Медико-социальные детерминанты повышения качества жизни студенческой молодежи (07.09.2009)

Автор: Свиридова Ирина Альбертовна

СВИРИДОВА ИРИНА АЛЬБЕРТОВНА

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

14.02.03 – общественное здоровье

и здравоохранение

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора медицинских наук

Москва – 2011

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Кемеровская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», Кемеровском институте социально-экономических проблем здравоохранения

Научный консультант:

доктор медицинских наук,

профессор Царик Галина Николаевна

Официальные оппоненты:

доктор медицинских наук, Лисицин Юрий Павлович

профессор, академик РАМН

доктор медицинских наук, Щепин Владимир Олегович

профессор, член кор.РАМН

доктор медицинских наук, Кича Дмитрий Иванович

профессор

Ведущая организация:

ФГУ «ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Росздрава»

Защита состоится «30»мая 2011 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 208.072.06 при ГОУ ВПО РГМУ Росздрава по адресу: 117997, г.Москва, ул.Островитянова, д.1.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО РГМУ Росздрава по адресу: 117997, г.Москва, ул.Островитянова, д.1.

Автореферат разослан «_____» ___________________ 2011 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор медицинских наук, профессор В.С.Полунин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы. Важнейшим показателем национального богатства и необходимым условием процветания любой нации является состояние здоровья населения (И.Н. Денисов, 2004; Н.Ф. Герасименко, 2004; В.И. Стародубов и др., 2004; E.F. Juniper et al, 1994; A. Bowling, 1997; D.F. Cella et al, 1997). Серьезность кризисных явлений в России в области экономики, социальной политики, экологии, культуры, медицины, образования, с его интенсифицированным учебным процессом, уже привела к состоянию, которое демографы называют депопуляцией – вымиранием населения, это находит свое отражение в неблагоприятных медико-демографических показателях болезненности и смертности, продолжительности жизни (О.П. Щепин, Е.А. Тишук, 2001; А.И. Вялков, 2001; А.В. Решетников, 2002; В.В. Кучеренко, 2003; Н.П. Дружинин, 2004; И.Б. Ушаков, Н.В. Соколова, 2007;). Безусловно, ухудшается здоровье нации, происходит деформация жизненных ценностей, мотивационной сферы, нарушение института семьи, растут алкоголизация, наркопотребление и наркомания, преступность, проституция, ВИЧ-инфицированность и заболеваемость СПИДом, вирусным гепатитом, особенно среди молодежи (Д.О. Ермолаев и др., 2004; А.Н. Редько, Ф.И. Ларин, 2004; А.В. Гречко, 2004; Ю.П. Лисицын, 2010; B. M. Wagner et al, 1996). Все это происходит на фоне учащенных стихийных природных бедствий и чрезвычайных ситуаций, вызванных производственными авариями и военными действиями, при отсутствии навыков у населения здоровьесберегающего поведения в повседневной жизни и в различных опасных ситуациях (Л.И. Тихонова, 1995; М.В. Яцуха, 1996; Н.Н. Филатов и др., 1998; Г.Г. Онищенко, 2002; Г.И. Гусарова и др., 2002; В.О. Щепин и др., 2004; Н.В. Соколова, 2008).

В сфере общественного здоровья все шире признается, что здоровье определяется не только поведенческими, биологическими и генетическими факторами, но также и рядом экономических, экологических и социальных детерминант (F. Baum, 1999).

Проблема профилактики основных неинфекционных и социально- значимых заболеваний, формирования здорового образа жизни у населения относится к числу приоритетных задач общества и государства. Важное значение при этом отводится программам охраны здоровья, связанным с совершенствованием внешних условий жизнедеятельности человека. Речь идет обо всей совокупности факторов, формирующих среду обитания и развития индивида и общества: природных, социальных, климатических, психоэмоциональных и др. Без решения данной группы вопросов невозможно эффективное формирование здорового образа жизни молодого поколения (Т.М. Максимова, 1999; А.Г. Чучалин, Г.М. Сахарова, 2001; Д.Д. Ракита и др., 2004; Ю.В. Тихонова, 2004; И.Б. Ушаков, Н.В. Соколова, 2007; В.И. Ковылова, 2007; Ганьшина, Г. В.,2009).

Здоровье человека и поведенческие привычки, влияющие на него, формируются в основном в детском и подростковом возрасте. Успехи в обеспечении здоровья, безопасности жизни всего населения могут быть достигнуты только с помощью создания системы общегосударственных, межведомственных профилактических мероприятий среди подрастающего поколения. В связи с этим достаточно четко обозначилась проблема создания действенной оперативной системы оценки, контроля и управления качеством лечебно-профилактической помощи в учреждениях здравоохранения, обслуживающих студенчество. (Е.П. Ильин, 2000; Н.А. Федорова и др., 2004; А.И. Вялков, Л.Е. Сырцова, 2005; Г.В. Ганьшина, В.А. Овчаренко, 2008).

Одной из основных задач государства в сфере образования является всесторонняя забота о здоровье и физическом воспитании и развитии учащихся и студентов. Решение этой задачи связано с формированием культуры здоровья у всех субъектов образовательного процесса. Здоровье при этом рассматривается как цель и условие качественного обучения, основа самоактуализации, достижения жизненного успеха и как критерий деятельности образовательного учреждения.

Особенности условий труда и жизни обучающейся молодежи, возрастающий уровень заболеваемости среди них, требуют повышенного внимания к организации медицинского обслуживания. В последнее десятилетие в значительной степени ослаблено внимание к проведению различных видов медицинских профилактических и целевых осмотров, к работе по выявлению факторов и групп риска возникновения и обострения заболеваний, к валеологическому обучению и образованию.

Анализ литературы свидетельствует о наличии значительного количества исследований, посвященных, в основном, изучению состояния здоровья студентов и детерминации его социально-бытовыми факторами, условиями обучения, медицинским обслуживанием.

Практически нет масштабных перспективных исследований, посвященных организации и созданию новых структур в учреждениях образования и здравоохранения различного уровня по формированию и сохранению здоровья студентов, не описаны социальные программы, направленные на сохранение и формирование здоровья студентов на всех уровнях власти, не учтена их эффективность и перспектива, не разработаны организационные механизмы оказания медицинской и социальной помощи студенческой молодежи. Отсутствуют организационные технологии оказания дифференцированной медико-социальной помощи молодежи.

Изложенное выше предопределило выбор темы, цель и задачи исследования, а также структуру и логическое построение диссертационной работы.

Цель исследования – улучшение качества жизни и здоровья студенческой молодежи путем разработки и реализации эффективной социально-экономической политики, с учетом состояния здоровья и образа жизни студентов, актуализации проблем профессионального образования и медицинского обслуживания.

Задачи исследования предусматривали:

проведение анализа показателей здоровья, отечественных и зарубежных систем организации медицинской помощи студенческой молодежи на основе литературных источников с последующим формированием программы и методики комплексного социально-гигиенического исследования, позволяющего определить основные направления молодежной политики, способствующей улучшению здоровья и повышения качества жизни студентов высших учебных заведений;

изучение здоровья исследуемого контингента в зависимости от образа жизни, социально-гигиенических факторов и установление причинно-следственных связей между ними;


загрузка...