Организационно-экономические основы формирования дорожной сети в контексте регионального развития (07.09.2009)

Автор: Солодкий Александр Иванович

СОЛОДКИЙ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

Организационно-экономические основы формирования дорожной сети в контексте регионального развития

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Санкт-Петербург - 2009 Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов»

Научный консультант- доктор географических наук, профессор

Разумовский Владимир Михайлович

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Горев Андрей Эдливич

доктор экономических наук, профессор

Кулик Юрий Александрович

доктор технических наук, профессор

Лукинский Валерий Сергеевич

Ведущая организация – Санкт-Петербургский филиал Государственного университета - Высшей школы экономики

Защита состоится « » ноября 2009 г. в ____часов на заседании диссертационного совета Д 212.237.07 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов» по адресу 191023, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д.21, ауд. 344

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов»

Автореферат разослан «___»__________2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат экономических наук Михайлов П.Б. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Дорожное хозяйство России является одним из основных элементов транспортной инфраструктуры, который обеспечивает конституционные гарантии граждан на свободу передвижения и перемещение товаров и услуг. Наличием и состоянием сети автомобильных дорог общего пользования определяется территориальная целостность и единство экономического пространства РФ.

Становление рыночных отношений в российской экономике, формирование рынка автотранспортных услуг с развитием предпринимательства и конкуренции изменили условия функционирования автомобильного транспорта. Эффективность работы автотранспорта непосредственно зависит от уровня содержания и развития сети автомобильных дорог. Согласно положениям Транспортной стратегии РФ развитие дорожной сети должно соответствовать темпам социально-экономического развития страны и обеспечивать потребности в перевозках в соответствии с ростом автомобилизации.

Из-за несоответствия уровня развития дорожной сети спросу на автомобильные перевозки хозяйство и население страны несут значительные экономические потери. Россия существенно отстает от ведущих зарубежных стран по показателям подвижности населения, скорости доставки грузов, плотности и качеству дорожной сети, что приводит к снижению конкурентоспособности отечественных производителей, высокой доле транспортной составляющей в себестоимости продукции, сдерживанию роста производительности труда и объемов инвестиций.

Отставание в развитии автомобильных дорог и плохое состояние отдельных участков дорожной сети, перегрузка дорог у важнейших транспортных узлов выступают факторами, сдерживающими развитие ряда городов, регионов и национальной экономики в целом.

Степень разработанности проблемы. Проблемы развития транспортных коммуникаций широко исследуются с различных позиций и точек зрения. Вопросам развития транспортной инфраструктуры посвящены исследования П.Я Бакланова, О.В. Белого, В.Н., Бугроменко, С.Д. Воронцовой, В.Г. Галабурды, Г.А Гольца, О.С Пчелинцева, Д.С. Романова, И.А Соболя, А.И. Чистобаева, С.И. Яковлевой, а также К. Кларка, Р.Д. Кновлеса, У. Корвера, Л. Харрела, Б.С. Хоулома. Проблемы формирования единой транспортной системы рассмотрены в трудах И.В. Кочетова, И.В Никольского, Н.А Троицкой, А.Б. Чубукова. Теоретические и методические аспекты изучения и построения транспортных магистралей и сетей освещены в работах Ф.М. Кацмана, А.Е. Королевой, П.М. Поляна, С.А. Тархова. Современные тенденции в развитии транспорта, логистики и организации перевозок исследовали А.Э. Горев, Ю.А. Кулик, Ю.Г. Липец, В.С. Лукинский, В.А. Пуляркин, С. Б. Шлихтер.

Вопросы формирования транспортного комплекса в контексте регионального развития нашли отражение в трудах ведущих специалистов в области региональной экономики и экономической географии. Особо в этом отношении заслуживают быть отмеченными работы Н.Т. Агафонова, Ю.Н. Гладкого, Ю.Д. Дмитревского, А.Е. Карлика, Н.Н. Колосовского, Г.М. Лаппо, О.П. Литовки, И.М. Маергойза, А.Н. Петрова, А.Е Пробста, В.М. Разумовского, Б.Б. Родомана, А.И. Трейвиша, С.А. А.А.Ткаченко, Э.Л. Файбусовича, А.М. Ходачека, В.М. Ходачека, М.Д. Шарыгина, В.Е. Шувалова.

Несмотря на несомненные достижения в области теории и методики развития транспортной инфраструктуры, все еще остаются недостаточно исследованными вопросы экономики и организации региональных дорожных систем. Фундаментальные научные разработки по этой проблематике практически отсутствуют. Выделение дорожных систем в обособленный объект исследования региональной экономики обусловлено их важнейшими функциями в региональном развитии, спецификой формирования и эксплуатации.

Все вышеизложенное определило цель диссертационного исследования, которая состоит в разработке организационно-экономических основ развития дорожной сети.

Поставленная цель обусловила следующие задачи исследования:

- исследовать значение и функции автотранспортного комплекса в современной экономике;

- проанализировать влияние автомобильного транспорта на

региональное развитие;

- определить соотношения между формами организации производства и видами транспорта;

- исследовать современные особенности транспортно-географического районирования и районообразующие функции транспортного фактора в новых экономических условиях;

- исследовать условия и особенности формирования региональных транспортно-логистических систем, место и функции автомобильного транспорта в указанных системах;

- проанализировать современное состояние и проблемы развития дорожного хозяйства РФ;

проанализировать глобальные тенденции развития автотранспорта и их проявления в транспортном комплексе РФ;

разработать теоретические и методические основы формирования стратегии развития дорожного хозяйства на федеральном и региональном уровнях и механизмов ее реализации;


загрузка...