Концепция смысла жизни в русской религиозной философии (конец XIX – первая половина XX века) (07.12.2011)

Автор: Алёхина Евгения Викторовна

Алёхина Евгения Викторовна

Концепция смысла жизни

в русской религиозной философии

(конец XIX- первая половина ХХ века)

Специальность 09.00.03 – история философии

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

доктора философских наук

Москва - 2012

Работа выполнена на кафедре философии

Московского государственного областного университета

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Гуревич Павел Семёнович

доктор философских наук, профессор

Нижников Сергей Анатольевич

доктор философских наук, профессор

Силуянова Ирина Васильевна

Ведущая организация: Московский государственный университет

им. М.В.Ломоносова, Институт переподготовки и

повышения квалификации, кафедра философии

Защита состоится 2 февраля в 15 часов на заседании

диссертационного совета по философским наукам Д 212.155 08 при

Московском государственном областном университете по адресу:

105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10-а

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского

государственного областного университета по адресу: 105005, г. Москва,

ул. Радио, д.10-а. С авторефератом диссертации – также на официальном сайте ВАК РФ http /vak.ed.gov.ru/

Автореферат разослан «__» ________ 2011 г.

Учёный секретарь диссертационного совета

кандидат философских наук, доцент Бондарева Я.В.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Вечное, как известно, всегда актуально, и именно такова проблема смысла жизни до тех пор, пока существует человечество. В условиях мировоззренческого плюрализма и опасности отрыва от национальных основ важна тенденция обращения к отечественной религиозно-философской традиции, воспринимаемой в качестве альтернативы позитивистскому и технократическому подходам к миру, человеку и обществу, при которых утрачивается сам предмет философии – личность человека и её духовный мир. Исходя из признания общей значимости проблемы смысла жизни и того вклада, который внесли русские религиозные философы в его изучение, научная актуальность данного историко-философского исследования обусловлена:

- необходимостью более полного и всестороннего осмысления великого наследия русских религиозных философов в виду духовного кризиса современного российского общества, отсутствия какой-либо крупной идеи, цели, объединяющей общество и дающей ему высокий смысл (что проявляется в приверженности потребительским ценностям, вызывает криминализацию общества, демографический кризис) и, соответственно, разработки концепции, связывающей воедино все аспекты жизни человека, сочетающую теоретическую системность знания с нравственно-практической ориентированностью;

- необходимостью более полного и ясного определения в теории логики формирования концепции смысла жизни от отдельных абстрактно-моралистических идей до развёрнутой концепции, основанной на анализе конкретно-исторического опыта;

- гуманистической направленностью русской религиозной философии и религиозно-нравственных учений великих русских писателей и богословов - утверждением первичной важности для личности смысла жизни, его центрального места в воспитательном и образовательном процессе. Осмысляя все важнейшие моменты жизни человека, русские философы основывались на христианском мировоззрении, которое рассматривалось ими как действенный путь освобождения и созидания личности, как основа национальной идеологии;

- важностью исследования причин мировоззренческого раскола национального сознания - его сущности, нравственного смысла, практических результатов, условий преодоления в деле возрождения России;

- необходимостью укрепления осмысленной веры в абсолютные духовные ценности, которая представлена в русской религиозной философии в качестве гносеологического принципа и должного образа мысли для постижения тайны своей жизни, страны и мира. Современный кризис рациональности, сказывающийся в массовом распространении оккультизма и антинаучных теорий, подчёркивает важность изучения и освоения философского наследия выдающихся отечественных мыслителей, особенно для современной интеллигенции, ибо именно она формирует смысловой «климат» в обществе;

- приобретает особую актуальность утверждение русскими религиозными философами уникальности и абсолютной ценности жизни на Земле, её божественного источника и высшего предназначения; религиозный подход к проблеме смысла бытия мира и места человека в нём одним из своих следствий имеет обоснование непротиворечивого единства науки и религии, что важно для углублённого видения причин глобальных проблем человечества и их преодоления. В наше время именно такая позиция получает всё большее распространение в науке, философии и в системе образования;

- необходимостью утверждения духовно-нравственного смысла и образа жизни в ситуации: заметного разложения нравственности в нашем обществе, смешения добра и зла, утраты свободы и распространения различных форм зависимости (алкогольной, наркотической, зрелищной, сексуальной, игровой и т.д.), коррумпированности власти и криминализации общества, высокого уровня убийств и самоубийств, девальвации традиционных нравственных ценностей, кризиса семьи, снижения престижа честного труда;


загрузка...