Налоговая политика как инструмент управления социально-экономическим развитием Российской Федерации (07.09.2009)

Автор: Юрзинова Ирина Леонидовна

во-первых, на рассматриваемых уровнях хозяйственный комплекс представляет собой агрегированную систему с довольно сложной структурой, в связи с чем формирование и оценка целевой функции этого хозяйственного комплекса объективно должна производиться по особым правилам;

во-вторых, на данных уровнях система целевых ориентиров должна включать в себя две частных целевых функции: целевую функцию собственно субъекта налоговой политики и целевую функцию хозяйственного комплекса, агрегированного на уровне рассматриваемого субъекта налоговой политики.

Характеристика сценариев, используемых при проведении исследований эффективности

мероприятий регионально-муниципальной налоговой политики

Распределение рангов элементов СПМС при различных сценариях

Элемент СПМС АГР-РЕГ АГР-ХС КОНС-РЕГ КОНС-ХС

Доходность активов 7 4 4 1

Коэффициент критической ликвидности 4 1 7 4

Коэффициент финансовой независимости 6 2 5 2

Количественный показатель налогового бремени 5 3 6 3

ВРП 2 6 2 6

Сумма налоговых поступлений регионального бюджета 1 5 3 7

Рентабельность ВРП 3 7 1 5

В качестве практической апробации разработанного нами механизма оценки эффективности мероприятий налоговой политики на федеральном и регионально-муниципальном уровнях нами был проведен ряд модельных исследований. В рамках исследования фактических возможностей стимулирования регионального экономического развития путем изменения отдельных характеристик налога на имущество организаций (НИО) исследовались: 1) возможность стимулирования путем предоставления региональных льгот по НИО в виде освобождения части основных средств от налогообложения (льготируемые ОС); 2) возможность установления дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Численные значения коэффициента налоговой лояльности региона

для различных сценариев регионального социально-экономического развития

показывают, что применение льгот по НИО не является оптимальным с точки зрения обеспечения сбалансированного социально-экономического развития региона. Данное решение, принимаемое региональными властями, имеет ярко выраженную микроэкономическую направленность, то есть в большей степени соответствует интересам хозяйствующих субъектов, нежели интересам региона.

При установлении нижней границы допустимых значений коэффициента налоговой лояльности на уровне 0,6 (ухудшение одного показателя из показателей с высшими рангами), введение налоговых льгот может стать приемлемым решением и для консервативного макроэкономического сценария социально-экономического развития региона. Однако это не позволяет отнести исследуемое решение региональных властей к числу эффективных мероприятий регионально-муниципальной налоговой политики.

представлено «поле» (или двухмерная матрица) максимально допустимых значений компенсирующей налоговой ставки, при котором обеспечивается увеличение экономического потенциала региональной экономики в условиях повышения основной налоговой ставки по НИО.

степень свободы региональных властей в части применения компенсирующей ставки можно оценить как весьма небольшую. В самом деле, для того, чтобы компенсировать стратегически либо тактически значимым секторам региональной экономики снижение экономического потенциала вследствие увеличения налоговой ставки по налогу на имущество организаций, региональные власти должны либо вывести большую часть активов хозяйствующих субъектов в этих секторах из-под налогообложения (вследствие чего потери налоговых доходов регионального бюджета будут обусловлены снижением налоговой базы) либо применять крайне низкую компенсирующую ставку налога (в этом случае соответствующие потери будут обусловлены снижением налоговой ставки).

Изменение величины компенсирующей ставки налога на имущество организаций

в зависимости от сочетания базовой и повышенной ставок налога

Стбаз 2.0% 2.0% 2.1%

Стосн 2.2% 2.1% 2.2%

Доля имущества, облагаемого по ставке Стльгот в общей массе объектов налогообложения 1% - - -

5% - - 0.200%

10% 0.200% 1.100% 1.200%

15% 0.866% 1.433% 1.533%

20% 1.200% 1.600% 1.700%

30% 1.533% 1.766% 1.866%

40% 1.700% 1.850% 1.950%

50% 1.800% 1.900% 2.000%

60% 1.866% 1.933% 2.033%

70% 1.914% 1.957% 2.057%

80% 1.950% 1.975% 2.075%

90% 1.977% 1.988% 2.088%

100% 2.000% 2.000% 2.100%

По результатам проведенных исследований нами был сделан вывод о том, что установленные федеральным налоговым законодательством пределы компетенции региональных властей в части установления отдельных существенных характеристик НИО не позволяют региональному уровню субъектов налоговой политики значимым образом осуществлять регулирование темпов роста регионального социально-экономического потенциала путем принятия решений в отношении данного налога. Представляется, что аналогичным образом будут обстоять дела и с другими налогами регионально-муниципального уровня: транспортным налогом и земельным налогом (налог на игорный бизнес в силу его специфики нами во внимание не принимался).

Таким образом, перед региональными властями на практике встает задача обеспечения регионального социально-экономического развития путем использования неналоговых инструментов налоговой политики.

В рамках определения перспектив применения неналоговых инструментов региональной налоговой политики нами исследовались возможности воздействия на социально-экономический потенциал региона путем стимулирования повышения уровня оплаты труда в хозяйственном комплексе региона за счет введения дополнительных льгот по налогу на имущество организаций. В ходе исследования предполагалось, что руководством региона принято решение воздействовать на социально-экономический потенциал региона за счет повышения уровня жизни населения. Последнее предполагается достичь путем увеличения уровня оплаты труда в хозяйственном комплексе региона. Естественно, что заставить хозяйствующих субъектов повысить уровень заработной платы региональные власти напрямую не могут. Однако у них есть возможность стимулировать подобное решение хозяйствующих субъектов путем введения, в рассматривавшемся нами случае, в отношении последних льгот по НИО.


загрузка...