Медико-социальные детерминанты повышения качества жизни студенческой молодежи (07.09.2009)

Автор: Свиридова Ирина Альбертовна

Исследованием образа жизни студенческой молодежи (1995-1999 гг.) было установлено, что 62,7%±0,1% студентов удовлетворены условиями обучения в ВУЗах; 27,7%±0,1% анкетированных считают условия организации учебного процесса неблагоприятными для здоровья. 26,6%±0,1% обучающихся в ВУЗах регулярно занимаются физкультурой и спортом. Остальные довольствуются занятиями спортом на уроках физкультуры. При этом 49,8%±0,1% хотят быть физически красивыми и 47,0%±0,1% физически здоровыми. Лишь пятая часть опрошенных (21,7%±0,2%) соблюдают трехразовый режим питания. Больше половины студентов (54,6%±0,1%) питаются два раза в день. Нерегулярность питания 67,5%±0,1% анкетированных объяснили дефицитом времени; 23,9%±0,2% - недостатком денежных средств. Почти половина студентов (47,4%±0,1%) курит; 90,7%±0,2% склонны к употреблению спиртных напитков; 9,0%±0,2% испытали состояние наркотического опьянения. Уровень медицинской активности студентов соответствует 23,3%±0,1%, 51,6%±0,2% респондентов оценивают свое здоровье как хорошее; 17,8%±0,2% среди обследованных имеют хронические заболевания. Немногим более половины (51,5%±0,2%), среди обратившихся за медицинской помощью, удовлетворены полученным лечением.

Укомплектованность врачами студенческой поликлиники в 1995-1999 гг. составляла 95,31%±9,01%, физическими лицами 70,12%±6,10%; средними медработниками 97,31%±8,02%, физическими лицами 75,11%±6,93%. Удельный вес аттестованных врачей был равен 61,02%±44,01%, средних медицинских работников 58,42%±4,91%. Функция врачебной должности соответствовала 4650,01±10,11 посещениям в год. Обеспеченность студентов амбулаторно-поликлинической помощью была равной 7,61±1,42 посещениям в расчете на одного студента. Стационарная помощь студентам оказывалась в рамках программы госгарантий.

Основные направления социально-экономической политики, обеспечивающие повышение качества жизни студенческой молодежи формировались с учетом здоровья и образа жизни студентов, состояния и основных проблем профессионального образования, путем создания социально-экономической доктрины развития системы профессионального образования, модернизации системы организации и оказания медицинской помощи, студентам с использованием инновационных технологий профилактики, диагностики, лечения и реабилитации.

Реализация основных направлений социально-экономической политики способствовала улучшению качества жизни студенческой молодежи и укреплению её здоровья. Уровень общей заболеваемости студентов с 540,74(0,51 (1995-1999 гг.) уменьшился до 534,34(0,50 (2000-2004 гг.) и 2010 году составил 445,0±0,51; (р<0,05). Аналогичная тенденция характерна и для показателей первичной заболеваемости. Её уровень снизился с 322,31(1,24 (1995-1999 гг.) до 311,49(1,60 (2000-2004 гг.) в расчете на 1000 студентов и на начало 2010 года составил 236,7±1,26 (р<0,05). Гармоничность физического развития студентов характеризовалась положительной тенденцией. Показатели гармоничного развития студентов с 59,80%(0,94% в 2000 г. увеличились до 64,76%(0,91% в 2010 г.

К 2010 г. обеспеченность студентов амбулаторно-поликлинической помощью составила 10,04(0,8 посещений (по сравнению с 2005 г. 8,46±0,91). Уровень качества лечения и коэффициент достижения результатов деятельности студенческой поликлиники соответствовал 0,99. Что свидетельствует о повышении доступности и качества медицинской помощи.

В результате реализации основных направлений социально-экономической политики доля студентов, соблюдающих режим питания за пятилетний период наблюдения (2000-2010 гг.) увеличилась с 14,5%±0,3% до 21,7±0,4%. В то же время количество курящих студентов сократилось на 11,9%±0,1%. Увеличилась медицинская активность студенческой молодежи с 23,3%±0,1% в 2000 г. до 36,8%±0,3% в 2010 г.

