сергей Михайлович,

доктор юридических наук, профессор,

заслуженный юрист РФ

(Счетная палата Российской Федерации)

Ведущая организация: Российский государственный

торгово-экономический университет

Защита состоится 9 февраля 2012 года в 16 часов на заседании диссертационного совета Д 501.001.74 при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова по адресу 119991, ГСП-1, г. Москва, Ленинские горы, МГУ, 1-й учебный корпус, юридический факультет, ауд. 826.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (2-й корпус гуманитарных факультетов).

Автореферат разослан декабря 2011 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета И.Ф. Мачин

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Парламентский контроль, являясь одним из видов государственного контроля, выступает непременным условием устойчивого конституционного строя в стране. Он представляет собой самостоятельный институт парламентаризма, с помощью которого законодательный орган призван не только обеспечить соблюдение и исполнение принятых законов, но и осуществлять контроль за деятельностью исполнительной власти, представлять и защищать интересы населения всей страны. Эти задачи парламент в состоянии эффективно решать только при конституционно-правовом закреплении соответствующих контрольных полномочий.

Принятая в условиях острого противостояния законодательной и исполнительной ветвей власти Конституция Российской Федерации закрепила широкие полномочия исполнительной власти, практически оградив ее от какого-либо действенного контроля со стороны законодательного органа. В ее тексте отсутствовали нормы, которые бы напрямую указывали контрольные функции парламента России. Только часть 5 статьи 101 Конституции гласит, что для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.


загрузка...