Удельный вес студентов, занимающихся самолечением с 40,4%±0,2% (1995-1999 гг.) уменьшился до 27,6%±0,2% (2000-2005 гг.) и к 2008 году снизился еще больше (21,7%±0,4%).

Удовлетворенность пациентов организацией медицинского обслуживания повысилась к 2008 г. на 30,9%±0,2%; число претензий на неудобный график работы специалистов амбулаторно-поликлинических учреждений сократилось на 13,4%±0,1%; на очередность при приеме специалистов – на 21,3%±0,2%; невнимательное отношение медработников к пациентам – на 14,7%±0,3%.

Наиболее актуальными общественными проблемами по мнению студентов остаются безработица, жилищная проблема, проблема охраны здоровья, уровень цен на товары и услуги, охрана от преступлений.

К числу наиболее важных личных проблем студенты относят охрану здоровья, уровень цен на товары и услуги, жилищную проблему, охрану от преступлений, получение образования.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В целях разработки и реализации основных направлений эффективной социально-экономической политики, обеспечивающей повышение качества жизни студенческой молодежи, необходимо учитывать состояние здоровья и образ жизни студентов.

Предпочтение, с точки зрения решения наиболее актуальных проблем профессионального образования и медицинского обслуживания следует отдать разработке и реализации целевых программ, таких как «Здоровье молодежи», «Образование и здоровье», «Качество жизни населения».

Для модернизации системы охраны и укрепления здоровья студенческой молодежи необходимо дальнейшее внедрение и развитие многоуровневой многоэтапной системы медицинского обслуживания на основе широкого использования стандартов диагностики, профилактики, лечения и реабилитации с учетом распространенности факторов риска в студенческой среде, образа жизни молодежи, адекватности оказания коррегирующих мероприятий, лечения и реабилитации с последующей оценкой эффективности.

Для охраны и укрепления здоровья учащейся молодежи в амбулаторно-поликлинических учреждениях рекомендуется широкое использование стандартов профилактики неинфекционных заболеваний, включающих шифр по МКБ, распространенность риск-факторов, систему коррегирующих мероприятий и ожидаемый конечный результат реализации профилактических мероприятий.

Для повышения качества жизни студентов из контингента особого внимания (инвалидов), имеющих ограничения жизнедеятельности различной степени тяжести рекомендованы к использованию организационные технологии реабилитации инвалидов Кемеровской области, а также методические рекомендации по медицинской реабилитации инвалидов, включающие реабилитационные мероприятия при каждой нозологической форме с их единицами измерения и стандартными значениями, критерии эффективности.

В учреждениях профессионального образования рекомендуется проводить скрининговые опросы студентов по изучению качества жизни и удовлетворенности медицинской помощью, для выявления негативных тенденций, своевременных профилактических и плановых воздействий на них и их устранения.

В учреждениях профессионального образования в структуре студенческих профилакториев либо вне их, необходимо создавать психолого-оздоровительные центры, школы здоровья, деятельность которых направлена на формирование здоровьесберегающего поведения, коррекцию образа жизни студенческой молодежи, повышение их медицинской активности, которые должны тесно взаимодействовать с учреждениями здравоохранения.

Средствам массовой информации совместно с медицинскими работниками, педагогами активизировать работу по формированию активной жизненной позиции у студентов по отношению к своему здоровью, создавать мотивацию не его сохранение для достижения жизненных целей и повышения качества жизни.

Полученные сведения о качестве жизни студентов, показатели общественного здоровья могут быть рекомендованы органам управления здравоохранением и образованием, образовательным учреждениям для определения направлений профилактической работы и поиска новых форм ее организации.

Список работ, опубликованных по теме диссертации

Свиридова, И. А. Проблемы здоровья студентов высших учебных заведений г. Кемерово и решение их программными методами /

И. А. Свиридова // Здоровья населения и среда обитания. – 2011. – № 3 (216). – С. 7-9.

Свиридова, И. А. Деятельность Кемеровского государственного университета по работе с одаренными детьми / И. А. Свиридова // Вестник высшей школы «Альма Матер». – 2010. – № 11. – С. 16-19.

Свиридова, И. А. Медико-социальные аспекты здоровьесбережения у студентов / И. А. Свиридова // Культура физическая и здоровье. – 2010. – № 5. – С. 67-70.

Свиридова, И. А. Медико-социальные детерминанты повышения качества жизни студенческой молодежи (на примере вузов Кемеровской области) / И. А. Свиридова // Вестник Томского государственного университета. – 2009. – № 325. – С. 213-216.

Свиридова, И. А. Управление качеством медицинской помощи студенческой молодежи / И. А. Свиридова // Валеология. – 2009. – № 4. – С. 45-48.

Свиридова, И. А. Классический университет в системе региональной инновационной политика / И. А. Свиридова, А. В. Шадрин, Л. П. Патракова // Горный информационно-аналитический бюллетень. – 2008. – № 7. – С. 45-53.

Влияние социально-биологических факторов на особенности формирования приспособительных реакций учащихся в пубертатном периоде онтогенеза / И. А. Свиридова, Э. М. Казин, М. Г. Березина и др. // Физиология человека. – 2008. – Том 34. - № 4. – С. 47-56.

Свиридова, И. А. Организация летнего отдыха детей в Кемеровской области / И. А. Свиридова // Народное образование. – 2007. – № 12. – С. 35-40.

Свиридова. И. А. Медико-социальная и организационная основа формирования здоровья студенческой молодежи (на примере вузов г. Кемерово) / И. А. Свиридова // Валеология. – 2006. – № 3. – С. 5-10.

Свиридова, И. А. Здоровьесозидающие подходы и развитие системы образования в современных социокультурных условиях Кузбасса / И. А. Свиридова, Т. Н. Семенкова, Э. М. Казин // Валеология. – 2005. – № 4. – С. 79-85.

Свиридова, И. А. Проблемы здоровья студентов высших учебных заведений г. Кемерово /И. А. Свиридова // Валеология. – 2005. – № 2. – С. 81-83.

Свиридова, И. А. Региональная модель формирования, сохранения и укрепления здоровья обучающихся и педагогов Кузбасса / И. А. Свиридова, Т. Н. Семенкова, Э. М. Казин и др. // Валеология. – 2004. – № 4. – С. 10-17.

Правила функционирования системы добровольной сертификации в сфере общественного здоровья, здравоохранения, фармации и социального развития (система зарегистрирована в едином регистре зарегистрированных систем добровольной сертификации, регистрационный № РОСС RU.U 192.043 ФОО от 19.04.05 г., введена в действие с 20.04.05 г.).

Методические рекомендации №2003/33 по организации и экономическому обоснованию многоэтапной дифференцированной стационарной медицинской помощи населению в рамках программы госгарантий (утверждены Министерством здравоохранения Российской Федерации (№14-02/1066) и Фондом обязательного медицинского страхования (№ 623/40-1) 12.02.2003).

Свиридова, И.А. Социальные факторы профилактики аддиктивного поведения молодежи /И.А. Свиридова, А.А. Зеленин, М.С. Яницкий // Молодежная политика и общественное развитие в России и ее регионах. – Уфа: Издательство ИСЭИ УНЦ РАН, 2009. – Часть 2. – с.240-244.

Свиридова, И.А. Архитектура посткризисного периода. / И.А. Свиридова // Аккредитация в образовании. – 2009. – С. 37-39.

Свиридова, И.А. На новом витке роста / И.А. Свиридова // Деловой Кузбасс. Новый век. – декабрь, 2009. – С. 58-59.

Свиридова, И.А. КемГУ – научно-образовательный центр Кузбасса / И.А. Свиридова // Ректор вуза. – январь, 2010. – С. 32-33.


загрузка...